«Философ на троне»
«Философ на троне»
В Киевской Руси грамотными людьми, книжниками были не только духовные лица, но и представители светской элиты. Книжная мудрость ценилась в княжеской среде. Это прослеживается, в частности, в деятельности Ярослава Мудрого. Очевидно, и он сам, и его дети владели грамотой. Известно, что дочка этого князя Анна Ярославовна, которая стала королевой Франции, умела писать, в отличие от своего мужа. В целом, грамотность среди женщин в то время была явлением очень редким. И в этом плане пример Анны Ярославовны является свидетельством высокой письменной культуры Киевской Руси. Книжником, высокообразованным правителем был Владимир Мономах. Ценили книжность также другие древнерусские князья, при дворах которых переписывались книги (здесь можно вспомнить хотя бы Изборники Святослава). Некоторые князья имели свои библиотеки. Так, до сегодняшнего времени сохранилась легенда о большой библиотеке князя Ярослава Мудрого.
В такой культурной атмосфере полностью возможным стало появление «философа на троне». Таким в Галицко-Волынской летописи изображен князь Владимир Василькович. К сожалению, на эту интересную фигуру в нашей истории исследователи почти не обращают внимания.
Родился он ориентировочно во второй половине 40-х гг. ХІІІ ст. Его отцом был волынский князь Василько — сын Романа Мстиславовича. Владимир Василькович с молодых лет принимал участие в военных походах вместе с отцом. Наряду с военным искусством, обучался искусство дипломатии. И таким образом учился «быть князем». После смерти отца в 1269 г. занял престол во Владимире на Волыни.
В Галицко-Волынской летописи автор представил Владимира Васильковича как образцового князя-христианина, который проявляет христианское благочестие: читает Священное писание, поддерживает монахов и священнослужителей. Ему присуща смиренность, отсутствие гордости, справедливость, милость к убогим — моральные качества, которые ценились христианами. Специально подчеркивается, что «говорил он ясно [словами] из [Святых] книг, потому что был философ великий».
У Владимира Васильковича, очевидно, не лежала душа к военному делу. Стремился избегать войн, которые вели между собой князья. Однако большое внимание уделял дипломатии. Предпочитал сосредоточиваться на внутригосударственных делах. Укреплял рубежи своего княжества. В частности, решил близ Бреста «поставить город», который служил бы оборонным форпостом. Так вырос город Каменец с башней-донжоном. Сооружения подобных башен, которые на то время считались почти неприступными, было начато в Италии. Судя по Галицко-Волынской летописи, при дворе князя находились люди, которые овладели этой непростой строительной техникой. С именем Владимира Васильковича связаны первые упоминания о Любомле и Кобрине.
КНИГА В ДРЕВНЕЙ РУСИ БЫЛА ПРЕДМЕТОМ ВСЕОБЩЕГО УВАЖЕНИЯ. ПРИЛЕЖНЫМ КНИЖНИКОМ БЫЛ И «ФИЛОСОФ НА ТРОНЕ» КНЯЗЬ ВЛАДИМИР ВАСИЛЬКОВИЧ, ПЕРИОД ПРАВЛЕНИЯ 1269—1288 ГГ. / ФОТО C САЙТА WIKIPEDIA.ORG
Непростыми были отношения князя с татарами. Находясь, как и другие галицко-волынские князья, в определенной зависимости от ордынцев, он стремился дистанцироваться от них — конечно, насколько позволяла ситуация. В то же время этот правитель использовал ордынский фактор в полезных для своего государства целях.
Владимир Василькович уделял большое значение развитию культуры. При его содействии была составлена и существенно отредактирована основная часть Галицко-Волынской летописи. В этом летописном своде размещена большая похвала князю, где указывались его заслуги на поле культурном: строительство и отделка церквей, переписывание для них книг и тому подобное. Это один из немногих летописных отрывков (к тому же наиболее объемный), где идет речь о культурной жизни Древней Руси. Он позволяет нам сформировать всестороннее представление об элитарной культуре наших предков.
Интересными в летописи являются упоминания о книгах. В то время на Волыни уже сложились определенные традиции книгописания. Об одних подаренных Владимиром Васильковичем книгах говорится, что он их «списал» (или переписал), а о других, будто «сам списал». На основе этого исследователи делают такой вывод: в первом случае речь идет о заказных книгах, которые переписывали специально нанятые писари, во втором имеется в виду то, что князь сам эти книги переписал.
В то время князья, другие власти предержащие такими делами не занимались. Не княжеское было это дело. По крайней мере, ни в древнерусских летописях, ни в средневековой европейской хронике подобных сообщений не находим. Поэтому Владимир Василькович в этом плане выглядит как необычная, неординарная фигура.
Даже возникает мысль, не приписал ли летописец Владимиру Васильковичу того, чего тот не делал. Но, похоже, это не выдумка. В то время переписывание книг рассматривалось как богоугодное и святое дело. А Владимир Василькович тяжело болел. Возможно, взявшись переписывать книги, надеялся на отпущение грехов и спасение. Потому что свою болезнь считал наказанием за грехи. Или, может быть, надеялся, что это богоугодное дело облегчит его страдания?
Книг, которые Владимир Василькович «сам списал», немного. Показательным является то, кому он их дарит. Переписанного им Апостола передает монастырю святых Апостолов. Этот монастырь много значил для князя. Владимир Василькович, по свидетельству «Завета», сам его «построил... своими силами». Согласно этому же «Завету», монастырю передавалось село Березовичи, купленное князем, а сама обитель переходила в наследство жене князя Ольге. Для такого монастыря Владимир Василькович собственноручно мог переписать книгу.
Еще одна переписанная князем книга, Евангелие апракос, перешла к Перемышлянской епархии. Возможно, здесь дали о себе знать амбиции Владимира Васильковича. Вероятно, перемышлянский епископ Мемнон, с которым он общался, произвел на него впечатление ученого человека. И чтобы продемонстрировать свою ученость, князь подарил собственноручно переписанную книгу.
Большой интерес вызывает летописное сообщение о том, что среди подаренных Владимиром Васильковичем церквям книг был Соборник (Изборник) его отца. Один экземпляр этой книги он дал Благовещенской церкви в Каменце, другой — монастырю святых Апостолов. К сожалению, этот Соборник не сохранился, и мы не знаем, что это за книга. Однако можно высказать некоторые догадки. Очевидно, Соборник Василька Романовича напоминал Изборники Святослава 1073 и 1076 гг. и служил для Владимира Васильковича учебником, по которому его учили. Если это действительно так, то понятным становится интерес князя к книжности и философии.
Однако названные книги — далеко не вся лектура Владимира Васильковича. В летописи вспоминается, что он читал Книги пророков, в частности книгу Исайи. Вероятно, знал и другие ветхозаветные тексты.
Упомянутые в летописи книги — лишь часть из тех, которые создавались при дворе и при содействии Владимира Васильковича. До нас дошли фрагментарные данные и о других книгах. В частности, сохранилась Кормчая ХV ст., переписанная из более ранней рукописи. Переписчик полностью скопировал прототип, и потому рукопись начиналась словами, что эта книга «списана» в 1286 г. «боголюбивым князем Владимиром, сыном Васильковым, внуком Романовым, и боголюбивой княгиней его Ольгой Романовной». Книга, как и запись в ней, свидетельствуют о том, что ее заказчиком был не только князь, но и его жена. Известны факты более поздних времен, когда богатая Волынь заказывала переписывать книги. Стоит обратить внимание и на содержание книги. Кормчая (по-гречески — Номоканон) — кодекс канонического права.
Еще более интересный для нас сборник наставлений Ефрема Сирина, переписанного каким-то писарем Иевом. В сборнике сделана запись, где сообщается, что «написались сии книги за царства благоверного царя Владимира, сына Василькового, внука Романового». И писались они на «спасение души» Петра, тивуна князя Владимира, и его детей — Лаврентия и Варвары. В записи есть упоминание, что тивун Петр своего сына Лаврентия «дал учить святым книгам, поучая на все времена апостольскими заповедями». Заканчивается запись прославлением Владимира Васильковича: «Многа літа князеві Володимирові і княгині Волзі і строїтелеві книг сих», то есть тивуну Петру.
Следовательно, не только князь Владимир Василькович и его жена уделяли внимание культурной деятельности. Пример у них брали их чиновники, как этот тивун Петр. Он не только заказывает переписать для себя книгу, но и — что очень важно — посылает своего сына учиться грамоте.
Приведенные факты (даже невзирая на их фрагментарность) дают основания говорить о высоком культурном уровне Волыни во времена правления Владимира Васильковича. Основным центром культуры края был столичный город Владимир, где существовала школа, которая готовила квалифицированных книжников. Ее даже можно считать школой высшего типа, поскольку после обучения из нее выходили люди, которые хорошо знали христианскую доктрину, порядок православного богослужения, умели работать с церковными книгами, переписывать их, способны были создавать оригинальные тексты. Таких людей, как для того времени, было немало. Пример тивуна Петра, который отдает сына Лаврентия учиться грамоте, показывает, что грамотность распространялась не только среди священников, но и среди светских лиц.
Владимир Василькович со своей стороны стремился расширить круг грамотных людей, потому развивал образование не только в столичном граде, но и в других городах своего княжества. Не с этой ли целью он так щедро дарил церквям в провинции разнообразную литературу — не только сугубо богослужебные книги, но и книги поучительного характера. Ведь при церквях существовали школы и уровень преподавания в них часто зависел от того, какими книгами могли пользоваться учителя.
Умер Владимир Василькович в Любомле 10 декабря 1288 г. Летописец писал, что, умирая, князь обратился к Богу. Даже приводится текст этой молитвы. А еще перед смертью князь раздал немало своих сокровищ убогим людям.
В лице Владимира Васильковича имеем правителя, который понимал необходимость развития государства, укрепления его социальных и религиозно-культурных структур.
Выпуск газеты №:
№88-89, (2017)Section
История и Я