Галицко-Волынское государство
Княжество или королевство?Начало. Продолжение
Начатое газетой «День» освещение истории Галицко-Волынского государства требует выяснения целого пакета дискуссионных вопросов. Какой взгляд историков на эти вопросы? Где, в каких архивах или археологических раскопках, искать ответа? Ведь часто восприятие этого государства диктовалось взглядом северного соседа, который исходил из своих имперских намерений подчинить себе соседние территории. С просьбой дать комментарии относительно этих проблем мы обратились к заведующему кафедрой средних веков и византинистики Львовского национального университета им. И. Франко, доктора исторических наук, профессора Леонтия Войтовича.
Зиновий ПАРТИКО: Леонтий Викторович, начну с вопроса, который звучит постоянно, но ответов на который либо нет, либо они очень разные, в частности и неопределенные, а именно: была ли у Данила Галицкого корона и где она теперь, если до сих пор существует? Существует ли какая-то одна, научным образом согласованная точка зрения?
Леонтий ВОЙТОВИЧ: Не могло быть коронации без короны, папские легаты такие короны всегда привозили. Когда в 1215 г. короновали галицкого короля Калмана, его отец — венгерский король Андрей ІІ — обратился с соответствующим письмом к Ппе, в котором просил прислать для сына золотую корону, «...чтобы он мог утешиться как помазанием на короля, полученным от Апостольского престола, так и короной, полученной благодаря Вашей щедрости, и благодаря этому мог получить надлежащую почесть своих подданных, а у соседей — надлежащее признание».
Коронация Данила Романовича не подлежит никакому сомнению, о ней, кроме Галицко-Волынской летописи, сообщают также личный духовник Папы Иннокентия IV Николо де Кальви, польские Анналы Красинских и другие источники, в т.ч. и более поздние польские хронисты. Несомненно то, что легат Папы Иннокентия IV аббат Опизо из Мессаны привез королевскую корону в Дорогочин, где и состоялась коронация. Скорее всего, это состоялось на Рождество 25 декабря 1253 г. (тогда католическая и православная церкви отмечали Рождество в один и тот же день).
Здесь может возникнуть вопрос: почему на одну и ту же территорию (Галичину и Волынь) получили корону два правителя? Дело в том, что Данило — в отличие от Калмана — короновался на всю Русь! Ведь он был наследником своего деда, прадеда и т. д., которые были великими князьями киевскими, то есть главами всей Руси. А подтверждение на Галич и Владимир он получил от хана Бату (Батыя). К сожалению, мы еще до сих пор имеем искаженное представление о Даниле как князе лишь Галицком (причину этого не рассматриваю).
Что касается короны Данила и ее последующей судьбы, то она такова. В 1340 г. умер правнук Данила — Болеслав-Юрий Тройденович, которому принадлежала корона. После этой смерти польский король Казимир ІІІ во время кратковременного набега на Львов захватил коронационные регалии, в том числе и корону, и вывез их. Из этих вывезенных регалий до нашего времени уцелел только реликварий (вместилище для хранения реликвий), который в свое время принадлежал византийскому императору Мануилу И Комнину (около 1123—1180). В реликварии была помещена частица животворящего дерева из креста, на котором распяли Иисуса Христа. Очевидно, этот реликварий как часть коронационных регалий был привезен из Византии матерью короля Данила — Ефросиньей-Анной, дочерью императора Исаака ІІ Ангела. В настоящее время этот реликварий находится в Париже. Другие коронационные регалии польских королей, в частности и корона Данила Романовича, в составе регалий уже польских королей попали к королям прусским после ликвидации Речи Посполитой и были переплавлены на золото в конце ХVIII ст. Об этом написано в трудах известных польских исследователей, в частности и Е. Домбровской; писали об этом также немецкие и русские исследователи.
Таким образом, современные поиски короны Данила лишены смысла. Кстати, так же, как не имеет смысла и попытка считать ею митру перемышльских епископов. Объясню последнее: форма короны ХІІІ ст. не отвечает форме митры, похожие на митру короны начали появляться только в конце XVI в..; кроме того, ценные камни, которыми украшена митра, не соответствуют уровню украшений для королевской короны. Ради справедливости отмечу, что единого мнения среди исследователей по поводу митры нет, в частности из-за того, что кое-кого из историков и в наше время мечтает найти эту корону, а кое-кто просто пытается продемонстрировать свою эрудицию.
Между прочим, о том, как мы в настоящий момент величаем короля Данила. Дело в том, что король Данило, вероятно, неприятно удивился бы, если бы узнал, что историки ХІХ ст. называют его Галицким: употребление определения Галицкий в определенной степени его унижает. Ведь самим только Галицким княжеством он никогда не владел (из 59 лет, проведенных на княжеском и королевском престолах, непосредственно в Галиче он не пробыл и трех). Поэтому правильнее называть его просто королем Данилом.
З. П.: А как величали Данила во времена его правления: королем или князем? Существуют ли отличия в титуловании в нашей славянской, украинской традиции, и в традиции западной, в частности в ватиканской?
Л. В.: До 1253 г. все западные источники титулуют Данила Романовича либо князем, либо герцогом, а после указанной даты — лишь королем. В частности, Светлейшим королем Руси титуловал его папа Иннокентий IV, королем (не разворачивая полный титул) величали европейские летописцы и хронисты. Добавлю только, что полный титул каждого правителя в разные времена — разный, поскольку воспроизводит, как правило, последовательность присоединения тех или иных земель; короткие же титулы являются постоянно одинаковыми.
З. П.: Если Данило Галицкий был королем, то королями должны были быть и его потомки. Кого из потомков Данила титуловали королем? Насколько длительной была эта традиция?
Л. В.: Западные источники титуловали брата Данила — Василька Романовича и его сына — Льва Даниловича королями. Что касается русских летописей, то там по традиции их величали князьями. — Причина отличий в титуловании заключалась в ордынской зависимости (правители Золотой Орды видели в титуле короля полностью независимое от них лицо, с чем согласиться не могли). Поэтому лишь после 1301 г., когда золотоордынские правители «потеряли бдительность» (хан Токта опять ввязался в борьбу за Азербайджан, а его братья продолжали бороться с потомками Ногая в Причерноморье), потомок Данила — Юрий Львович — снова смог титуловать себя королем, демонстрируя тем самым независимость от Орды. Наверно, именно это стало причиной политических трудностей у его сыновей, когда хан Узбек решил вернуть им предыдущий титул князь.
В западноевропейском мире Галицко-Волынское государство оставалось королевством Руси вплоть до 1387 г., когда его элита признала пренебрежение к ней польских правителей — Владислава Ягайла и Ядвиги д’Анжу.
Более того, вплоть до 1434 г., пока длились дипломатические переговоры относительно статуса этой территории, оно сохраняло автономию. Из-за этого для него во Львове даже отдельно чеканили «русские» деньги. Соответственно, название образованной на этих землях новой административной единицы в составе Литвы, — Русское воеводство — впитало в себя название королевства Руси.
З. П.: Известно, что со временем некоторые императоры Священной Римской, а также Австро-Венгерской империй именовали себя королями Галичины и Владимирии. Как случилось, что этот титул перешел к ним?
Л. В.: Случилось так потому, что территория Галичины и Владимирии породила два титула. Об одном из них (титул короля Руси) я уже сказал, а второй возник еще до Данила вот при каких обстоятельствах.
Галицкая династия Ростиславичей, первых галицких князей, находилась в семейных связах с венгерскими королями династии Арпадов (Ростиславичи были сыновьями Илоны-Ленке, дочери короля Венгрии Беллы І). Именно поэтому с конца ХІІ ст. венгерские короли и претендовали на наследство Ростиславичей. Да, венгерский король Андрей ІІ (правил в 1205—1235 г.) принял титул короля Галиции и Лодомерии (Владимирии), а в Галиче, как я упоминал, в 1215 г. даже короновали его сына — Калмана. В 1221 г. Калман потерял Галич, получив владения в других землях, которые входили в состав Венгерского королевства, но при этом указан выше титул за собой сохранил. После Калмана титул короля Галиции и Лодомерии остался в Арпадив, после вигаснення которых перешел к их наследникам — Анжуйской династии, что правила в разных государствах Европы.
Когда позже венгерскими королями стали роды Люксембургов, а затем Габсбургов, то они указанный титул просто унаследовали. Дальше представители обеих этих династий становились императорами Священной Римской империи. В частности, Габсбурги использовали этот титул (королей Галиции и Лодомерии) в 1772 г., при первом разделении Польши, как основание для получения земель Галичины. В 1806 г. — после ликвидации Священной Римской империи — этот титул унаследовали императоры Австрии, а следовательно — и Австро-Венгрии.
В австрийской монархии Габсбургов Галичину не только номинально, но и фактически рассматривали как отдельное королевство на уровне с королевством Чехии, а потому допускали для него определенную автономию и даже существование отдельного парламента (сейма). В ХІХ в. этот отразилось в возобновлении украинской церковной митрополии, украинских школ, гимназий, газет, в конечном итоге кафедры всемирной истории (с украинским (русским) языком преподавания) в университете и украинского языка в общении с солдатами тех полков ІХ и Х корпусов австрийской армии, где украинцев было больше 50 процентов. После наполеоновских войн к этому королевству присоединили Краковское и Освенцимское княжества. Таким образом образовались Галичина (Восточная и Западная) с приблизительно равным количеством поляков и украинцев. Столицей «королевства», как и раньше, оставался Львов.
О статусе указанной территории именно как королевства говорит и тот факт, что его парламент (сейм) функционировал до 1914 г. В этом парламенте была и украинская фракция, куда входили даже депутаты от крестьян (выборы шли по четырем куриям). Кроме того, без выборов, как так называемые верилисты, в парламент входили иерархи римо-католической, греко-католической и армянской церквей и ректоры Львовского и Краковского университетов.
Выпуск газеты №:
№78-79, (2017)Section
История и Я