Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Государство глазами Платона

Великий древнегреческий мыслитель о происхождении тирании, демократии, олигархии и типах власти
12 августа, 17:15
ВЕЛИКИЙ ДРЕВНЕГРЕЧЕСКИЙ ФИЛОСОФ ПЛАТОН В ДИАЛОГЕ «ГОСУДАРСТВО» ПРОАНАЛИЗИРОВАЛ СУЩНОСТЬ ТИРАНИИ. ЕГО МЫСЛИ СОХРАНЯЮТ СВОЮ ЦЕННОСТЬ И ПО СЕЙ ДЕНЬ

«В первые дни и в первое время своего правления тиран улыбается всем, кто бы ему ни встретился, а о себе утверждает, что он вовсе не тиран; он дает много обещаний частным лицам и обществу; он освобождает людей от долгов и раздает землю народу и приближенным к нему людям. Так демонстрирует он, что милостив и ласков. Но тирану необходимо непрерывно вести войну, чтобы простой народ испытывал потребность в вожде. Поскольку постоянная война возбуждает против тирана всеобщую ненависть и поскольку граждане, которые когда-то способствовали его подъему начинают со временем мужественно осуждать новейшие события и то, к чему эти события приводят, — этот тиран, если он хочет удержать власть, должен последовательно убивать своих критиков, пока не останется у него никого ни из друзей, ни из врагов, кто был бы хоть на что-нибудь способен».

Чистая правда, которая поражает своей точностью и глубиной обобщения. Но кому же принадлежат процитированные выше строки? Это написано 2350 лет назад (!) их автор — не кто-то из признанных в мире историков, социологов или философов ХХ века (таких как Ханна Арендт, Питирим Сорокин, Раймон Арон или Карл Ясперс) перед глазами этого автора не стоял жуткий опыт Чингисхана, Ивана Грозного, Сталина, Гитлера, Муссолини, Пол Пота и подобных им. Великий Платон, величайший из мыслителей Древней Греции, обладал уникальным даром обобщать, на первый взгляд, «отдельные» события, факты и явления и выстраивать на их основе глубинную причинно-следственную цепь. Поэтому 8-й раздел его знаменитого диалога «Государство» (Платон работал над этим произведением уже на склоне лет, примерно в 365—350 годах до нашей эры), откуда и взяты приведенные строки, является и по сей день во многом непревзойденным образцом не только философского, но и политического анализа.

Известно, что Платон не имел в своем распоряжении, с позволения сказать, «свершений» тиранов Нового и Новейшего времени. Философ умер в 347 году до н.э. (Заметим, что Александру Македонскому было тогда 9 лет). Но это не помешало выдающемуся мыслителю в диалоге «Государство», где «модератором», «солистом», интеллектуальным двигателем диалога, как очень часто у Платона, является его Учитель, гениальный Сократ, очень четко изложить свои мысли относительно зарождения, укрепления, преступлений и падения самых разных диктатур. Кстати, поскольку мы знаем, что Сократ сам не зафиксировал письменно свои мысли, а учил только устно, то остается открытым интереснейший вопрос — насколько «Сократ» диалога «Государство» излагает действительно свои, аутентичные мысли, может, эти мысли являются размышлениями скорее самого Платона? Здесь крайне непросто вынести какой-то определенный вердикт.

Стоит еще добавить, что и до Платона, и в его времена Древняя Греция, откровенно говоря, тоже знала немало тиранов (среди них были и мудрые, без кавычек, правители, но достаточно жесткие и властолюбивые, такие как Периандр Коринфский, и садисты вроде Фалариса, властителя Акраганта, который сжигал своих противников в сделанной из меди статуе гигантского быка, и такие «отцы народа», как Писистрат, Клисфен, Гиерон... (кровь никогда не останавливала их). Так что Платону, работая над «Государством», было что изучать и обобщать.

А теперь обратимся непосредственно к мыслям великого философа (из 8-й главы «Государства», возможно, наиболее сильной и антитираничной). Вот что пишет Платон: «Ясно, что когда появляется тиран, он растет именно как ставленник народа» (эту и последующие мысли, напомним, Платон вложил в уста Сократа). «С чего начинается превращение такого ставленника в тирана?.. Говорят, что кто хоть раз попробовал мягкое мясо человека — тот неизбежно станет волком. Разве не то же самое происходит и с представителем народа? Имея в руках очень послушный народ, разве он воздержится от крови своих соотечественников? Наоборот, как это обычно бывает, он станет привлекать их к суду по несправедливым обвинениям и опозорит себя, отбирая у людей жизнь, собственными нечестивыми устами и языком он будет смаковать убийство родственников».

И далее Платон (Сократ?) Утверждает: «Наказывая изгнанием и осуждая на страшную казнь, он (тиран. — И.С.) между тем будет обещать отмену задолженности и передел земли. После всего этого разве не ждет такого человека неизбежно одно из двух: либо погибнуть от руки своих врагов, либо же окончательно превратиться из человека в волка? И еще: он тот, кто поднимает восстание против людей, которые имеют собственность! Если он потерпел неудачу, был приговорен к изгнанию, а затем вернулся — бросая вызов своим врагам — то возвращается он уже как совершенный тиран. Если же те, кто его подверг изгнанию, будут не способны его сбросить снова и казнить, очернив в глазах граждан, то они замышляют его тайно убить. Отсюда это общеизвестное требование со стороны тиранов: как только они достигнут такой власти, они требуют, чтобы народ назначил им охранников, чтобы народный заступник был в безопасности. И народ, конечно, дает их ему, потому что дорожит его жизнью, а за себя пока (!. — И.С.) вполне спокоен. А если такой человек имеет большие деньги — то считает, что вместе с деньгами имеет основания ненавидеть и презирать народ».

И далее Платон развивает свои рассуждения: «Рассмотрим теперь, в чем счастье этого человека и того государства, где появляется подобного рода смертный. Сначала тиран представляет себя как милостивого ко всем и кроткого; а потом тирану придется зорко следить за мужественными, благородными, за теми, кто умен и богат. Поистине велико «счастье» тирана: он невольно является врагом всех этих людей и устраивает против них козни, пока не очистит от них государство. Странное очищение, если правду сказать! Оно противоположно тому, что применяют врачи: те удаляют из тела все худшее, оставляя лучшее, здесь же все происходит наоборот... Пожалуй, для тирана это необходимо, если он хочет сохранить власть.

О его блаженстве говорит и выбор, стоящий перед ним: или существовать вместе с толпой негодяев, к тому же тех, которые его ненавидят, или попрощаться с жизнью. И чем больше он становится ненавистным гражданам после этих своих действий, тем больше нужно ему преданных охранников. А кто ему верен? Откуда их взять? Их соберется сколько угодно, стоит только заплатить. Но, клянусь, часто мне кажется, что мы снова говорим о каких-то паразитах, о чужеземном отрепье!»

По мнению Платона, «блаженным же существом можно назвать тирана, если подобные люди — его верные друзья, а предыдущих, настоящих, он погубил! Эти его сподвижники будут им восхищаться, его общество составят эти новые граждане, тогда как люди порядочные будут ненавидеть и избегать его.

Есть блестящие трагические поэты, например Эврипид, которые признают «мудрость» правления тиранов. Но пусть они и нас, и всех тех, кто разделяет наши взгляды на устройство общества, простят, если мы не примем их в наше государство именно потому, что они так славят тираническую власть. Обходя другие государства, собирая огромные толпы, подрядив исполнителей с прекрасными, сильными, впечатляющими голосами, они привлекают граждан к тирании и демократии» (обращает на себя внимание, что Платон объединяет в единое целое обе эти формы государственного устройства. Более того, дальше он доказывает, что тирания растет и возникает именно из демократии. В этом стоит разобраться — это будет темой нашего отдельного дальнейшего разговора. — И.С.).

«Более того, — резюмирует Платон, — такие поэты и певцы получат вознаграждение и им дается слава наибольшей степени, и это естественно, со стороны тиранов, а на втором месте — от демократии. Но чем выше карабкаются они к вершинам государственной власти, тем слабее становится уважение к ним, якобы ему, этому уважению, не хватает дыхания идти дальше».

«Но мы с тобой, — пишет философ, — сейчас несколько отклонились от темы, давай вернемся снова к этому войску тирана, такому многочисленному, блестящему, разнообразному, которое всегда меняет свой состав, и посмотрим, на какие средства, собственно, оно содержится. Поймем: если народ породил тирана, то народу и суждено кормить его и его приспешников! Это тирану совершенно необходимо. Вот тогда народ поймет, клянусь Зевсом, какую тварь он породил, да еще и заботливо вырастил. Он убедится, насколько мощными являются те, кого он пытается прогнать своими слабыми силами. Как говорит пословица, «избегая дыма, попадешь в огонь»; так и народ из подчинения свободным людям попадает в зависимость от деспотичной власти и свою непомерную свободу меняет на наиболее тяжелое и горькое рабство — рабство у рабов. Это именно так и происходит».

Стоит не забывать, что развитая Платоном классификация ложных, опасных, по меньшей мере, негативных форм государства, так же, как и его анализ происхождения и смертельных форм тирании, не является умозрительной конструкцией. В ее основе лежат вполне реальные наблюдения гениального философа за разновидностями государственного устройства, которые существовали в разных частях Древней Греции в тех или иных греческих полисах (городах-государствах). Только выдающаяся политическая наблюдательность и большая осведомленность, которую Платон получил за время пребывания в многочисленных государствах Греции и за ее пределами, могли дать мыслителю возможность так глубоко и проникновенно охарактеризовать отрицательные стороны различных типов государственного устройства и управления.

А наш разговор о государстве глазами Платона отнюдь не закончен. Нам еще предстоит рассмотреть, какие именно типы государственного устройства выделял философ, почему он считал, что тирания часто возникает из демократии, и какое устройство государства Платон считал идеальным.

Начало. Продолжение читайте в следующем выпуске страницы «История и Я»

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать