Ум не знает границ.
Джанни Родари, итальянский писатель, журналист

Граф Калиостро, и не только...

Сутковцы: уникальный храм-крепость на Хмельнитчине
6 октября, 2017 - 11:50
ЧЕГО ТОЛЬКО НИ ВИДЕЛИ СУТКОВЦЫ ЗА ПЕРИОД СВОЕЙ УДИВИТЕЛЬНОЙ ИСТОРИИ! РАССКАЗЫВАЮТ, ЧТО ЗДЕСЬ БЫВАЛ ДАЖЕ ЗНАМЕНИТЫЙ ГРАФ КАЛИОСТРО / ФОТО АВТОРА

Любой замок, дворец или храм — это не просто архитектурные сооружения, а немые свидетели нашей истории. Они до сих пор хранят память о прошлом в ожидании новых веков и любознательных поколений. И стоит лишь прикоснуться к ним, как они раскрывают страницы собственных воспоминаний для того, чтобы поведать нам о событиях предыдущих веков.

Покровская церковь в Сутковцах накапливала свои знания и была местом пристанища и исцеления в течение шести веков. Церковь-воин пережила монголо-татар, войны, Голодомор, советское забвение; знала три семьи шляхтичей-владельцев и видела даже графа Калиостро. Более того, она является уникальной по своей архитектуре не только для Украины, но и для всей Европы (!). Согласитесь, весомый список для средневекового памятника истории, который находится в небольшом селе.

Расположены Сутковцы на крутых берегах реки Ушицы в шести километрах от районного центра Ярмолинцы Хмельницкой области. Сегодня они подвергаются «нападениям» только от туристов, а когда-то местечко лежало на пресловутом маршруте — Кучманском пути. Именно здесь татары осуществляли свои набеги на украинские земли: грабили, насиловали и забирали людей в ясырь. Очевидно, что при таких условиях жизненная необходимость вынуждала наших предков строить фортификационные сооружения.

Церковь Покровы Пресвятой Богородицы — один из самых древних в Украине оборонных храмов и единственный средневековый оборонный храм тетраконхового типа. Характерной особенностью для этого типа является квадратный центральный зал с прилегающими к нему, в виде лепестков, четырьмя полукруглыми апсидами. Это церковь-донжон. В средние века такие храмы приобрели популярность в Византии, Грузии и Армении. Ближайший аналог подобного здания находится в городе Этамп (Франция) в виде башни, которая осталась от замка Людовика VI (XIII в.). Практичные французы с уважением относятся к достопримечательностям, поэтому донжон является самой главной туристической атракцией города и его символом.

Безусловно, прославилась сутковецкая церковь благодаря своему внешнему виду. Она действительно похожа на миниатюрный замок, в котором доминируют признаки фортификационного сооружения, и только кресты указывают на принадлежность к сакральной архитектуре. Церковь имеет два этажа: на нижнем располагается сам храм, на втором — защитные башни с бойницами. Особенностью также является столб-колонна, подпирающая свод посреди церковного зала. Подобное явление оригинально в этом сооружении и не присуще храмовой архитектуре Украины.

Точно известно имя первого владельца села — Ходько Кроат. Сутковцы как околица Ярмолинцев, достались ему в 1407 году от Владислава Ягайло — польского короля, который раздавал подольские земли своим приближенным за долговременную службу при дворе. Получив наследство, его внуки — Дахно и Федор — разделили земли между собой. Первому достались Ярмолинцы, и он начал называть себя Ярмолинским, а второму, соответственно,     — Сутковцы. Так от Федора начался род Сутковецких (Сутковецких) или Сутковских, которые владели селом до конца XVI века. Официальной датой перепланировки крепости в церковь считается 1476 год, об этом свидетельствовала надпись на одном из колоколов, который, к сожалению, не сохранился до наших дней. В церкви до сих пор можно увидеть надгробие Ивана Дахновича — последнего потомка по мужской линии из рода Сутковских.

Впоследствии судьба села складывается несколько романтическим образом. Сутковцы переходят Александру Балабану как приданое после его бракосочетания с Варварой Суткивской. Второй обладатель села происходил из знатной православной семьи и был племянником известного церковного деятеля — Гедеона Балабана. В 1623 году Александр построил крепость-замок на горе, полуразрушенная башня которой стоит в Сутковцах и по сей день. Церковь и замок были объединены между собой подземным ходом. Обычно в древние времена такие тоннели были непременной составляющей любого города, потому что соединяли оборонные укрепления или вели в прилегающие леса. Местные поговаривают, что эти тайные пути вели вплоть до Каменца-Подольского. И хотя такие легенды придают мистический привкус историческим местам, разумеется, что это не более чем выдумка. 

С конца XVII века в Сутковцах хозяйничают Грабянки. Один из представителей этого древнего рода заслуживает особого внимания, а именно — Тадеуш Грабянка. Этот шляхтич был человеком исключительного нрава и имел специфический взгляд на мир. Поражает многообразие его занятий — алхимик, иллюминат, масон, мартинизм. Вероятно, в этом причина большого количества псевдонимов Грабянки — «Граф Сутковский», «Граф Остап», «Польский Граф» и «Король Нового Израиля». Он увлекался эзотерикой и магией, поэтому часто принимал в своих подольских владениях разных философов, колдунов и... грабителей. Наиболее известный авантюрист всех времен — сам граф Калиостро (Джузеппе Бальзамо) гостевал у господина Тадеуша в 1789—1790 годах. Находился он в ближайшем окружении Грабянки не просто так, а изготовил для него «философский камень». Хоть секрет вечной молодости Калиостро так и не нашел, однако успел написать конституцию для будущей «Республики Света» (польско-украинского федерального государства) и создал для украинских масонских лож ритуал «Непобедимого Скифского солнца» («Большой Царский Ритуал Атагарзиса — Большого Скифа»).

Масоновед Владимир Ешкилев комментирует эти события в своем труде «Масонский проект «Украина»» так: «По определенным историческим намекам мы узнаем, что к ритуалу Большого Скифа имели отношение две выдающихся персоны Российской Империи — друг семьи гетмана Разумовского дипломат В.     Томара и Николай Васильевич Репнин, потомок Рюриковичей Черниговской линии, государственный деятель и кандидат в гетманы Украины в первые (достаточно либеральные и многообещающие) годы царствования Александра І... Теперь нетрудно понять политические цели «великоскифов». Судя по всему, они надеялись на возобновление автономного Украинского Гетманата в составе Империи, как первого шага к Калиостровой Республики света. Есть основания считать, что «проект Калиостро» стал первым оккультно-политическим проектом украинской независимости и в отличие от проектов масонов-мазепинцев середины восемнадцатого века, не канул в лету. Не забылся, не потерялся, не превратился в игрушки самозванцев и дураков».

Теперь трудно сказать, кем в действительности были Грабянка и Калиостро — чудаковатыми мечтателями или борцами за нашу независимость, но они однозначно были яркими и неординарными фигурами своей эпохи.

Стоит отметить, что свои наихудшие времена Покровская церковь переживала при советской власти (как и много других церквей) и была закрыта дважды: с 1939 по 1942 и с 1946 по 1989 годы. В этот период в помещении устроили склад для разного хлама, а церковные ценности исчезли (казацкие кресты, иконы). Говорят, что из храма было вывезено около ста машин мусора во время реставрации.

Правда, церковь пережила множество реконструкций, некоторые из них не только не помогли, но и оказались фатальными. В 1960-е годы храм хотели исключить из реестра памятных сооружений Украины. Историки и архитекторы достопримечательность отстояли. Однако в 1990-х гг. жители села взялись ремонтировать церковь собственноручно: сделали цементную «шубу», через которую стены пропитались влагой, и именно это привело к аварийному состоянию здания. Кроме того, под этим слоем навсегда были уничтожены фрески XVI века. Каких только страданий не натерпелась церковь во время перестроек: то строители залепили вентиляционные отверстия, то баню переделали в русском стиле. Но во время так называемых ремонтов иногда случались и археологические находки. «Под самим храмом находились подвалы, где было обнаружено много человеческих останков. Теперь они похоронены во дворе. Точно неизвестно, что это были за люди. Есть несколько версий: либо это были священники, служившие в храме, либо люди, которые охраняли церковь. Я думаю, что вероятнее всего, это были те, кто умер во времена Голодомора. Но говорить с уверенностью можно только после научных исследований и экспертиз», — рассказывает отец Владимир, настоятель церкви Покровы Пресвятой Богородицы.

В 2000 гг. государство выделило деньги на реставрацию храма-крепости. По проекту архитекторов Елены Пламеницкой и ее дочери Ольги Пламеницкой были восстановлены старые формы кровли. Но реставрационные работы были слишком длительными и нечетко спланированными. Поэтому и сегодня церковь выглядит запущенной и нуждается в финансировании. Кажется, она так и не нашла своего архитектора, который с умом и неравнодушием отнесся бы к ее восстановлению.

Невзирая на почтенный возраст и кое-какую заботу, церковь продолжает жить полноценной жизнью. В ней проводятся богослужения два раза в месяц и по большим праздникам, приезжают туристы не только из Украины, но и из-за границы. Отец Владимир гостеприимно проводит им экскурсии, рассказывая лишь о части тайн, которые скрывает эта уникальная крепость Подолья. А остальные секреты остается разгадывать нам...

Александра КЛЕСОВА, Летняя школа журналистики «Дня»-2017
Рубрика: 
Газета: 

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ

Loading...
comments powered by HyperComments