Истоки христианства в Руси-Украине (Продолжение)
![](/sites/default/files/main/articles/19062013/9knyaz.jpg)
Продолжение. Начало «День» №101
В нынешнем году исполняется 1025 лет со времен крещения Руси. Как известно, князь Владимир, «находясь в поисках веры» для своей страны, в 988 г. выбрал византийское христианство. Это давало возможность примкнуть к высокой византийской культуре, стать силой на международной арене, с которой бы считались другие государства. Выбор «византийского вектора» был также связан с распространением на Руси кирилло-мефодиевской религиозной традиции, понятного для русичей церковнословянского языка, которым пользовались в богослужении и в сфере высокой культуры. В условиях существования сильной Руси-Украины ХI—ХII вв. это способствовало созданию мощной руськой цивилизации, которая в той или иной форме продолжала сохраняться вплоть до XVIII в. Русь ХI—ХII вв. во многих сферах опережала латинский Запад. Другое дело, что дальнейший ход событий, связанный с татарской и турецкой экспансией в Европу, затормозил ее развитие и дал преимущества Западу.
Владимирово крещение в 988 г. стало важной вехой в истории восточноевропейских земель, определило их цивилизационный выбор. Не удивительно, что 1025-летний юбилей этого события в Украине собираются праздновать на официальном уровне. И не только в Украине, но и в России. Более того, патриарх Русской православной церкви Кирилл заявил, что празднование этого юбилея нужно начинать с Москвы. И это при том, что во времена Владимира города Москва еще не существовало. Да и вообще нынешние земли «коренной России» не имели отношения к крещению Руси в 988 г. Христианство в то время утверждалось на юге Руси, то есть в границах нынешних украинских земель. Не ошибемся, если скажем, что именно благодаря этим землям, где существовали вековые христианские традиции, эта религия начала распространяться на просторах Восточной Европы.
(На прошлой неделе мы опубликовали первый раздел исследования, который называется «Легенда о «выборе веры» князем Владимиром» (см. «День» №101 от 13 июня 2013 г.). Сегодня предлагаем следующий, а полную версию — все 11 разделов — читайте на сайте: incognita.day.kiev.ua.)
ЯЗЫЧЕСКИЙ ВАРИАНТ «ВЫБОРА ВЕРЫ»
Известный исследователь славянского язычества Е. Аничков писал: «На сумерки славянских религиозных древностей упало лишь два световых пятна, которые дают возможность рассмотреть созданное нашим язычеством представление о божествах. Одно — на побережье Балтийского моря, в Арконе, где до ХІ в. сохранилось капище Свентовита, другое — в Киеве. Здесь возвышался пантеон богов Владимира, здесь был засвидетельствован и культ Волоса».
Правда, нужно сделать уточнение: на мысе Аркона острова Рюген языческий славянский центр сохранялся до середины ХІІ в., точнее в до 1168 г., когда был уничтожен датчанами, которые исповедовали христианство. При этом стоит отметить, что на Рюгене существовало сильное славянское государство руян, которого боялись датчане и немцы. Даже после падения Арконы это государство сохранилось и просуществовало до XIV в. Языческая Аркона со своими святынями была духовным интегратором государства руян. По крайней мере пример Арконы подтверждает, что славянское язычество вполне могло функционировать в классовом обществе, обслуживая государственные институции.
Уже говорилось о возможной связи государства руян с Северной Русью, где наблюдались сильные языческие традиции. Как видим, Север Руси в IХ—Х вв. неоднократно инспирировал языческую реакцию на Юге. Не стал здесь исключением и князь Владимир, который пришел из Новгорода в Киев. Описывая события 980 г., летописец отмечает: «И стал княжить Владимир в Киеве один. И поставил он кумиры на холме, за двором теремным: Перуна деревянного, — а голова его [была] серебряная, а ус — золотой, — и Хорса, и Дажьбога, и Стрибога, и Симаргла, и Мокошь. И приносили им [люди] жертв, называя их богами, и приводили сыновей своих и жертвовали [их этим] бесам, и оскверняли землю требами своими. И осквернялась жертвами их земля Руськая и холм тот...».
Приведенный летописный отрывок о пантеоне князя Владимира породил многочисленную литературу. Высказывались разные суждения об этих божествах. Например, что далеко не все они — славянского происхождения. В частности, это касается Хорса, Симаргла и Мокоши. Перун же часто трактуется как «дружинницкий бог» или даже божество княжеского рода. По нашему мнению, пантеон Владимира имел синтетический характер и включал в себя богов разных племен, которые входили в состав Руси. А его верховный бог, Перун, воспринимался как покровитель княжеской власти. Возможно, ставя изображение Перуна, Владимир пытался указать на опорные места своей власти. Так, в «Повести временных лет» находим такие слова: «Владимир же посадил Добрыню, вуя своего, в Новгороде. И Добрыня, придя в Новгород, поставил кумир Перуна над рекой Волховом, и приносили ему жертв люди новгородские, яко богу».
Владимир в летописи предстает как типичный языческий князь, который придерживается многоженства. Там читаем: «Был же Владимир побежден похотью к женщинам, [и] было ему приведено шесть жен. И наложниц [было] у него триста в Вышгороде, триста в Белгороде, двести — на Берестовом...».
При этом летописец, прибегая к морализаторству, указывает, что Владимир, несмотря на похоть блудную, получил спасение, потому что стал христианином: «И был он ненасытен на блуд, и, приводя к себе замужних жен и дев, он растлевал их. Был он [такой] же женолюбец, как и Соломон, ибо у Соломона было, говорят, семьсот жен и наложниц триста, и мудрый он был, а в конце концов погиб. Сей же был невежда, а в конце концов нашел [вечное] спасение».
Судя по летописным свидетельствам, в начале правления Владимира не только устанавливались капища языческим божествам, насаждались языческие верования, но даже прибегали к насильственным действиям относительно христиан. Под годом 6491 (983) зафиксировано такое событие: «Пошел Владимир на ятвягов и взял землю их. И вернулся он в Киев, и приносил жертву кумирам с людьми своими. И сказали старцы и бояре: «Метнем жребий на отрока и девушку, и на кого он упадет, — того зарежем богам». Дальше идет повествование о том, что жребий упал на сына одного варяга, который был в Византии и там принял христианство. Когда же к нему пришли люди Владимира, чтобы забрать сына, он сказал: «Не боги они суть, а дерево. Сегодня есть, а завтра уже сгнило. Не едят они, не пьют, ни говорят, но сделаны они руками из дерева, топором и ножом. А Бог один есть, [тот] которому служат греки и поклоняются, ибо сотворил он небо, и землю, и человека, и звезды, и солнце, и месяц, и дал жизнь на земле. А сии боги что сделали? Они сами сделаны». После этого мужи Владимира убили варяга-христианина и его сына.
Казалось, во времена «раннего Владимира» язычество на Русь пришло всерьез и надолго. Но буквально за несколько лет ситуация кардинально меняется: Владимир из ревностного адепта язычества превращается в ревнителя христианства. Чем были вызваны такие резкие перемены?
Можно искать разные причины этого. Однако, по нашему мнению, главную роль в этом сыграло «изменение дислокации» князя. Когда он находился на севере Руси, его удовлетворяли местные языческие традиции. Север был связан с Балтикой, где христианство слабо распространялось, а язычество все еще оставалось сильным. Похоже, Владимир надеялся, что языческие верования станут идеологическим фундаментом его государства.
Однако этого не случилось. На Юге распространялось христианство, и здесь позиции язычества были серьезно подорваны. К тому же Юг был сильно связан с христианской Византией. Поэтому «языческая реформа» Владимира не могла дать надлежащего эффекта. Князь рисковал получить христианскую оппозицию в Киеве и оказаться в международной изоляции, поскольку с языческой Русью не имели бы дела ни христианский, ни мусульманский миры. В такой ситуации пришлось «искать веру».
Продолжение следует
Выпуск газеты №:
№105, (2013)Section
История и Я