Какой народ является непобедимым?
О некоторых актуальных уроках истории братской Болгарии
...Осень 1014 года. Почти ровно десять веков назад. Лишь несколько месяцев осталось жить уже тяжело больному Великому Князю Киевскому Владимиру-Крестителю Руси. В Новгороде уже несколько лет княжит его сын Ярослав — будущий преемник отца и продолжатель его дела. А между тем на Балканах, за Дунаем, за 1800 километров к югу от Киева, происходят поистине трагические события.
Армия могущественной Византийской империи окружает под горой Беласица войско, собранное болгарским царем Самуилом для защиты своего государства от захватчиков из Константинополя, и вскоре разбивает бойцов Самуила. 15 тысяч болгарских воинов попадают в плен византийцев. Император Восточной Римской империи Василий ІІ — победитель битвы под Беласицей — приказывает ослепить всех до одного пленных и отправить их к царю Самуилу, которого не было на поле боя. Приказ был выполнен (за это Василий ІІ получил у придворных летописцев «почетный» титул «болгароубийца»). Царь Самуил, увидев этих 15 тысяч несчастных, не выдержал горя и вскоре умер от сердечного приступа. Через три с половиной года Болгария окончательно попала под власть Византии, став одной из северных провинций Империи. Император Василий ІІ с удовлетворением сказал: «Этого народа больше нет. И никогда его отныне не будет».
Он ошибался — болгарский народ возродился, несмотря на жестокие, нечеловеческие притеснения. Возродился, хотя византийское иго тяготело над страной очень и очень долго —
168 лет (1018—1186). Возродился, как он не раз делал в своей истории и после этого. Словно птица Феникс из пепла. Именно поэтому знание истории Болгарии (хотя бы основных ее вех) является на самом деле необходимым, если мы честно ищем ответ на ключевой и для украинцев вопрос: какой народ (и благодаря каким именно своим чертам) является непобедимым перед лицом во сто крат более сильных врагов? Как это, собственно, происходит; возможно, это — просто чудо, какое-то чудесное стечение обстоятельств? Конкретно в истории болгарского народа: что дало ему силы выдержать 168 лет властвования византийцев, а затем — 482 года (!) господства Османской империи, возродить национальную память, возродить душу народа и — как результат — возродить свою государственность.
Все это не может не представлять интерес и для украинцев. Тем более что трагический опыт борьбы болгар за свободу и государство (на протяжении 10 веков!) близок и понятен нам. Кроме того, речь идет о действительно братском (без кавычек) нам славянском народе, который никогда не болел комплексом «старшего брата» и никогда никому не стремился навязывать свою волю, однако уже во время русско-турецкой войны 1877—1878 гг. имел такую высокую степень национального самосознания, что Федор Достоевский, который (в этом его трагедия) постоянно озвучивал тогда в своей публицистике мнение Александра ІІ, позволил себе написать о «неблагодарности болгар относительно россиян — «освободителей» (мол, мы проливаем кровь, чтобы их освободить от турок, а они хотят своего независимого государства, причем ориентированного не на Россию, а на Германию и Австро-Венгрию! О том, что настоящей целью войны со стороны царя Александра было отнюдь не освобождение угнетаемых славян, а захват Константинополя и присоединение его к империи — Федор Михайлович «деликатно» промолчал, хоть в других статьях «Дневника писателя» писал об этом не раз).
СВЯТОЙ КЛИМЕНТ ОХРИДСКИЙ — САМЫЙ ЗНАМЕНИТЫЙ УЧЕНИК КИРИЛЛА И МЕФОДИЯ. СТЕНОПИСЬ СОБОРА СВ. КЛИМЕНТА В ГОРОДЕ ОХРИД (СОВРЕМЕННАЯ РЕСПУБЛИКА МАКЕДОНИЯ)
Итак, история Болгарии является исключительно интересной для украинского читателя. Но сразу стоит добавить, что знает об этой истории «рядовой» украинец очень и очень мало (еще меньше, чем об истории Византии — многовековой соперницы болгар). Баба Ванга, «розовое масло», черноморские курорты Болгарии, возможно, еще такие противоречивые фигуры новейшей болгарской истории, как Тодор Живков, Георгий Димитров, в какой-то степени певец Филипп Киркоров — все названное уже составляет едва ли не весь «джентльменский набор» знания о Болгарии, характерного для массового сознания. Это позорно мало, катастрофически мало, это — вообще ничто. И, надеемся, нам удастся убедить в этом читателя — даже при крайне кратком и поверхностном обзоре истории страны.
***
1 Итак, известно ли Вам, читатель, что болгары — один из древнейших (если не первый — есть основания и так считать) государствосозидающих славянских народов Европы? Согласно данным археологов, болгарскому городу Пловдив — 6 тысяч лет (!). Первое болгарское государство, уже достаточно могущественное и крепкое, образовалось в 681 году (это, приблизительно, на половине временного расстояния между княжением в Киеве легендарных Кия, Щека и Хорива, с одной стороны, и правлением тоже полулегендарного князя Аскольда, 400 лет после Кия). Это государство представляло собой союз славянских племен, которые стали селиться на Балканах во времена Великого переселения народов VI—VII веков, кроме того, тюркоговорящих протоболгар («булгар»)-кочевников, которые пришли из степей Азии (от них впоследствии и стало называться это славянское государство Болгарским, а население его — независимо от этнического происхождения — болгарами), и, в-третьих, фракийцев, коренного населения тех земель.
2 Интересно, что болгары, уже в период Первого царства (681—1018), имели одну из лучших конниц в Европе — мальчики садились на коня в 3—4-х летнем возрасте. Благодаря этому предки современных граждан Болгарии в 680—681 гг. нанесли болезненное военное поражение византийцам и заставили их (681 г. — это и есть момент возникновения нового государства) подписать договор, согласно которому Византийская империя, на то время — евразийская мощь, не только обязывалась признать независимость болгар, но и должна была выплачивать им дань! Столицей государства стал город Плиска. В ее состав вошли, повторимся, славяне, тюркоговорящие протоболгары (образовавшие аристократию и руководство армии) и сравнительно небольшая часть местных фракийцев.
3 Христианство было принято древним Болгарским государством в 865 г. (за 123 года до официальной даты крещения Руси, иначе говоря — во времена загадочного киевского князя Аскольда). Сразу после этого, за годы правления царей Бориса (852—889) и особенно Симеона (893—927), началось поразительное, мощное национально-культурное возрождение болгарского народа (у нас тогда правили Олег Вещий и князь Игорь). Болгария превратилась в крупное балканское государство, выступало достойным военно-политическим противником Византии, значительно расширив свои границы от Адриатики на западе (включая современные Македонию, Сербию, Черногорию) и до греческого Эгейского моря на юге. Симеон провозгласил официально себя царем и добился международного признания этого титула. В 919 году был избран первый болгарский православный патриарх, независимый от Константинополя.
Еще более важным для будущего страны был удивительный расцвет славянской письменности и книжности во времена Бориса и Симеона. Здесь, конечно, на ум приходят имена гениальных славянских первоучителей Кирилла (Константина, 827—869) и Мефодия (815—885), чьи жизни и свершения пользуются в Болгарии высоким уважением и в наши дни. Собственно говоря, христианскую культуру, книжность и слово принесли в Болгарию прямые ученики Кирилла и Мефодия — Климент, основатель первого в истории славянского университета в Охриде (в настоящее время — Македония), Наум и Константин. Причем они не только распространяли на Балканах (а вся эта земля тогда входила в состав Первого Болгарского царства) славянскую письменность, созданную Кириллом и Мефодием, но — что очень существенно — массово переводили богослужебные книги на древнеболгарский (древнемакедонский, он же, в значительной мере, старо— или церковнославянский) язык. Заметим, читатель, что именно на этом языке, значительно более близком к народу, чем официальный обрядовый греческий (язык Византии), читали святые христианские книги люди Киевской Руси, наши предки. Значение этого факта сложно переоценить.
КРЕЩЕНИЕ ЦАРЯ БОРИСА (ІХ ВЕК). С МИНИАТЮРЫ ХІV ВЕКА
Показательно, что процесс освоения христианской культуры, который консолидировал болгар-славян, болгар-тюрков и болгар-фракийцев в единый народ (на основе славянской составляющей этого этноса), был активно и мощно поддержан и царем Борисом (которому пришлось даже ослепить собственного сына, Владимира, который отстаивал язычество), и царем Симеоном, блестяще образованным человеком (учился в Константинополе, в Магнаврской академии, где в свое время учился Кирилл, свободно владел греческим и латынью), щедрым меценатом, который вкладывал огромные собственные средства в новые переводы с греческого на древнеболгарский (потом, почти через 100 лет, эти переводы пойдут на Русь!)... вообще не будет натяжкой сравнение (хотя в истории это дело весьма рискованное) царя Бориса с нашим Владимиром-Крестителем, а царя Симеона — с Ярославом Мудрым. Только болгарские монархи действовали раньше.
4 Симеон — так часто бывает в истории — не смог подобрать себе достойного наследника. Его преемником стал добрый, однако слабовольный царь Петр (927—969), который откровенно говорил отцу, что его мечта и призвание — быть монахом, а не правителем. Постепенно Первое царство пришло в упадок; не случайно после смерти Петра на земли его ослабленного государства пришел киевский князь Святослав и осуществил поход на болгарскую столицу Преслав (Переяславец-на-Дунае). Помните зафиксированные в летописях слова Святослава матери, княгине Ольге: «Не любо мне княжить в Киеве — хочу княжить в Переяславце, ибо там середина земли моей». Было это сказано как раз приблизительно в 969 г. Через 3 года Святослав погиб от меча печенегов...
5 В 971 году византийцы опустошили и оккупировали восточную часть Болгарского царства; большой Преслав был переименован в Иоаннополь, царь Борис ІІ был вывезен в Константинополь, где ему был предоставлен, в знак унижения, невысокий титул магистра. Западная Болгария (столицей стал город Скопье, потом — Охрид) оказывала сопротивление еще более 40 лет. Развязка наступила во времена царя Самуила и императора Василия ІІ. Мы об этом рассказали в начале этих коротких заметок.
Что было впоследствии? Долгие десятилетия (почти 17 десятилетий) византийской колониальной власти (а когда-то царь Симеон заявлял, и не без оснований, что достоин занять трон в Константинополе — византийские императоры действительно побаивались его...). Однако память народа, историческая память, эта первая и основополагающая предпосылка цивилизованности (болгарский просветитель Х века Константин Преславский писал о том, что душа безграмотного человека мертва, имея в виду не только знания, но и понимание истории своего народа!), была неподвластна Византии. В 1186—1187 гг. (время создания «Слова о полку Игореве») тырновские боляре («бояре»), братья Асен и Петр, начали восстание против византийцев. Ненавистное чужеземное иго было сброшено; правда, борьба была ожесточенной и длительной (Асен был убит, окончательную победу получил в 1201 г. его брат, Калоян, взяв штурмом Варну и перебив весь византийский гарнизон: враги, помните 1014 год?!). началась эпоха Второго Болгарского царства (1187—1396 гг.), со столицей в Тырново. Это государство достигло наибольшего могущества во времена царя Ивана Асена ІІ (1218—1241 гг.). Этот правитель превратил Болгарию (включая Македонию, сербские, албанские и греческие земли) в крупнейшее государство юго-востока Европы, которое было могущественнее Византии. Была возобновлена болгарская патриархия (1235 г.).
6 Однако историческая трагедия болгарского народа еще далеко не закончилась. Напротив, впереди ждали новые невероятно тяжелые испытания. После Ивана Асена ІІ Второе царство пришло в упадок — давала о себе знать вражда местных князей; ощутимым ударом было нашествие монголов в 1242 г. После этого государство погрузилось в продолжительный хаос и междоусобицы (ничего Вам не напоминает, читатель?). В конце 70-х гг. ХІІ века Болгарию «сотрясло» антифеодальное восстание под руководством Ивайла, бывшего свинопаса (!), который смог, правда, ненадолго, даже занять царский трон. В ХІV веке Второе Болгарское царство фактически распалось на несколько отдельных княжеств (Добротицы, Ивана Срацимира, Ивана Шишмана...).
А тем временем на Болгарию (и на Балканы в целом) двинулся новый сверхмощный завоеватель — турки. В 1353 году они переправились в Европу, в 1362 году взяли Пловдив, в 1382-м — Софию (бывший Средец), а в 1393-м, после трехмесячной осады — столицу, Велико-Тырново. В 1396 году, после падения последних оплотов болгар, Никополя и Видина, Второе Царство прекратило свое существование. Впереди были 482 года (казалось, бесконечные) османского ига. Болгарского государства больше не существовало — его территория (как и Сербия) была включена в Румелийское бейлербейство — европейскую провинцию Османской империи. Массовое заселение османами болгарских земель сделало присутствие в стране иностранных поработителей ежедневным, ежечасным, ежеминутным. Болгарам приходилось терпеть повседневные унижения. Им запрещалось строить более красивые и высокие дома, чем те, в которых жилы турки, носить яркую, красивую одежду, строить церкви где и как им хотелось. Каждый христианин Османской империи платил султану «пищу» — налог на жизнь. Еще платилось «девширме», то есть кровная дань христиан султану, когда крепких, красивых болгарских мальчиков забирали в султанское войско, в янычары. Часть людей вынужденно приняли ислам (однако язык сохранили!). Другие скрывались от деспотии высоко в горах...
7 Как болгары выдержали эти 482 года? Ответ — в произведении большого болгарского просветителя, современника нашего Григория Сковороды, монаха Паисия Хилендарского (1722—1773), названном «Славяно-болгарская история о народах и царях болгарских». Там есть, в частности, такие слова: «О неумный и юродивый! Почему стыдишься ты назваться болгарином, почему не читаешь книги на языке родном и не разговариваешь на нем? Разве не было у болгар своего царства и собственного государства? Сколько лет царствовали они, и прославленными были, и известными по всей земле, и давали им цари и короли дочерей своих в жены, чтобы иметь мир и любовь с царями болгарскими... И из всех славянских народов самыми прославленными были болгары, они первые назвали своих государей царями, у них первых был патриарх, они первые крестились... Так зачем ты, неумный, стыдишься рода своего и тянешься к чужому языку? Вспомни, кто ты есть и кем ты был; разве отречется кто-нибудь из других народов от своего языка, своей веры и рода своего, как ты? Нет тебе никакой пользы от унижения рода своего! Ты — болгарин, и не обманывай себя самого, знай род свой и язык и учись на языке своем... Ибо видел я многих болгар, которые делают так: уважают чужой язык, чужие обычаи, а свои порочат. Поэтому и написал я это не для тех, кто оскорбляет родителей своих, кто не любит род свой и язык свой, а для тех из вас, кто стремится знать и слышать о роде своем и языке, написал, чтобы и вы знали».
Иностранцев, которые посещают Болгарию, в частности, Софию, всегда поражает огромное количество скульптурных памятников, названий улиц и площадей, связанных с событиями далекого прошлого, посвященных духовным и светским вождям: памятники Паисию Хилендарскому, патриарху Ефимию (выдающийся просветитель ХІV века), улицы царей Бориса, Симеона, Ивана Асена, Калояна, Народная библиотека имени Кирилла и Мефодия, Софийский университет имени Климента Охридского... Да, история Болгарии удивительно богатая, драматическая, интересная, имеет универсальную, общечеловеческую ценность; каждый народ найдет в ней что-то близкое для себя (еще один интересный аспект для украинцев — это жизнь и преподавательская деятельность Михаила Драгоманова в Софии). Все это — приглашение для каждого: знакомьтесь с историей Болгарии, и тогда вы непременно лучше поймете душу этой прекрасной страны.
Иллюстрации предоставлены автором
Выпуск газеты №:
№187, (2015)Section
История и Я