Кто убил последнего викинга?

11 декабря 1718 года (по новому стилю) трагически оборвалась жизнь шведского короля Карла XII, неугомонного авантюриста и блистательного полководца. Даже тень катастрофического поражения под Полтавой 27 июня 1709 г. (одна ошибка — но какая!) не затмит звезду неистового викинга, воевавшего не для славы державы, а для удовлетворения собственных амбиций. Король-воитель, проведший в походах за пределами Швеции большую часть своей короткой жизни (всего лишь 36 лет), который «столь же мало ценил жизнь своих подданных, как и свою собственную», вошел, точнее, ворвался в Историю и оставил в ней яркий след. Настолько яркий, что сам великий Вольтер написал в 1732 г. биографию Карла XII.
Французский философ, впрочем, сделал неутешительный вывод: несмотря на увлеченность и неподдельное восхищение, похвалы его достоинствам явственно проступает и предостережение всем властителям — не дай вам Бог пойти по пути Карла XII. Смерть короля вычеркнула Швецию из ряда великих мировых держав. Благодаря Густаву II Адольфу, легендарному королю- полководцу, также погибшему в бою при весьма странных обстоятельствах, захолустная северная страна к 30-м годам XVII в. стала мощной державой, безраздельно властвовавшей на Балтийском море, называемом более 80 лет не иначе, как Шведским.
Северная война (1700-1721), в которой Швеции противостояла мощная коалиция европейских государств (Россия, Речь Посполитая и Саксония, Дания и Пруссия) фактически превратилась в противостояние Карла XII и Петра I. Все остальные соперники шведского короля — саксонский курфюрст и король Речи Посполитой Август Сильный («рекордсмен мира», наверное и сейчас, в области любовных похождений, а также фантастический силач), короли Дании, Пруссии — только и «бегали» от Карла XII, получая раз за разом оглушительные оплеухи. И если в 1700 г. под Нарвой, имея четырехкратное превосходство, Петр I был «примерно бит», как он сам говорил, то уж Полтавская битва стала ему полной сатисфакцией. Прельщенный посулами гетмана Украины Ивана Мазепы, Карл XII бросается в новую авантюру (все его походы были, как минимум, спонтанными и часто непродуманными). Но даже оказавшись после Полтавы фактически в плену у турок, Карл XII продолжал вынашивать планы сродни планам Александра Македонского.
По возвращении в конце 1714 года из Турции король пытается вновь ухватить нить удачи — бросается в Померанию, но терпит поражение; в следующем году он вторгается в Норвегию (колонию Дании), но удача окончательно отворачивается от него. Народ Швеции находится на грани обнищания, «благодаря» безумным финансовым проектам государственного министра барона Герца. Власти высасывают из населения последние соки в надежде собрать побольше рекрутов, провианта, фуража.
Последний поход Карла ХII осенью 1718 года продолжался лишь чуть более месяца. У крепости Фредрикстен (Фредериксгалль) произошло событие, окончательно решившее исход Северной войны и судьбу Швеции. Хорошо укрепленная крепость и снежная, суровая зима стали непреодолимым препятствием для шведских войск. Вот как описывает Вольтер последние часы короля: «30 ноября (по ст. стилю. — С.М. ) в день святого Андрея в 9 часов вечера Карл отправился осматривать траншеи и, не найдя ожидаемого успеха в работах, казался очень недовольным... Он остановился в углу, на изломе траншеи, облокотился на парапет, продолжая смотреть на работавших солдат, которые трудились при свете звезд». Король, высунувшийся из- за парапета почти по пояс, был изумительной целью для хорошего стрелка. В последнюю минуту рядом были лишь два француза: один — его личный секретарь Сигюр, другой — инженер Мегре. Недалеко располагались также граф Шверин, граф Поссе и генерал- адьютант Каульбарс.
По общепризнанной версии (до 1859 г., когда король Швеции Карл XV приказал вскрыть саркофаг с гробом монарха), которой придерживался и Вольтер, Карл XII был убит выстрелом со стены, крепости — «картечь, весом в полфунта, попала ему в правый висок и пробила дыру, в которую можно было вложить три пальца...». Профессор Фриксель после тщательного осмотра дал такое сенсационное заключение: «Его Величество убит выстрелом в голову из кремневого ружья». На последовавший вопрос Карла XV: «Но кто мог это сделать?», Фриксель ответил: «Боюсь, это великая тайна... Возможно, что смерть Его Величества есть результат тщательно подготовленного убийства».
Гибель короля и поныне окутана пеленой таинственности. Есть ряд версий. Так, 50-летний барон Николай Каульбарс, предок которого был в свите короля, в 1891 г. рассказал, что в родовом имении Меддерс в Эстляндии хранится штуцер, из которого был убит Карл XII. Реликвия передавалась из поколения в поколение, а семейное предание гласит, что убийцей был Сигюр; будто бы он в тот же день бесследно исчез, а в походной квартире секретаря нашли штуцер, из которого был сделан лишь один выстрел. Также барон настаивал на том, что Сигюр и на смертном одре признался в убийстве короля. В защиту секретаря Карла XII выступал Вольтер, но им двигало скорее не желание найти истину, а спасение чести старого, больного человека, да к тому же и соотечественника.
Впрочем, эта версия позволила, как минимум, вновь вернуть интерес к расследованию. Комиссия, созданная в конце XIX в. не выработала единого решения, но экспертиза показала — король из-за значительного удаления траншеи от крепости был практически неуязвим для пуль норвежцев и датчан; однако для засады условия были просто идеальными. Снайпер стоял немного сзади Карла XII под углом в 15 градусов.
Еще одна версия связана с неким Андреем (Андрием) Гудовичем, шляхтичем сербского происхождения. Он служил лютому врагу шведов — Августу Сильному. Будто бы на штуцере было выгравировано его имя. Но версия больше похожа на легенду.
И все же, кому была выгодна смерть короля? Список будет очень и очень длинным. Мешал он и англичанам, и россиянам, и полякам с саксонцами, и пруссакам, и датчанам... Куда более обильную пищу для размышлений дает поведение самых ближайших родственников убитого. Родная сестра Карла XII Ульрика-Элеонора и ее муж — Фридрих Гессенский действовали настолько стремительно, что шокировали всех. Высшие офицеры были сразу же вознаграждены из военной кассы (классический подход — поддержка армии жизненно необходима), официальное расследование не проводилось (подданным было объявлено, что король убит врагами — отсутствие левого глаза и огромная рана на голове «подтверждали» это).
Но главное — уже через несколько дней «гессенская» партия победила «голштинскую» и возвела на престол Ульрику-Элеонору, а в следующем, 1720 году королем был избран ее муж под именем Фредерик I. «Горе побежденным» — в дворцовых интригах пощады никому не было. Великий при всех его недостатках Карл XII, человек прямодушный и понятия чести ставивший превыше всего, оказался, пожалуй, последним викингом. «Срам на одре викингу угасать», — поется в старинной скандинавской песне.
Выпуск газеты №:
№236, (2002)Section
История и Я