Лазарь Бродский. Благотворительность «сахарного короля»

«Я даю деньги не потому, что мне хочется давать, а потому, что сознаю, что нужно и следует давать»
(И. Бродский, XIX век).
«Мы даем деньги на науку не потому, что богаты, а мы богаты потому, что даем деньги на науку»
(Д. Картер, президент США, XX век).
«Кто отдал — тот приобрел, кто сберег — тот потерял»
(Восточная мудрость, на все века).
«The giving pledge — клятва дарения»
(Б. Гейтс, У. Баффет, XXI век)
Вторая половина XIX и начало XX столетия ознаменовались всплеском благотворительности многих десятков наших соотечественников, которые при жизни снискали уважение современников и которых с благодарностью будут вспоминать потомки. Особого разговора заслуживает жизнь и судьба Лазаря Бродского — одного из богатейших людей Украины.
Лазарь Израилевич Бродский родился 26 августа 1848 года в местечке Златополь Киевской губернии, где в то время проживал его отец Израиль Маркович, построивший в свое время Лебединский сахаро-рафинадный завод. С этого момента И. М. Бродский и его два сына посвятили себя главным образом сахарному делу, которое вели настолько успешно, что вскоре оказались владельцами огромного состояния. Вместе с этим росла и сфера деятельности одного из них — Лазаря Израилевича, который после смерти отца оказался главным руководителем целого ряда крупных предприятий. Невзирая на то, что Лазарь Израилевич получил только домашнее воспитание, благодаря прирожденным выдающимся способностям он сумел распространить свою деятельность и на другие отрасли промышленности. Бродский был владельцем 20 сахарных заводов, вырабатывающих около 1 всего производства сахара в царской России, владельцем целого ряда имений в Юго-Западном крае, основателем второго общества пароходства по Днепру, членом Биржевого комитета, акционером практически всех промышленных предприятий, возникавших в Киеве, в том числе Киевского трамвайного общества. Неустанная деятельность Бродского получила общественное признание: его приглашают на совещание при Министерстве финансов для участия в обсуждении вопроса о регулировании угольного кризиса, присваивают звание коммерции советника и награждают различными знаками отличия, как русскими, так и иностранными.
Лазарь Бродский не ограничился простыми пожертвованиями крупных сумм, а вкладывал в каждое дело всю свою энергию. Таким было его участие в делах Общества для борьбы с заразными болезнями, в организации и строительстве Киевского политехнического института, в делах Общества по борьбе с туберкулезом, в делах Еврейской больницы (ныне Киевская областная больница). Обладая недюжинным умом, он всегда умел отличить существенное от случайного, полезное дело от утопических начинаний, щедро жертвовал свои средства на общественную пользу.
Он пожертвовал 125 тысяч рублей на Киевский политехнический институт, выстроил на свои средства в Златополе мужскую гимназию, пожертвовал крупную сумму на устройство библиотеки-читальни в Киеве при Народном доме (ныне Театр оперетты), устройство Дома трудолюбия и городского музея (которого в Киеве сейчас фактически нет). Принимал деятельное участие в создании Противотуберкулезного санатория в Пуще-Водице, построил на свои средства родильное отделение при гинекологической клинике университета Св. Владимира, выделил 75 тысяч рублей Институту экспериментальной медицины в Санкт-Петербурге, который был построен через семь лет после строительства Института Пастера в Париже. Следует отметить, что в этом научном учреждении работало много выходцев из Украины, в том числе двое ученых украинского происхождения были его директорами; вместе со своим братом Бродский выстроил Начальное техническое училище в Киеве (с 1934 года — Институт электросварки им Е. Патона). На пожертвования Бродских в Киеве были построены Коммерческое училище и детская поликлиника (на нынешней ул. Воровского), больница для хронически больных детей на Парковой аллее, Бактериологический институт, который, по словам М. А. Булгакова, напоминал загородный дворец в дубовой роще. Практически только на деньги Бродского (500 тысяч рублей) в 1912 году был построен Бессарабский крытый рынок. Интересно, что в уставе Общества для борьбы с заразными болезнями по настоянию Л. Бродского было записано, что 6% от ежемесячного дохода рынка должно перечисляться названному Обществу на цели содержания Бактериологического института.
Современники называли Бродского «сахарным королем». И это не было преувеличением. Александровское Общество сахарных заводов, ему принадлежавшее, производило до 25% всего сахара в царской России. На своих заводах он внедрял современное по тем временам оборудование, следил за изобретениями в сахарной промышленности, первым начал практиковать опытные поля для прогрессивного выращивания сахарной свеклы. Предприятия Бродского славились образцовым жильем для рабочих, которые бесплатно пользовались больницами, чайными, читальнями.
Когда немецкие и французские ученые открыли чудодейственную противодифтерийную сыворотку, это стало главным фактором решения объединить в Киеве научные и коммерческие силы для борьбы с инфекционными заболеваниями, в частности дифтерией, бешенством и многими другими. Профессор медицинского факультета Университета Св. Владимира А. Д. Павловский в ноябре 1894 года создал при университете бактериологическую станцию и произвел иммунизацию 14 лошадей с целью получить противодифтерийную сыворотку. Чтобы способствовать работе ученого, был организован Хозяйственный комитет, который возглавил Л. Бродский. За несколько месяцев было изготовлено 12,5 тысяч флаконов сыворотки. В Киеве профессор Павловский лично лечил первых пациентов — 50 больных дифтерией детей — и спас им жизни. Его сыворотка спасла жизнь и будущему выдающемуся ученому-микробиологу, президенту Академии наук Украины Даниилу Заболотному, который работал в то время врачом в Подольской губернии, где и заразился дифтерией от больного ребенка. Блестящие успехи при лечении больных дифтерией стали основанием для организации к концу 1895 года Общества для борьбы с заразными болезнями, которое возглавил Лазарь Бродский. На одном из заседаний Общества, в составе которого были профессора медицинского факультета Университета Св. Владимира, было принято решение построить на окраине Киева, на склоне Байковой горы в дубовой роще, Бактериологический институт. Это решение нашло живую поддержку киевлян. Вносили деньги кто сколько мог — от нескольких десятков копеек до нескольких тысяч рублей. Но основную сумму (132 тысячи рублей) дал Л. Бродский на строительство и приобретение оборудования для института. Л. Бродский заявил: «Позволяю себе выразить желание, чтобы Институт преследовал главным образом практические цели — приготовление и испытание лечебных и предохранительных бактериологических средств для нужд населения родного мне города Киева и прилегающего к нему края».
Институт (двухэтажное здание Пастеровского корпуса, виварий и конюшня) был построен подрядчиком Л. Гиндзбургом по проекту университетского архитектора К. Иванова в рекордно короткий срок — за 100 рабочих дней. Закладка первого камня Пастеровского корпуса состоялась 14 апреля 1896 года. Инженерное ведомство (оно владело землей, переданной институту бесплатно) и Л. Бродский в этот знаменательный день получили памятные подарки — серебряные молотки и лопаты.
Кстати, о наградах Л. И. Бродского. По итогам Всемирной Парижской выставки 1900 года он, а также Лев Бродский и их коллега сахарозаводчик Николай Терещенко были удостоены ордена Почетного легиона, обоим Бродским присвоено звание коммерции советника. Лазарь Бродский также был награжден почетным орденом — Крестом Святого Владимира.
21 октября 1896 года (по старому стилю) состоялось торжественное открытие Бактериологического института Общества для борьбы с заразными болезнями и освящение зданий и территории. Кстати, в соответствии с уставом общества, Бактериологический институт через 25 лет, то есть в 1931 году, должен был войти в состав Университета Св. Владимира. По известной причине этого не произошло. На открытии Бактериологического института присутствовали: принц Ольденбургский, киевский генерал-губернатор, киевский голова, ректор университета Св. Владимира Ф. Фортинский и много других известных в то время людей. В адрес открывшегося института поступило огромное количество приветственных телеграмм от отечественных и зарубежных ученых, в том числе от первого после смерти Л. Пастера директора института Пастера и его вдовы. Здание Бактериологического института имеет фасад в стиле «ренессанс» с барельефными украшениями, внутри — залы и просторные комнаты для производственных и научных работ. Вестибюль украшен бюстом Пастера и двумя мраморными досками с указанными на них датами начала строительства и освящения здания. Помещения первого этажа предназначались для отделения приготовления вакцины и бесплатных прививок против бешенства. Это отделение возглавлял профессор университета В. Высокович. На втором этаже находились два больших зала для научной библиотеки (одна из первых научных библиотек в Украине) и заседаний совета Общества, а также аудитория, где читались лекции студентам и земским врачам. На этом же этаже находилось отделение по изготовлению противодифтерийной сыворотки, возглавляемое профессором А. Павловским.
С блестящей речью на тему «Заразные болезни и борьба с ними» при открытии института выступил профессор А. Павловский. В ней он, в частности, сказал: «Мне сегодня выпала высокая честь сказать первое слово науки в стенах этой новой аудитории. Борьба с заразными болезнями должна быть в современном культурном государстве — научной борьбою. Открывая сегодня Киевский бактериологический институт, после двух лет нелегких усилий и тяжких испытаний, все мы должны чувствовать глубокое нравственное удовлетворение. Культурность страны и степень ее развития познается созданными ею учреждениями. Создание учреждений, подобных нашему Бактериологическому институту, указывает на потребность страны в научных знаниях и трудах. История будет высшим и справедливым нашим судьей. История не забудет периода создания таких учреждений в стране, потому что такие акты не проходят для нее бесследно. Будущее оценит наши труды и деяния, все здоровое, реальное и полезное будет расти и развиваться».
P. S. 58 американских миллиардеров поддержали инициативу Билла Гейтса и Уоррена Баффета и взяли на себя публичное обязательство — направить половину своих доходов на благотворительность для решения важнейших социальных проблем США (в образовании, здравоохранении, науки, экологии). А как наши 60 самых богатых людей откликнулись на душевный порыв американских миллиардеров? Ведь не единым футболом жив украинец, и за опытом ехать в Америку не нужно. Нужно только оглянуться на сто лет назад, в историю благотворительности в Украине. Кто первый?
Выпуск газеты №:
№95, (2011)Section
История и Я