«Он любил Тростянец»
О семейном гнезде Скоропадских![](/sites/default/files/main/articles/06072018/20skoropadskiy.jpg)
В биографиях Павла Петровича Скоропадского авторы часто указывают лишь на украинские корни гетмана, который был выходцем из древнего казацкого рода. Однако не менее важным аргументом в интересах украинскости гетмана, который значительную часть своей жизни был офицером российской императорской армии, является именно патриотическое воспитание с ранних лет . Павел Петрович любил Украину, он не мог ее не любить, потому что еще в босоногом детстве будущего политика так научил его дед — Иван Михайлович Скоропадский. Человек, с которым связаны первые воспоминания гетмана об Украине. Человек, портрет которого висел над письменным столом политика в эмиграции. Человек, личность и деятельность которой, по мнению Павла Петровича, заслуживают отдельного исследования.
Иван Михайлович Скоропадский родился в 1805 году в селе Дунаец Глуховского уезда Черниговской губернии. Он получил хорошее домашнее образование, знал несколько иностранных языков и к тому же свободно владел украинским (чем не могло похвастаться большинство тогдашней знати). Следуя примеру своего отца, секунд-майора Михаила Скоропадского, Иван решил в 20-летнему возрасте посвятить себя военному делу. Но через несколько лет Скоропадский понял — армия не для него, и поступил на гражданскую службу. В 1851—1853-х годах Иван Михайлович был предводителем дворянства Полтавской губернии, а с 8 апреля 1851 года еще и надворным советником, то есть официально обращались к нему «Ваше високоблагородие».
Скоропадский отличался образованностью, небезразличием и прогрессивностью, благодаря чему очень выделялся среди других чиновников. Он внимательно следил за всеми общественно-политическими процессами в Российской империи и имел в отношении каждого из них собственное мнение, даже если часто не мог произнести ее вслух. Иван Михайлович активно работал в комиссии по отмене крепостничества и ревностно занимался вопросами, связанными с образованием. Когда он занимал должность главы Прилуцкого поветового училищного совета, Прилуцкий уезд занял первое место на Полтавщини по количеству учеников и школ. В то время как в соседнем Лубненском уезде насчитывалось около тридцати училищ, в Прилуцком — вдвое больше (!).
Целый ряд этих школ и училищ появились только благодаря заботе и финансам Ивана Михайловича. В 1867 году он учредил пансион для подготовки народных учителей и, что интересно, учениками этого заведения могли стать лишь крестьянские дети. Впоследствии Скоропадский открыл первое в городе женское начальное училище. Кроме того, он почти за бесценок продал свою прилуцкую усадьбу городу под мужскую гимназию, сохранившуюся до наших дней.
Старания Ивана Михайловича не остались незамеченными — он стал первым Почетным гражданином Прилук, и в его честь была названа одна из улиц города. Более того, с личного разрешения императора в городской управе рядом с портретами персон царского дома повесили портрет Скоропадского (!).
Впрочем, прежде всего, Иван Михайлович — успешный землевладелец. Он был очень зажиточным человеком: владел двумя тысячами крепостных и семью тысячами десятин земли. Еще в 1830 году, после бракосочетания с Елизаветой Петровной Тарновской, он получил в наследство от родителей большой надел земли у реки Тростянец. И хоть сначала молодая супружеская пара поселилась в родительском имении в Григоровке, именно Тростянец, без преувеличения, станет любовью всей жизни Скоропадского. Там он создаст дендрологическое чудо, которое даже через столетие не утратит свою первозданную красоту, — Тростянецкий парк.
«У Ивана Михайловича была одна страсть: это любовь к природе. Живя... постоянно в Тростянце и обладая крупными средствами, он создал Тростянецкий парк, который к концу его жизни представлял крупную достопримечательность Украины. Не говоря уже о художественной стороне последнего, удивлявшей всех, кому приходилось в нем побывать, парк этот по количеству собранных в нем редких экземпляров деревьев мог конкурировать с первоклассными ботаническими садами Европы», — писал Павел Петрович Скоропадский в своих воспоминаниях «Мое детство на Украине».
ИВАН МИХАЙЛОВИЧ СКОРОПАДСКИЙ ЗАВЕЩАЛ ПОХОРОНИТЬ ЕГО В ТРОСТЯНЕЦКОМ ПАРКЕ / ФОТО С САЙТА WIKIPEDIA.ORG
Павел Петрович, как никто другой, мог оценить титанический труд, вложенный его дедом в создание парка. Свое детство будущий гетман провел в Тростянце, он собственными глазами видел, как на Черниговщину завозили экзотичные растения отовсюду и как бережно Иван Михайлович относился к сохранению и преумножению растительного «сокровища» Скоропадских. Часть мемуаров гетмана, посвященная детским годам, наполнена любовью и увлеченностью ребенка своим дедом и его делом. Дочь Павла Петровича — Елена Отт-Скоропадская — впоследствии в своей книге «Остання з роду Скоропадських» сделает красноречивый вывод: «Я помню, как мой отец любил своего деда и как он, так же, как и дед, любил Тростянец».
Кроме любви к Тростянцу, Иван Скоропадский передал своему внуку «жизненную» науку. По воспоминаниям Отт-Скоропадской личность ее прадеда накладывала отпечаток на весь его образ жизни, по сути, очень скромный, простой и патриархальный. Его подданные имели к нему постоянный доступ, и он действительно искренне заботился о них. Иван Михайлович пользовался безусловным авторитетом среди всех, кто его знал. Примечательно, что на всю огромную Тростянецкую усадьбу был лишь один охранник и при этом краж или какого-либо другого беспорядка никогда не было. Таким же, по-видимому, дед хотел вырастить и своего Павла. Иван Михайлович воспитывал внуков своеобразным методом: однажды он заставил детей помогать рабочим строить дом или же самостоятельно обработать кусок земли, засеять его и собрать урожай. Павел Петрович вспоминал случай, когда ему понадобилась дедова наука: «Помню, как 30 лет спустя я с управляющим в моем имении Дунайцы поспорил о каких-то подробностях пахоты, и на вопрос его «да откуда же Вы это знаете» я эму спокойно сказал, что «напрасно вы думаете, что я не умею пахать», и тут же на поле стал за первым же приблизившимся к нам плугом, и к моей радости увидел — что не забыл еще сноровок для того, чтоб плуг шел правильно».
«Дед нас обожал и очень баловал. Но его подарки имели всегда определенную воспитательную цель», — писал гетман. Интересно, что первые штаны («меня по английской привычке почему-то еще в пять течение одевали девочкой») и первого коня именно дед Иван подарил маленькому Павлуше. И эти события стали одними из самых радостных воспоминаний раннего детства будущего политика.
Еще одними важными чертами характера Ивана Михайловича были гостеприимство и общительность. Он превратил свое имение в центр местной жизни, так как каждую неделю в Тростянец приезжали как и знатные господа, так и мелкие помещики. К Скоропадским наведывались Тарновские, Галаганы, Милорадовичи, Маркевичи и нередко гостевали известные художники, в частности художник Николай Николаевич Ге. Он нарисовал всех членов семьи, и сегодня эти картины хранятся в Черниговском художественном музее. Однако ни одну панскую усадьбу невозможно представить без музыки и артистов, поэтому Скоропадский радостно приветствовал и щедро одаривал странствующих лирников и кобзарей. Также в Тростянце выступали выдающиеся украинские музыканты — братья Зарембо.
Из мемуаров Павла Петровича видно, что дед был истинным патриотом Украины и вел «украинский образ жизни». Скоропадские читали и обсуждали литературный журнал «Київська минувшина», Костомарова и других украинских писателей. По всему дому висели изображения казака Мамая, портреты разных политических и культурных украинских деятелей, гетманов, и даже портрет Мазепы, «столь ненавистный всякому русскому». В семье возмущались, что Мазепу предают анафеме и подсмеивались над тем, как одновременно в Софийском соборе его проклинали, а в Михайловском монастыре служили молебны за его упокой. Иван Михайлович соблюдал украинские обычаи и в религиозные обряды, которые отличались от русских. Скажем, своих детей он крестил по украинским традициям. «Одним словом, политики не было, но все украинское было нам дорого и за него держались», — так Гетман охарактеризовал семейную «политику».
Умер Иван Михайлович Скоропадский в 1887 году и завещал похоронить его в Тростянецком парке. На своем надгробии он велел оставить трогательную надпись, которая, по словам Елены Отт-Скоропадской, очень характерна для прадеда: «Любезный прохожий! Сад, в котором ты гуляешь, насажден мной: он служил мне утешением в моей жизни; если ты заметишь беспорядок, ведущий к уничтожению его, то скажи об этом хозяину сада, ты сделаешь доброе дело». Благо, сегодня парк выглядит прекрасно и радует глаз сотен туристов, посещающих Тростянец. Но Иван Михайлович умер и не узнал, что подарил украинцам не только прекрасный памятник садово-парковой архитектуры. Он воспитал патриотичного, умного и волевого лидера Украины, который вышел на политическую арену тогда, когда страна так нуждалась в этом, — последнего гетмана Украины — Павла Петровича Скоропадского.
Выпуск газеты №:
№117-118, (2018)Section
История и Я