Михаил КОВАЛЬ — исследователь «непарадной» войны в Украине
Преждевременно ушел из жизни Михаил Васильевич Коваль — один из ведущих ученых Института истории Украины Национальной академии наук. В наш институт М. Коваль пришел в феврале 1961 года, когда ему было 28 лет. Он с отличием закончил Киевский государственный университет им. Т.Шевченко и уже имел опыт редактирования книг по исторической проблематике в издательстве «Наукова думка».
Нередко о человеке говорят: он каторжно работал всю жизнь. В самом деле, многим людям прожитая М. Ковалем жизнь может показаться каторгой. Для него не существовало ничего, кроме науки. Однако, должен сказать, что М. Коваль был счастливым человеком. Наслаждение от научного поиска М. Коваль впервые ощутил во время учебы. Его список печатных работ открывается двумя основательными статьями, опубликованными в студенческих научных сборниках. После этого появились десятки монографий, учебников для школы, популярных книг и брошюр, сотни журнальных и газетных статей. Все они посвящались только одной теме: Украина в 1941 — 1945 годах. Это трагическое время неслучайно оказалось в центре внимания ученого. Его отец погиб на фронте в июле 1941 года, двое сыновей-близнецов остались сиротами.
После кончины М. Коваля мы можем констатировать очевидное: это был выдающийся украинский ученый. Вот ступени его научной карьеры: Лауреат Государственной премии УССР в области науки и техники (1970), доктор исторических наук (1977), профессор (1989), Заслуженный деятель науки и техники (1996).
Михаил Коваль стал студентом университета через полгода после XX съезда КПСС. Он поверил в возможность существования «социализма с человеческим лицом». Оставаясь в рамках общепринятой концепции Великой Отечественной войны, М.Коваль воссоздавал фактическую канву этого исторического периода. Во время второй, «горбачевской» десталинизации он принимал деятельное участие в раскрытии «белых пятен» советской истории.
Профессиональные руководители ветеранских организаций стали его злейшими врагами; ведь историк показывал истинную, а не парадную картину советско-немецкой войны.
В 1993 – 2000 гг. Институт истории Украины опубликовал 15-томную серию книг «Україна крізь віки». В ней последовательно воссоздаются в авторском видении исторические события двух тысячелетий. Среди этих книг — последняя монография М. Коваля — «Украина во Второй мировой и Великой отечественной войне». Отдавая дань памяти ученого, посмотрим его глазами на этот трагический и вместе с тем героический период истории Украины. Шесть десятилетий продолжается дискуссия о причинах катастрофических поражений Красной армии в первый год войны. Как известно, сначала главной версией была внезапность нападения. М.Коваль свидетельствует, что СССР всегда готовился к войне. Вместе с тем, он признает внезапность нападения и освещает причины этого. Фактор внезапности действительно сыграл зловещую роль в поражениях Красной армии, но не был основным.
После доклада Н. Хрущева на XX съезде КПСС поражения Красной армии стали объясняться отсутствием квалифицированного руководства вследствие массовых репрессий. Да, их масштабы, разрушительное влияние общеизвестны. В книге М.Коваля также приведено немало убедительных фактов, подтверждающих это. И все-таки главная причина катастрофических поражений — не в отсутствии опытных командиров. Эта причина — в нежелании красноармейцев воевать за свое государство. Дело не столько в репрессиях, сколько в характере общественно-экономического строя, насажденного с их помощью. Вопреки утверждениям сталинских пропагандистов, красноармейцы на передовой не хотели отдавать жизнь за этот строй, за это государство. Заградотряды за их спинами не содействовали повышению боеспособности.
Но пришло время, когда люди убедились: гитлеровский нацизм хуже сталинского коммунизма, так как он отрицает право на жизнь для «славянских недочеловеков». Хотя сталинско-жуковские методы ведения войны были антигуманными (чего только стоят заградотряды или взятие городов к «красным» датам календаря), Советская армия стала воевать по-настоящему. Следует подтвердить истинность пропагандистского выражения тех времен: весь советский народ сплотился вокруг коммунистической партии и его вождя.
Ветераны войны удивляются, как по-разному сложилась судьба победителей и побежденных. Тем не менее все закономерно. Не для себя они завоевали ошеломляющую победу, превратившую СССР в сверхдержаву! Общество после этой войны осталось бесправным, а государство становилось все более мощным. И свою мощь оно использовало для экспансионистской политики за границей и беспощадного подавления внутренней оппозиции. Победители ощущали на себе его внимание только во время памятных дат и юбилеев Великой Отечественной войны.
В разделе «Миф о превентивной войне Гитлера» М.Коваль с несвойственной для него эмоциональностью атаковал Виктора Суворова (Владимира Резуна). Благодаря яркому таланту публициста, неразборчивости в аргументах и способности незаметно фальсифицировать факты, Суворов стал популярным и поставил на поток издания своих парадоксальных книг. М.Коваль доказывает неправдивость версии Суворова об опережающем ударе Гитлера за несколько недель до уже запланированного нападения СССР на Германию. При этом его позиция не совпадает с позицией оппонентов Суворова с левого фланга. В природной агрессивности сталинского режима ученый полностью убежден. Правда, я не согласен с его обвинениями автора «Ледокола» и «Дня М» в незнании фактов. Их Суворов знает хорошо, хотя использует только те, которые «работают» на его версию.
В советской и мировой историографии вклад Украины в победу Объединенных Наций во Второй мировой войне практически не освещался. М.Коваль в своих работах первым стал исследовать эту проблему. В вышеназванной книге есть соответствующий раздел: «Украина — военный и геостратегический фактор Второй мировой войны». Автор приходит к выводу, что обе воюющие стороны в одинаковой мере были зависимы от украинского экономического потенциала. Это придало бескомпромиссный, предельно ожесточенный характер боевым действиям на территории УССР. С украинским, шире — южным — направлением связывались основные события на советско-немецком фронте. Здесь сосредоточивалось в разные годы от 56 до 76 % вооруженных сил Германии; в 1943-1944 гг. — воевала почти половина соединений действующей Красной армии.
Вторая мировая война была глобальной во всех своих измерениях. Одно из них — влияние на судьбу гражданского населения. Украина попеременно становилась тылом для армий, воевавших друг с другом на ее территории более трех лет. Как складывалась жизнь в таком тылу для украинского народа? М.Коваль дает на это честный ответ. В его последней книге детально описываются условия жизни в военное время. Есть и ответ на то, почему такая жизнь была особенно тяжелой именно для украинцев. Оба диктатора имели к Украине свой счет. Гитлер хотел включить в состав Рейха Крым со всей территорией, которая отделяла полуостров от довоенных границ Германии. «Славянские недочеловеки» мешали планам грандиозного территориального расширения Рейха... Поэтому уже во время войны началась кампания уничтожения населения разными средствами. Когда Советская армия победила врага, Сталин никому не простил пребывания на оккупированной территории. Об этом свидетельствует хотя бы соответствующая графа в анкетах, которые должны были заполнять все граждане.
Украину советский диктатор выделил и здесь. По свидетельству Н.Хрущева, он определенное время склонялся к мысли — не выселить ли всех украинцев подальше в Сибирь. В ходе освобождения украинской земли осуществлялась коварная тактика уничтожения руками врага молодежи, достигшей мобилизационного возраста. Полевые военкоматы, свидетельствует М.Коваль, мобилизовывали юношей и немедленно бросали их в бой. Иногда мобилизованных не успевали одеть в военную форму.
Война, которую мы по привычке называем Великой отечественной, в книге М.Коваля теряет свой парадно-праздничный вид. Именно из-за этого, я вынужден повториться, он подвергался постоянным нападкам со стороны людей, привыкших говорить от лица ветеранов. И мы должны быть признательны ученому за реальную картину, которую находим в его научном наследстве. Смотря на эту войну его глазами, мы особенно остро ощущаем силу и боль поколения, давшего нам жизнь. Силу — ибо это поколение уничтожило нацизм. Боль — ибо оно находилось в адских условиях войны без линии фронта.
Выпуск газеты №:
№186, (2001)Section
История и Я