Мономах: на границе Европы и Азии
Неисторические заметки на полях учебника историиКак и многие другие древнерусские правители, великий князь Владимир-Василий Всеволодович, прозванный Мономах, встречал все большие церковные праздники, посещая ИНКОГНИТО тюремных арестантов и церковных нищих, чтобы самолично подать им милостыню...
Да, Владимир Мономах вошел в историю как князь милостивый. Хотя не только по праздникам проявлялся в его великом правлении гуманный по своей ментальности ХАРАКТЕР наших лесистых в те времена земель: ибо нигде в Европе, кроме, как у нас, не встретишь столько приличных нищих с протянутой «Христа ради» рукой и столько могущественных или зажиточных людей, жертвующих подаянием во имя Христа и ради прощения собственных грехов (помню свой шок в Соборе Парижской Богоматери, где весьма недорогие, но огромные свечи покупали в основном только мои соотечественники).
Именно посткатакомбным ранним христианством на Руси гранилась или ковалась, по-моему, та знаменитая непокорная славянская душа, великий дух которой позволил уже в новейшей истории отмстить не только «неразумным хазарам», но и всем другим захватчикам: так, в виде возмездия агрессорам русским и украинским воинам дважды довелось взять Берлин и по разу Париж да Варшаву.
Русь днепровская, Русь, богатая дичью и рыбой, как и всеми остальными богатствами, издавна вынуждена была обороняться от внешнего голодного врага, порождая на свет великих воинов, что вошли в римские анналы: мол, на пиру пили вино из черепов врагов, окованных золотом; а в бою пробивали любые латы отравленными стрелами (самый крутой древний миф гласит, что наши воины произошли от любовной связи Геракла со славянскими ведьмами). Таким образом, воинственный характер всех князей из рода Владимира Мономаха определялся, прежде всего, географическим положением их владений: ведь древние греческие географы проводили раздельную линию между Европой и Азией вовсе не по Уралу (эту условность выдумали гораздо позже), а по реке Танаису (Дону!). Так что значительная часть наших предков была пограничным народом! Они отбивались, как могли, от кочевой Азии, которая регулярно заходила к нам «попастись» вместе со своими кибитками и бесчисленными стадами скота (знаменитое позднее явление «кочубеевщины» есть, по-моему, прежде всего следствием этой латентной «азиатщины», в атмосфере которой сотни лет проживала степная часть украинских элит).
Совершенно очевидно, что дикие азиаты вынуждены были совершать сотни лет набеги на наши тучные пастбища, прежде всего в засушливые годы, чтобы прокормить скот: зато наши зеленые равнины в это время служили им невольной приманкой, потому что были в сохранности от засух, благодаря обилию лесов и рек. И именно великий князь Владимир Мономах сумел остановить попытки наших ближайших соседей-азиатов НАВСЕГДА переместить свои постоянные пастбища в нашу благословенную сторону.
Впрочем, Мономаху приходилось отбиваться не только от Азии: геополитическая чересполосица коснулась и его. Так, уже в 22 года под предводительством Святослава Черниговского он помогал полякам победить немецкого императора Генриха IV в его логове — в Силезии. Но уже с 24 лет военная карьера Мономаха почти полностью была посвящена азиатам в лице полоцких князей (половцы — они же кипчаки, как тюркское племя оторвалось от своих сородичей по Средней Азии печенегов, чтобы вторгнуться в южнорусские степи, дабы без помех выпасать свой многочисленный рогатый скот, коней и верблюдов). И если бы не выдающиеся качества Мономаха-вождя и его военные и дипломатические таланты, то кто его знает, сколько славян было бы продано в рабство на невольничьих рынках беспощадными половцами.
Именно за вечные попытки увести как можно больше славян в полон Мономах избивал половцев всю свою жизнь беспощадно: убийство половецкого князя Китана, например, явно тянет на голливудский экшн (хотя и киностудия имени Довженко тоже могла бы снять сериал). Ведь чтобы расправиться с захватчиком, Мономаху нужно было сначала освободить из плена своего сына-заложника Святослава: к счастью, эта ночная «спецоперация» прошла в славном 1094 году успешно, а Китан и все его ближайшие приспешники были убиты. Именно это позволило застрелить прямо на «деловом» завтраке еще одного злодея — князя Итларя.
Собственно, с этого момента и началась УСПЕШНАЯ оборона наших земель великим князем Владимиром Мономахом, которому пришлось пережить и потерю на этой войне некоторых из своих сыновей, и предательство ближайших родственников — удельных князей, и даже разгром Киево-Печерской лавры. Да, верно говорят англичане, что в любви и на войне все средства хороши и все методы справедливы. Но даже за рамки этого циничного умозаключения выходят деяния хана Боняка в Печерском монастыре, где половцы произвели страшные опустошения. Не будем забывать, что древнерусское общество жило фактически под руководством церкви, и именно по православию, которое больше всего отделяло нас от Азии, били совершенно сознательно язычники-половцы. Вот что говорит летопись Нестора о начале подлого вторжения в Лавру: «...придоша на монастырь Печерский, нам сущим по кельям почивающим по заутрени...»
Чтобы раз и навсегда отбиться от половцев, мудрый Мономах собирает в Любече всех «адекватных» князей русских: и Святополка, и всех Святославичей: Олега, Давида, Ярослава; князя волынского Давида Игоревича. Прибыли в Любеч и червонно-русские князья Володарь и Василько Ростиславичи. Ибо Мономах был одним из немногих, кто уже тогда понимал: чтобы отбиться от чужеземцев, нужно прежде всего прекратить братоубийство...
Вообще, если честно, то «азиатщина» и «кочубеевщина» грозит Украине сегодня так же, как и тысячу, как и триста лет назад: кто только не планирует прокормить на наших черноземах «свои стада». Так что уроки мудрости Мономаха сейчас актуальны, как и прежде. Первый урок: он говорил, что если начнет «убивать брат брата, то земля русская погибнет». Второй урок: хотя и был князь Владимир Мономах «многомилостив», но когда в 1103 году половцы в очередной раз нарушили мир, то он во главе всех разумных князей Древней Руси разбил их на голову. В аккурат 4 апреля было убито в бою в урочище Сутень аж 20 половецких князей, а один Бельдюз хоть и был взят в плен, но был тоже убит по личному приказу Мономаха (жалость к захватчикам, считал он, — это жестокость по отношению к собственному народу).
Третий и самый важный урок, урок Демократии: в 1113 году киевляне НА ВЕЧЕ выбрали своим князем Владимира Мономаха, который к этому времени столько раз разбил половцев, сколько ни один князь на Руси ДО НЕГО не разбил печенегов, а ПОСЛЕ НЕГО — монгол с татарами (половцы каждый раз стремительно бежали, как только слышали, что на них выступил Мономах). То, как вслед за врагами внешними Мономах-князь поприжал врагов внутренних — ростовщиков (после третьего начисления процентов сам долг списывался, к примеру), наглядно показывает: народ достаточно редко ошибается в своих избранниках, особенно если ему предложить достойное «меню» из достойных персон, претендующих на первые роли в Державе. Именно времена демократически избранного на «стол киевский» Мономаха (Единоборца!) считаются самым цветущим великокняжением на Руси.
Да, княжил Мономах (что редкость на нашей земле) цивилизованно, по-европейски. Видать, сказалось влияние и его первой жены, английской королевны Гиды Геральдовны; да и мать Владимира — Анна — была дочерью византийского императора Константина Мономаха. Может, именно эти гены и определили вечную тягу самого Великого князя и всего его потомства, помазанного после него на царство «венцом Мономаха», именно к прочному и византийски скроенному бюрократическому механизму (у нас всегда основой государственности были люди служилые типа чиновников и военных, а не предприниматели и лавочники).
Ну и, наконец, последнее замечание неисторика о Мономахе: вызывает огромную симпатию то, как он относился к Власти. Так, он пропустил на киевский стол двоюродного брата, исходя из «царских понятий», мол, надо дать власть сначала старшей ветви рода (хотя без этой симпатичной лично мне щепетильности Владимир стал бы править в Киеве не в 60 лет, а в 40). Да и после избрания на вече князем Киевским Владимир Мономах долго и мучительно думал, стоит ли ему брать власть, что влечет за собой для честного правителя огромную тяжесть трудов и ответственности. Сразу с восхищением вспоминаешь императора Диоклетиана, который тоже правил весьма успешно и тоже был почитаем ВСЕМИ, но все же отказался от неограниченной власти и предпочел ей радости сельской жизни (когда его уговаривали вернуться, то он говорил: «Вы бы не решились уговаривать меня, если бы видели прекрасные ряды деревьев, которые я сам посадил у себя в саду, и чудесные дыни, которые я вырастил»). Ну и, конечно, невольно с презрением вспоминаешь о многих наших суетливых политиках-современниках, которые весьма бледно выглядят на фоне Владимира Мономаха, не зараженного ни властолюбием, ни честолюбием (не забудем: это слово образовано не на основе слова «честь»), ни корыстолюбием. Воистину, одни достойны прославления и похвал за то, что хорошо правят, а другие за то, что лишены власти...
Выпуск газеты №:
№82, (2013)Section
История и Я