Неизвестный портрет Владимира Великого
Владимира Великого мы видим ежедневно. На купюре номиналом в одну гривню. Это вымышленный, но вместе с тем самый популярный его портрет. Его тираж в Украине можно исчислить, оперируя цифрами с шестью нолями. Второй по популярности образ князя-крестителя увековеченный в бронзе на Владимирской горке. До сих пор считалось, что единственное прижизненное изображение Владимира Великого сохранилось на его монетах. На золотых и сребрениках заметно, что у князя довольно продолговатое лицо, тяжелая челюсть, ямочка на подбородке, который резко выступает вперед. Ученые сошлись на мнении, что именно это и есть главная черта внешности Владимира Великого. Тем временем зав. отделом научно-исторических исследований Национального заповедника «София Киевская», доктор исторических наук Надежда НИКИТЕНКО убеждена, что она нашла в Софии фресковый портрет Владимира. Причем написанный неизвестным художником еще при жизни самого князя. Надежда Николаевна сразу признается, что с самого начала своих исследований не занималась поиском внешности князя Владимира. Это не было ее главной задачей. Она, прежде всего, исследовала историю Софийского собора, его стенопись. А среди прочего (вместе со своим коллегой Вячеславом Корниенко) — и надписи-графити. Результатом этих поисков стали сенсационные открытия, среди которых — время построения Софии Киевской и находка прижизненного портрета Владимира Великого!
— Надежда Николаевна, многим представляется фантастикой в XXI веке искать прижизненный портрет Крестителя Руси-Украины, даже зная по монетам главные черты его внешности?
— В центральном нефе Софии Киевской с ХІ в. сохранилось изображение княжеской семьи. Изучая фреску, я предложила свою интерпретацию этого княжеского портрета. На нем, как я считаю, изображена семья Владимира. Это противоречит традиционной точке зрения, которая утверждает, что на этой фреске изображен портрет Ярослава Мудрого и его семьи. И якобы этот портрет написан в 40-е годы XI в. Так считают, потому что в летописи записано, что именно Ярослав основал собор в 1037 г. Однако надписи-графити, которые мы нашли на фресках в последние два года, содержат очень ранние даты — 1022, 1033, 1036 гг. Их поставили люди, которые написали эти графити. А еще есть графити, которое мы датировали 1019 г. благодаря тому, что в нем упоминается ряд известных исторических деятелей, в частности, княгини-матери и сыновей князя Святополка I, который в 1019 году погиб. Т.е. до 1019—1022 гг. собор уже стоял, причем был украшен мозаиками и фресками. Т.е. авторы графити «подтвердили» мою точку зрения, что София Киевская была построена при Владимире и его жене Анне, и лишь завершена она при Ярославе. Я датирую начало строительства собора 1011-м годом, а окончание — 1018-м.
— Извините, но даже сегодня мне представляется варварством что-то выцарапывать на стенах, а тем более в XI в., ведь эти надписи портили фрески. Для чего их писали, и почему разрешали их писать? Неужели нельзя было в главном храме Киевской Руси поставить охранников?
— Дело в том, что такие надписи-графити в древности не воспринимались как современные графити. Они не были актом несознательной спонтанной рефлексии, это — не какое-то хулиганство, какими могут быть графити современные. Эти надписи большей частью имели сакральный характер. Они торжественны и нередко содержат закодированное тайное содержание. Но нечего греха таить: графити в той или иной степени портили фрески. Поэтому в древнем церковном Уставе князя Владимира Святославича предусмотрено строгое наказание для тех, кто их «на стенах режут». Однако люди писали графити с верой в сакральную силу слова. Вот почему церковные цензоры, которые систематически проверяли эти надписи, сакральные тексты не зачеркивали. Те же, которые казались им слишком мирскими, а может даже не разрешенными церковью, греховными, тщательно зачеркивались. В Софии можно увидеть немало таких зачеркнутых графити. Но большинство надписей было оставлено.
— Получается, хорошо, что их писали?
— Как ни парадоксально, но это так. Графити — уникальный исторический источник. Письменные источники, которые сохранились до наших дней, — это уже многоразовая переписка текстов. Летописи писались в угоду тем, кто их заказывал Впоследствии редактировались по заказу новых власть имущих. А вот графити — аутентичные, оригинальные тексты, которые дошли до нас такими, какими их написали. Это автографы людей, некоторые из которых жили в начале XI века. Исследователи руководствовались и до сих пор многие из них руководствуются летописными записями о том, что София создана Ярославом. И когда был открыт этот княжеский портрет, то все единодушно решили, что это — портрет заказчика, самого Ярослава и его семьи. Такой вывод считался абсолютным и не подвергался сомнению. Только вот графити противоречат летописным данным. А графити — живой голос очевидцев создания Софии. Поэтому кому должны верить?
— Но, если Ярослав Владимирович окончательно завершил строительство Софии Киевской, не мог ли он заказать на фресках портрет своей семьи? Ведь храм расписывают, когда он уже построен.
— Можно ли отождествлять изображение персонажей фрески с детьми Ярослава, если они родились уже после создания собора? Старший сын Владимир родился в 1020 г., другие еще позже, в частности дочери — около 1030—1032 гг. А здесь, на фреске, дети изображены взрослыми. Старшая дочь, судя по платку-повою под княжеской шапкой, даже замужем. Потому что в действительности на портрете изображена семья Владимира. И его старшая дочка — это Феофан, которую выдали за новгородского посадника Остромира — она упоминается в Остромировом Евангелие. Она идет вслед за Анной, которая вместе с Владимиром была изображена в центре портрета. Интересно, что на Владимире и Анне — царские одеяния, как на монетах и на миниатюрах. Чего не скажешь о Ярославе и Ирине, потому что они не имели такого сана.
— Изображение князя и княгини не сохранилось на фреске, но в середине XVII в. княжеский портрет нарисовал художник Вестерфельд. Правда, голландец зарисовывал фреску после ее восстановления. Насколько аутентичен портрет Владимира в зарисовке Вестерфельда?
— Восстановление выполнялось по заказу митрополита Петра Могилы и было очень тактичным. Во всяком случае лиц и одежд оно едва коснулось. Образы князя и княгини на этой зарисовке явно перекликаются с портретами Владимира на его монетах и Анны — на фреске в северной башне Софии. Однако для определения их внешности не эта фреска является главной! Я всегда, когда хочу понять тот или иной сюжет, обращаюсь к произведениям древнерусской литературы. Потому что литература и искусство отображали друг друга, как в противопоставленных зеркалах. С кем русские книжники сравнивали князя Владимира? Со святыми царями Давидом, Константином Великим, главарями «народа Божьего» Моисеем и Исусом Навином.
— Понятно сравнение со святыми царями, в частности с Константином. Владимир, как и этот византийский император, христианство превратил в государственную религию. Но почему Владимира сравнивали с Моисеем и Исусом Навином?
— Потому что он так же, как и они, привел свой народ в «Землю обетованную», как тогда понимали принятие христианства. Моисей привел народ в Святую землю Палестины, но умер на ее «пороге». Исус Навин был сподвижником и преемником Моисея, именно он ввел народ в «Землю обетованную». Причем Исус Навин — великий библейский полководец, поэтому в средневековье с ним сравнивали государственных деятелей — победителей варваров, особенно крестителей своего народа. Перед овладением Палестиной Исусу Навину явился архангел Михаил, и эта сцена изображена на фреске Софии. Здесь я и увидела Владимира в образе Исуса Навина.
— Пани Надежда, а совпадают ли на этой фреске главные черты внешности Владимира с изображениями на его монетах?
— Абсолютно! На фреске он изображен в профиль. Что интересно, у него несколько нависающие надбровные дуги, нос не длинный, но с четко выраженной горбинкой. И, что характерно, у него мужественно выпячена вперед тяжелая нижняя челюсть. Причем подчеркнут раздвоенный подбородок. Он весьма смахивает на изображение Владимира на монетах.
— Возможно, это случайное стечение обстоятельств?
— Нет! Обычно в этом каноническом и достаточно распространенном в средневековом искусстве сюжете Исуса Навина изображали как семита. А на нашей фреске он абсолютно отличается своим этническим типом от персонажей, его сопровождающих. Он стоит, как и надлежит в этом сюжете в соответствии с канонами, в окружении израильтян. Он изображен в одежде полководца, на голове у него кожаный шлем. Но лицо вожака резко отличается от воинов — израильтян, которых он возглавляет! У Исуса Навина абсолютно не лицо семита. Он изображен как мужественный варяг, с нордическим типом лица. А все его воины — явные семиты с характерными этническими признаками! Здесь он изображен как князь Владимир, который принадлежал к роду Рюриковичей. Этот род, как известно, происходил из Скандинавии, что, кстати, подтверждено современными исследованиями генотипа Рюриковичей. Я уверена, что здесь в образе Исуса Навина выведен прижизненный портрет Владимира!
— Известны ли в истории факты изображения средневековых правителей в образе Исуса Навина? Или этого удостоился только Владимир Великий?
— Я давно обратила внимание на эту фреску. Она меня просто поразила вот таким необычным изображением Исуса Навина. Однако я не имела права обнародовать свою догадку, пока не нашла прецеденты в византийском искусстве. Для этого я изучила большое количество источников, научных трудов. Изображали ли так, в образе святого персонажа, византийских императоров? Так вот, оказывается, что изображали, причем не только в византийском искусстве, а и в болгарском и сербском. Чаще всего — в образах Константина и Исуса Навина, потому что они были праведными правителями и полководцами, которые привели свой народ к Спасению. Это не моя собственная выдумка. Это научно все подтверждается.
— А для чего была нужна эта «накладка» внешности Владимира Великого на Исуса Навина? Просто желание прославиться?
— Это не просто прославление. Дело в том, что по средневековой ментальности властитель должен был в идеале выполнить ту роль, которую назначил ему Господь Бог. Владимиру суждено было повторить судьбу Моисея и Исуса Навина. Потому что он действительно ввел свой народ в Землю Обетованную.
Это значило, что Владимир идеально справился с тем, что ему назначил Господь. То есть это было самое высокое духовное достижение и князя, и всей Русской земли, которую он воплощал. И он заказал эту фреску, чтобы его изобразили как Исуса Навина. Не просто для своего личного прославления, хотя и это имело в какой-то степени свой смысл. Но главным образом для того, чтобы ввести историю Руси в русло Священной истории. Я вижу в этом стремление дать Руси христианскую легитимность, потому что еще в конце Х в. византийцы называли наших предков «дикарями». Для новообращённой Руси это было чрезвычайно важным. Это было христианским узаконением молодой династии Рюриковичей, которая еще вчера была варварской. Для этого и возвеличивались княжеская пара ее крестителей.
— Выходит, что Владимир начал свою собственную канонизацию?
— Вся роспись Софии говорит о том, что образы Владимира и Анны готовились к канонизации еще в их времена. Кстати, жажда правителей к собственной канонизации тоже находит свои параллели в Византии. Крестители Руси имели право претендовать на это, потому что осуществили равноапостольные деяния. Владимир признан церковью святым и равноапостольным, а вот Анна, к сожалению, полностью забыта. И, честно говоря, и Владимира народ призабыл, в телепроекте «Великие украинцы» он занял только 16 место. А первое занял Ярослав, который, на самом деле, воспользовался плодами деятельности своего отца. Печально, потому что не он, а Владимир — настоящий творец нашего государства и нас как народа. Другого такого лидера наша история не знала.
— Какой является дальнейшая судьба неизвестного портрета Владимира Великого?
— Заповедник планирует создание первых исторически достоверных скульптурных портретов Владимира и Анны, чтобы установить их в экспозиции. Конечно, обратимся за помощью к антропологам и криминалистам. В научной реконструкции будем руководствоваться исключительно аутентичными изображениями. И это будет исторически справедливым. Привлечем меценатов, будем собирать пожертвования, ведь это не дешевое дело. Но это — наше общее дело, всего народа.
МНЕНИЕ ЭКСПЕРТОВ
Дмитрий СТЕПОВИК, доктор искусствоведения, доктор богословия, доктор философии:
— Под видом библейских персонажей, как Старого, так и Нового Заветов, часто изображались конкретные лица, или просто черты людей. Портретное искусство обязательного требует работать с натурой. То есть все время посматривать на лицо человека, даже на изменения лица, на мимику и улавливать характерные черты и изображать их.
Во Владимирском соборе, на иконостасе, креститель Руси изображен с седой бородой. Возможно, Владимир запустил бороду. Возможно это уже фантазия Нестерова, который рисовал иконы для этого иконостаса, и того, кто оформлял стенопись Владимирского собора. Однако, вполне возможно, что традиция дохристианской Киевской Руси-Украины, когда мужчины не носили бород, сохранилась у Владимира после того, как он принял христианство. Во всяком случае так он изображен на монетах. Поэтому, я думаю, что Надежда Николаевна вполне права, допускать, я не говорю утверждать стопроцентно, что под видом Исуса Навина изображен князь Владимир и его образ. Потому что их деяния очень похожи. Как Исус Навин вывел народ из рабства египетского и привел в Землю Обетованную, так и Владимир, который вывел не из Египта, а из языческого неверья, и привел в настоящую веру в единого Бога.
Отец Виталий КЛОС, кандидат богословия, преподаватель Киевской духовной академии УПЦ КП:
— Если будет научно реконструирована внешность Равноапостольного князя Владимира, я не думаю, что тут будут какие-то противоречия с церковными канонами его изображения. По моему, мы должны прекрасно понимать, что то, что изображается в храмах, в первую очередь, имеет смысл не только с точки зрения аутентичности изображения. А в первую очередь, имеют смысл фигуры, и что сделал человек в то или иное время. Понятно, что перед тем, как изображать князя Владимира в храмах, сведения черпались не только из тех источников, которые нам сегодня известны, но и из неизвестных для науки сегодня. Поэтому, можно допустить, что в этих изображениях, в которых изображается фигура Равноапостольного князя Владимира Святого, присутствует аутентика. То есть изображения в храмах отображают в известной степени то, как князь Владимир действительно выглядел, как личность и человек.
Пани Надежда Никитенко является достаточно профессиональным ученым, и если она работает в этом направлении, то может она еще что-то откроет в этом вопросе.
Выпуск газеты №:
№30, (1996)Section
История и Я