Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Обескровливание духа

Как Россия присваивала культурное наследие Украины: из истории грабежа и вывоза
11 июня, 18:32

Судьба украинских культурных ценностей в России является одной из самых болезненных страниц отечественной истории. Она связана с той духовной данью, которую Украине приходилось платить в течение многих веков имперского господства над ее территорией и над ее народом через колонизаторскую централистическую политику сначала Российской империи, а впоследствии и империи советской, которая в виде бывшего СССР продолжила вывозить украинское культурное наследие в бывшие имперские столицы - Москву и Петербург. Это было целенаправленное и систематическое обескровливание украинского народа, присвоение его истории и культурного наследия. Формы и методы такого циничного грабежа оставались практически неизменными на протяжении всего времени пребывания Украины под гнетом российского имперского сапога. И конкретные факты это подтверждают безоговорочно и однозначно.

1. В КОГТЯХ ДВУГЛАВОГО ОРЛА

Перемещение и потери культурных ценностей с современной территории Украины были историческим явлением, присущим разным историческим эпохам и периодам. Зафиксированные в письменных источниках факты указывают на широкий круг обстоятельств, при которых происходил их вывоз или и физическое уничтожение. Украинская история сохранила немало примеров того, как уже в древние времена обычной практикой было грабеж и вывоз выдающихся реликвий в результате бесконечных войн и сражений. Так, одна из крупнейших мировых православных реликвий - Вышгородская икона Божьей матери - была вывезена из пригорода Киева и попала на современную территорию России еще в XII в. Ее привезли в Киев в 1129 или 1130 году, в период правления великого князя киевского Мстислава Великого, и установили в монастырской церкви Вышгорода, где находилась великокняжеская загородная резиденция. В 1155 г. сын Юрия Долгорукого, владимиро-суздальский князь Андрей Боголюбский во время нападения на Киев разрушил часть Вышгорода и, ограбив его, помимо прочего похитил эту икону и вывез ее сначала в свою резиденцию - в село Боголюбово, а позже - во Владимир-на-Клязьме, где она стала главной святыней построенного Боголюбским Успенского собора. Впоследствии икона Вышгородской Божьей матери была перевезена в Москву под названием Владимирской иконы Божьей матери и находится там до сих пор.

Многие древности становились жертвами невежества и бескультурья в отношении к ним. Так, у города Путивль, который с 1500 г. относился к территориям, контролируемым Московским царством, в 1626 г. в древнем кургане в результате грабительских раскопок было выкопано большое количество золотых и серебряных предметов, вероятно I в. нашей эры. Все найденные артефакты были переплавлены в золотые и серебряные слитки, которые передали «на церковное строительство».

Но особенно значительные потери культурных ценностей были нанесены Украине Московским царством, а впоследствии Российской империей.

Еще во второй половине XV в. основой официальной идеологии московских царей стала идея «киевского наследия», которая заключалась в декларировании наследственных семейных связей московских царей с Великим князем Киевским Владимиром Мономахом (1053 -1125). Несмотря на ее необоснованность и мифически-легендарный характер, Москва начинает настойчиво претендовать на земли бывшей Киевской Руси - могущественного средневекового государства с центром в Киеве, занимавшего земли от Северного до Черного морей. Удобное время для реализации московских замыслов наступило во время войны украинцев за освобождение из-под власти Польши в середине XVII в., когда украинский гетман Богдан Хмельницкий официально обратился за помощью к московскому царю и в январе 1654 на совете в Переяславе было принято решение о переходе Украины под его протекторат на основе широкой автономии украинцев. Однако, отвергнув свои обязательства, Московия развернула целенаправленное наступление на их права и свободы, на полную ликвидацию автономии Украины. Попытки украинцев получить свободу жестоко подавлялись.

ВСЕМИРНО ИЗВЕСТНЫЙ ШЕДЕВР — ВЛАДИМИРСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ. В СЕРЕДИНЕ ХII ВЕКАХ БЫЛА ЗАХВАЧЕНА СЕВЕРНЫМИ СОСЕДЯМИ, А ВПОСЛЕДСТВИИ ПОИМЕНОВАННАЯ В МОСКОВСКОМ ГОСУДАРСТВЕ «ВЛАДИМИРСКОЙ» ИКОНОЙ

Многовековые политические и экономические притеснения Украины дополнялись ограничениями и преследованиями украинского языка и культуры, что имело целью не только полное поглощение украинских земель империей, но и нивелирование базовых признаков аутентичности и самобытности украинского народа и его денационализацию, колонизацию и ассимиляцию. Еще в 1718—1721 годах царь Петр I издал указы, запрещавшие печатание в Украине любой литературы, кроме религиозной. При этом религиозные книги должны были печататься по российским образцам, «дабы никакой розни и особого наречия в оных не было». Эта политика получила новый импульс в 1863 году, когда был издан известный циркуляр министра внутренних дел России Валуева, одобренный императором, где провозглашалось: никакого украинского языка «не было, нет и быть не может». Запреты книгопечатания на украинском языке и ввоза украинских книг из-за границы, другие дискриминационные действия вытекали также из указов 1876, 1894, 1895, 1905 годов. А во время проведения в Киеве археологического съезда было разрешено читать доклады на всех славянских языках, кроме украинского.

Украинское культурное наследие рассматривалось только через призму усиления великороссийского влияния. В имперской битве за «киевское наследие» Российская империя стремилась присвоить себе историю Киевской Руси, в то же время пытаясь отсечь от нее украинцев. С помощью простой формулы «Русь - это Россия и русские» украинскому этносу не находилось места ни как наследнику истории и культуры Киевской Руси, ни после нее на территориях, где он изначально проживал на протяжении многих веков. Для этого была развернута борьба за наследование культуры Украины, олицетворявшей тождество украинского народа, в частности за памятники старины и искусства как материальные свидетельства истории его развития. Показателен лозунг, под которым представители российской власти пытались направлять деятельность Подольского епархиального статистического комитета: «...Это доказательство в памятниках нашей страны, которые с укором будут им говорить: не трогай - это российское».

Этот процесс стал составной частью и одним из основных инструментов формирования имперской политики с самого начала. Создание и наполнение фондов многих крупнейших музеев, архивов и библиотек Москвы и Петербурга стало возможным только благодаря систематическому обескровливанию культурного наследия многих народов, вовлеченных в орбиту российского. Множество подтверждений тому имеет история Украины. Ее культурные и исторические ценности, как огромной губкой, поглощались столицами метрополии - Москвой и Петербургом. Это происходило различными путями.

Пытаясь подавить сопротивление украинцев во главе с гетманом Иваном Мазепой российской экспансии, царь Петр I ввел на территории Украины режим жестокого террора. Современник тех событий немецкий деятель Вебер в своих воспоминаниях отметил: «Московский генерал Меньшиков принес на Украину все ужасы мести и войны. Все друзья Мазепы бесчестно казнены. Украина залита кровью, разрушена грабежами и являет везде страшную картину варварства победителей». Цивилизованная Европа была шокирована зверствами российской армии в гетманской резиденции - Батурине, который, по свидетельству английского посла лорда Ч. Витворта, «был взят и сожжен, и более семи тысяч человек были убиты независимо от возраста и пола». При этом были полностью разграблены огромные коллекции древностей и книжное собрание Мазепы, о которых француз Жак Балюз после встречи с гетманом писал: «Он показал мне коллекцию оружия, одну из лучших, которые я видел в жизни, а также отборную библиотеку, где на каждом шагу видны латинские книги». Известно, что в дальнейшем упомянутая коллекция оружия составила основу частной коллекции Меньшикова, которая размещалась в его дворце на набережной р. Невы в Санкт-Петербурге. Здесь же, в домовой церкви князя, находились серебряный крест с именем легендарного украинского гетмана Петра Конашевича-Сагайдачного, серебряная дарохранительница, два Евангелия - львовской печати 1644 г. и печати 1698 г. - в драгоценных окладах и два позолоченных венца. Впоследствии эти вещи находились в расположенном в доме Меньшикова Первом Кадетском корпусе, откуда попали частично в Эрмитаж, частично в другие музеи Петербурга. Захват и разрушение Запорожской Сечи в 1709 г. также сопровождалось перевозкой  в ??Москву и Петербург как трофеев казацких клейнодов: в официальных документах упоминаются 13 флагов и более 60 пушек. Такая же участь постигла реликвии казацкой церкви на Сечи - по данным источников, российская армия захватила и вывезла из нее «иконостас резной с царскими вратами и с поставными иконами, и с деисусом и с другими поставочными иконами, которые написаны на досках и на полотнах... Три креста железных больших из церкви...  святое Евангелие, в ящик не в обложках...»

Начало. Окончание читайте в следующем выпуске страницы «История и Я»

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать