Окровавленная колыбель: когда земля требует жертв
Артур Шопенгауэр, немецкий философ (1787—1860)
Уже почти месяц продолжаются бомбардировки Югославии военными силами НАТО. Эта военно-политическая организация, созданная ровно 50 лет назад, решила стать одновременно и судьей и палачом в жестоком межэтническом конфликте сербов и албанцев в Косово. О военных, правовых, экономических и других аспектах этой трагедии сказано немало. Мы же остановимся в основном на исторической стороне проблемы.
Что же такое Косово? Для сербов — это колыбель национальной государственности и православия. С VШ века на территории современного Косово существовало первое древнесербское государство — княжество Рашка. Именно там, в городе Пече, находятся древнейшие сербские православные храмы, где был посвящен в сан первый их архиепископ, а с 1346 года образована и независимая патриархия.
Сербское государство в ХШ — начале ХI V веков достигло наивысшего расцвета, но на горизонте вскоре появились турки-османы, которые начали экспансию на юго-востоке Европы. 15 июня 1389 года в истории всех балканских народов произошло эпохальное событие — на Косовом поле состоялось сражение сербов и их союзников (боснийцы, албанцы, валахи, венгры, болгары и поляки) с турками. Шанс остановить их нашествие был упущен — союзники во главе с королем сербов Лазарем Хребеляновичем (15—20 тысяч человек) в кровопролитном многочасовом бою были наголову разгромлены почти вдвое превосходящими силами завоевателей во главе с Баязидом Молниеносным. В начале битвы ранним утром балканцы потеснили турок, а младший зять Лазаря Милош Обилич убил султана Мурада I. Его младший сын Баязид принял командование и довел неудачно складывающееся было сражение до победы. Лазарь раненым был взят в плен и обезглавлен. Эта битва открыла туркам путь в глубь Балканского полуострова. Сербия стала вассалом Порты, а в 1459 году была окончательно включена в состав Оттоманской империи.
Албанцы, проживавшие вдоль Адриатического моря, не избежали участи сербов, хотя турки более 80 лет не могли их одолеть, лишь после смерти легендарного Скандербега, в 1479 году пала последняя албанская крепость. Именно в самом конце ХV века албанцы появились на территории Косово — турки задолго до англичан применили принцип «разделяй и властвуй»: албанцы уходили с берегов Адриатики в почти безлюдные, опустошенные земли на северо-востоке, сербы же постепенно перемещались на север — в сторону современного Белграда.
По турецкой переписи 1610 года албанцы уже составляли 30% населения Косово. Динамика увеличения доли албанского населения была такова: в 1913 году, в год, когда после 2-й Балканской войны этот край наконец-то вошел в состав Сербского королевства, албанцы уже составляли большинство — 55%. В 1961 году их уже — 70%. В год распада Югославской федерации (1991) — 90%.
Даже в 1878 году, когда Сербия после русско-турецкой войны получила наконец-то полную независимость, край оставался в руках турок. Тут впору сказать о так называемом славянском и православном братстве и единстве. Во- первых, не все славяне — православные, есть и католики, и даже мусульмане, как боснийцы. Кстати, 71% албанцев исповедует ислам (еще 19% — православные, 10% — католики). Во-вторых, Российская империя всегда пыталась помочь своим единокровным братьям, но не надо забывать, что также помогала она и грекам, и румынам, и албанцам — отнюдь не славянам. Единства или, по крайней мере, взаимопонимания народам Балкан зачастую не хватало. 2-я Балканская война была ничем иным, как переделом между ними турецкого наследства. Первая мировая война (пожар которой разгорелся от спички, зажженной сербским националистом Гаврилой Принципом, убившим наследника австро-венгерского престола в Сараево), как и вторая мировая в исторической памяти народов Балкан оставили немало ран. В декабре 1918 после поражения Центральных держав, было образовано Королевство сербов, хорватов и словенцев (с 1929 года — Югославия), где всегда доминирующей нацией были сербы. Косово было в составе этого пестрого, многонационального государства.
В апреле 1941 года Югославия была оккупирована немецкими и итальянскими войсками. Более трех лет народы этой страны вели борьбу с захватчиками. В 1945 году лидер Союза коммунистов Югославии Иосиф Броз Тито объявил о создании федеративного государства — ФНРЮ, позже СФРЮ. В этом же году Косово был дан статус автономной области в составе Сербии, с 1963 года — автономного края с широкими полномочиями. Несмотря на то, что границы республик и автономных краев СФРЮ были установлены произвольно, часто не учитывая национальный и религиозный факторы (что и сыграло роковую роль при распаде страны), культурная автономия народов была в основном защищена. Тоталитарный характер режима Тито не давал разгораться конфликтам на национальной и религиозной почве.
Но «братство народов» дало трещину в конце 80-х годов, а в день 600-й годовщины битвы на Косовом поле новый лидер Сербии Слободан Милошевич в присутствии 1,5 миллиона сербов на месте сражения резко выступил против самой идеи автономии Косово. После этого конфликт между сербами и албанцами стал усиливаться с угрожающей быстротой. В 1990 году была упразднена автономия Косово, единственным государственным языком в Косово был объявлен сербский. В свою очередь албанцы проводили политику выдавливания сербов из Косово. В 1992 году была создана Армия освобождения Косово, начавшая вооруженную борьбу за отделение края от Югославии. В прошлом два соседних народа мирно сосуществовали, их отношения никак нельзя было назвать сложными и отягощенными старыми обидами.
После того, как НАТО начало бомбардировку Югославии, мировое сообщество оказалось на распутье. Благая цель — защита прав человека, натолкнулась еще на два незыблемых принципа международного права, которые нельзя каким-либо образом толковать — государственный суверенитет и незыблемость территориальной целостности (Хельсинский акт 1975 года подписали все страны Европы, США и Канада). Югославский прецедент может вызвать цепную реакцию не только в Европе, но и во всем мире. Впервые блок НАТО ведет вооруженные действия против страны, не совершавшей агрессии по отношению к какому либо члену НАТО и вообще против какой бы то ни было страны.
Война только усугубила трагедию албанских беженцев. НАТО же своими действиями вычеркнуло себя из списков возможных миротворцев. Ими могут стать только нейтральные страны и Украина в том числе. И конечно же не Россия, которая внесла свою «лепту» в развитие конфликта, поддерживая одиозный режим Милошевича. Сухопутная война на земле Югославии станет настоящей мировой катастрофой. Экономические потери Украины из-за многочисленных конфликтов на Балканах уже достигли колоссальных размеров. Интересы Украины в этой ситуации Запад фактически игнорирует, тем более в свете нечеткой позиции украинских властей.
Балканский вопрос всегда был ахиллесовой пятой политиков. Похоже, история их ничему так и не научила.