Операция «Аргонавт» и Украина
Ялта-45: споры, загадки, коллизии
Окончание. Начало читайте «День» № 58
Выполнение этого решения привело к передислокации из Европы на Дальний Восток сотен тысяч украинцев. В составе советских войск они громили Квантунскую армию, штурмовали Курильские острова. Одним из трех созданных здесь фронтов успешно командовал уроженец Одессы — маршал Р.Я. Малиновский. А наш земляк с Уманщины боевой генерал К.М. Деревянко по поручению советского Верховного Главнокомандования подписал 2 сентября 1945 г. Акт капитуляции Японии, поставив вместе с представителями других великих держав последнюю победную точку во Второй мировой войне.
Значительное внимание на конференции было уделено будущим границам европейских государств, в частности возрождаемой Польши, что прямо и непосредственно касалось Украины. Вообще в Ялте польский вопрос занял больше времени, чем любой другой.
Еще на Тегеранской конференции (1943 г.) США и Великобритания попробовали поставить под сомнение западную границу Украины, определенную в 1939 г. Делегация СССР тогда указала, что эта граница справедлива с этнической точки зрения, и сослалась на так называемую линию Керзона. Последнюю предложил еще в 1919 г. высший Совет государств Антанты как восточную границу Польши. У. Черчилль в ответ представил карту, на которой южная часть линии Керзона была проведена восточнее города Львова, который, таким образом, оставался на польской территории. Тогда советская сторона предъявила текст радиограммы английского министра иностранных дел Дж. Керзона от 12 июля 1920 г. В ней указывались пункты, через которые должна проходить граница: Гродно — Яливка — Брест — Дорогуск — Устилуг, к востоку от Хрубешова через Крилув и далее к западу от Равы-Русской и к востоку от Перемышля до Карпат. То есть Львов признавался за Украиной. Крыть было нечем. Черчилль был вынужден заметить: «Я не собираюсь поднимать шум из-за Львова». И, обращаясь к Сталину, подвел черту: «...Между нами нет особых разногласий в принципе». Но на Крымской конференции уже Ф. Рузвельт (с согласия У. Черчилля) попробовал пересмотреть достигнутую ранее договоренность. Он призвал «к уступкам полякам на южном участке линии Керзона». То есть уже шла речь не о правомерности линии Керзона, а об отступлении от нее. На это И. Сталин заявил: «Авторами линии Керзона являются Керзон, Клемансо (премьер-министр Франции и председатель Парижской мирной конференции в 1919 — 1920 гг. — В.Ш. ) и американцы. Русских не было на этой конференции. Линия Керзона была принята на базе этнографических данных... Что же скажут украинцы, если мы примем ваше предложение... Так вы доведете нас до позора». Подчеркивалось, что это предложение противоречит этническому составу населения региона, где большинство составляют украинцы. Принятие линии Керзона как основы разрешения проблемы уже само по себе — большая уступка, эта линия оставляла под контролем Варшавы значительную часть украинских этнических земель — Посянье, Подляшье, Холмщину и Лемковщину. Было также сообщено, что во время переговоров в Москве (октябрь 1944 г.) представители польского правительства в эмиграции — С. Миколайчик, С. Грабский и Т. Ромер — с радостью согласились на территориальную компенсацию за счет возврата Польше ее западных земель, захваченных Германией. Такая неопровержимая аргументация обусловила вывод конференции: «Главы трех Правительств считают, что восточная граница Польши должна пройти вдоль линии Керзона с отступлением от нее в некоторых районах от пяти до восьми километров в пользу Польши». Львов признавался за Украиной. Это решение Ялтинской конференции, положенное в основу всех дальнейших международных соглашений, определяет и нынешнюю, почти 550-километровую границу между Украиной и Польшей.
Среди важнейших на Крымской конференции был вопрос о создании Организации Объединенных Наций (ООН), которая должна была обеспечить международную безопасность и сотрудничество. В частности, речь шла об участниках учредительной конференции — основателях ООН. Еще раньше, на Тегеранском совещании (1943 г.) и в ходе дальнейшей переписки глав великих держав, СССР предложил, чтобы в будущую международную организацию были включены все 16 советских республик. Рузвельт в ответ заметил, что в таком случае все 48 штатов США также должны быть членами ООН. Чтобы вывести обсуждение из тупика, советская делегация на заседании 7 февраля изменила свою позицию и заявила: она «считает правильным и справедливым, чтобы три или в худшем случае две советских республики были среди инициаторов международной организации. Речь идет об Украине, Белоруссии и Литве». При этом указывалось на общеизвестное значение Украины, количество ее населения и экономические ресурсы. Она и другие «названные республики понесли наибольшие жертвы в войне и были первыми территориями, на которые вторглись немцы». Тогда Рузвельт связал решение этого вопроса с предоставлением его стране больше одного голоса в ООН. В конце концов Сталин согласился, что США, как и СССР, будут иметь по три голоса (учитывая в последнем случае голоса УССР и БССР). Конференция приняла решение о допуске к первоначальному членству в ООН Украины и Белоруссии.
Конечно, Сталин в Ялте думал не об интересах Украины, а о необходимости получить дополнительное количество голосов в будущей ООН и решении ряда сложных внутриполитических проблем. В частной беседе с Рузвельтом 7 февраля он жаловался на «сложную обстановку в Украине», где значительный размах приобрело национальное движение. Допуск Украины в ООН, по словам Сталина, нужен был ему для сохранения единства СССР. С этой целью с 1944 г. в УССР, как и в других союзных республиках, были созданы наркоматы обороны и иностранных дел, она стала де-юре субъектом международного права. Это выгодно контрастировало с гитлеровской политикой раздела украинских земель, ликвидации любых форм украинской государственности, уничтожения самого украинского народа.
Разумеется, Сталин строго следил, чтобы предпринятые шаги не выходили за им же установленные рамки и никак не повредили союзному государству. Когда назначенный 5 февраля 1944 г. наркомом иностранных дел УССР драматург А. Корнейчук предложил довольно скромную структуру своего ведомства как филиала соответствующего союзного, но которая в полной мере должна была все же содействовать непосредственным дипломатическим отношениям с другими государствами, его быстро (в июле 1944 г.) отстранили от этой должности. Устав ООН 26 июня 1945 г. от имени УССР подписывал уже другой ее нарком — осторожный Д. Мануильский.
И все же решение Ялтинской конференции о допуске УССР в ООН имело несомненно позитивное значение: Украина возвращалась на международную арену, пусть и в ограниченной форме. Несмотря на субъективные намерения Сталина, объективно статус Украины как члена и основателя ООН стал важным фундаментом ее независимости, провозглашенной в 1991 г.
Украина была непосредственно заинтересована в осуществлении и других решений, принятых в Ялте. В частности, после длительной дискуссии и взаимных упреков был подписан протокол о репарациях. Речь шла о возмещении Германией ущерба пострадавшим от ее агрессии странам. Репарации должны были осуществляться в форме изъятия различного оборудования, кораблей, подвижного состава железных дорог, акций предприятий и фабрик, поставок товаров из текущей продукции, использования немецкого труда. Хотя запланированные объемы репараций так и не были выполнены, все же от Германии и ее сателлитов за 1945 — 1946 гг. в Киев, например, поступило 8,3 тыс. вагонов с различным оборудованием и продукцией. Использовался и труд военнопленных немцев на восстановлении разрушенного народного хозяйства.
Было также подписано соглашение о взаимной репатриации военнопленных и гражданских лиц союзных государств. В соответствии с ним за 1945 — 1946 гг. на родину было отправлено 1 млн. 36 тыс. освобожденных советскими войсками из фашистской неволи военнопленных американцев, англичан, французов, поляков, югославов и представителей других национальностей. За 1945 — 1949 гг. из иностранных государств репатриировано в СССР почти 5 млн. 416 тыс. советских граждан. Среди них 37% составляли украинцы (1 млн. 524 тыс. чел.), 36,8% — русские (1 млн. 488 тыс. чел.).
Судьба репатриированных не была одинаковой. Подавляющее большинство гражданских украинцев, вывезенных на принудительные работы в Германию — 1 млн. 137 тыс. чел., воссоединились со своими семьями, приступили к мирному труду по месту проживания. Из освобожденных 387 тыс. украинцев-военнопленных приблизительно половина пополнили действующие части Советской Армии, около 17% попали в концлагеря ГУЛАГа, более 30% — направлены в так называемые рабочие батальоны для принудительной работы в промышленности.
Рассматривая ход и значение Крымской конференции, нельзя не вернуться к роли отдельных ее участников и значению принятых там решений. В частности, факты опровергают утверждение о чрезмерной уступчивости Ф. Рузвельта из-за болезни и под давлением И. Сталина.
Президент США еще в 1921 г. (в 39 лет) стал инвалидом и передвигался с помощью специального кресла. Это не помешало его избранию президентом США в 1932 г. и переизбранию на этот пост в 1936, 1940 и 1944 годах (последние два раза — учитывая войну). Естественно, за эти годы здоровье его не улучшилось, а груз военных забот подтачивал силы. Но он продолжал работать динамично, осуществлял долгие переезды и перелеты. Именно Рузвельт инициировал проведение Крымской конференции и активно добивался ее открытия. В Ялте, как свидетельствуют протоколы совещания и наблюдения ее участников, он искусно председательствовал (по предложению И. Сталина) на заседаниях, всегда был собранным, внимательным, спокойным, выдержанным, остроумным, с полуслова понимал мысль очередного оратора. Умел предложить решение или формулу, примирявшую дискутантов. Всех удивляла его выносливость, бодрость и внимание в течение многочасовых заседаний. А помимо этого, президент постоянно занимался различными делами своего государства, используя связь через вспомогательный корабль «Катоктин», стоявший в Севастополе.
На конференции Рузвельт последовательно отстаивал интересы США. Добившись согласия СССР на вступление в войну против Японии, он в то же время дал четко понять, что Запад будет противодействовать чрезмерному влиянию СССР на страны Восточной Европы. Поставив на первом же заседании вопрос: осуществляется ли перешивание европейских железных дорог на занятых Красной Армией территориях на более широкие пути (а это означало бы тесную привязку, во всяком случае экономическую, этих государств к СССР), он вынудил Сталина к заверениям об отсутствии таких намерений. Рузвельт добился, что в Декларации об освобожденной Европе три государства взяли обязательства обеспечить восстановление суверенных прав народов, разрешение политических и экономических проблем демократическими методами на основе принципов Атлантической хартии и Декларации ООН. Советская сторона сделала и ряд других уступок. Была принята американская формула голосования в Совете Безопасности ООН — совпадение голосов великих держав, воздержание от участия в голосовании заинтересованной стороны. СССР согласился на более тесную координацию военных усилий союзников, предоставление Франции оккупационной зоны в Германии и места в Контрольной комиссии, на предложенную Западом компромиссную формулировку о составе правительства и проведении свободных выборов в Польше, принял точку зрения США на пути решения проблемы репараций и другие.
Конечно, Ф. Рузвельт был реальным политиком, понимал необходимость учитывать пределы давления на другую сторону и ее уступчивости. Он исходил из существовавшего соотношения сил и общих интересов государств. Именно на основе такого подхода и умения сотрудничать с партнерами «большая тройка» приняла в Ялте решения, приемлемые для каждого из них, и избежала неосмотрительных шагов. В частности, там, по словам А. Гарримана, «не было никаких переговоров о каком-либо разделе мира». Ведь во время пребывания в Москве в октябре 1944 г. У. Черчилль, как свидетельствует протокольная запись, написал, по его словам, «достаточно грязный и грубый документ, в котором показан раздел сфер влияния Советского Союза и Великобритании» в Восточной Европе. Сталин никак не выразил своего отношения к такому предложению и не обсуждал его. Синим карандашом он поставил на этой бумаге галочку, что могло означать как согласие с написанным, так и только то, что он его читал. При такой неопределенной реакции советского партнера Черчилль в Ялте уже не предпринимал подобных попыток. Влияние СССР на послевоенную Восточную Европу определялось не какими-то международными документами, а фактическим балансом сил, присутствием в ряде стран советских войск, экономическими, политическими и идеологическими рычагами.
Конференция выработала соглашения, которые, по расчетам ее участников, должны были дать возможность избежать развязывания новой мировой войны в ближайшие 50 лет. Ныне, как, в частности, отмечалось на представительном международном симпозиуме в Ливадии в начале февраля 2005 г., человечество уже 60 лет избегает всемирного военного пожара. В Европе сохраняются предложенные в Ялте границы, в том числе — и украинские. Активно действует ООН, созданная в соответствии с достигнутыми там договоренностями. В ней ощутимо звучит голос независимой Украины, которая стала одной из основателей этой всемирной организации в соответствии с судьбоносными решениям, принятыми в Крыму в 1945 г.
Выпуск газеты №:
№63, (2005)Section
История и Я