Опыт анализа понятий «демократия» и «элита», или Об идиотах и демагогах
На сходе правами избирать и быть избранными пользовались главы семей, а в состав семей входили все, кто владел общей собственностью в виде земли, скота, жилища. В состав семьи входили и рабы — люди без собственности, которых принимали в семью для выполнения тяжелых или длительных работ, за что их кормили, давали какую- то одежду и пристанище.
На сходе выступали претенденты на должность «базилевса». Это слово сейчас переводят как «царь», хотя точнее бы было «руководитель», «директор», либо вообще по-современному «менеджер». После выступлений претендентов базилевсом становился самый лучший демагог (буквально — «лидер», вождь», «проводник»), выступление которого больше всего понравилось демосу («общине», «людям», «народу»). Став базилевсом, демагог устанавливал каноны, которыми руководствовался демос до следующих выборов.
Явка на сход не являлась обязательной. Граждане, не вступавшие в конфликты с соседями, на сход не ходили. Новоизбранный базилевс, стараясь выполнить данные обещания, менял каноны (правила совместной жизни), что отражалось также на именовании не принимавших участия в сходе — по-эллински «идиотов». Как говорится, только привык обходить законы, да не тут то было — они изменились! С ростом такого протеста назначался новый сход, либо подтверждавший полномочия этого базилевса, либо переизбиравший на его место другого демагога.
В целом взаимоотношения между отдельными жителями полиса отличались доброжелательностью, не исключая рабов и женщин (которые тоже не имели права голоса, как до недавнего времени женщины «образцово демократической» Швейцарии). Каждый человек оценивался по личным качествам, о чем свидетельствует история, хранящая имена раба Эзопа и женщины Сафо. Кроме этих, известны и по сей день следующие имена: Платон, Пифагор, Гераклит, Демокрит, Эпикур, Аристотель, Архимед, Аристофан, Эсхил, Диоген, Сократ... Знаем и наполовину или же вообще легендарные имена, в частности, Гомера и Орфея.
Будучи мореплавателями, эллины строили полисы и за пределами Эллады, где эллинская община следовала своим обычаям. Со временем эти общины свои обычаи меняли. А в самой Элладе некоторые полисы объединялись в союзы — прообразы современных государств. Все полисы как в Элладе, так и вне ее объединял язык, хотя вследствие расселения образовывалось все больше диалектов. Зафиксированные письменно, с помощью алфавитного письма, позаимствованного у финикийцев, сохранились в неизменной форме «Илиада» и «Одиссея».
Мы знаем троянцев, знаем троянскую войну, знаем македонцев, военачальник которых Александр покорил огромную территорию. Не стоит обманываться этими различными названиями, так как греки, троянцы и македонцы являлись представителями одного и того же этноса — древних эллинов. В одно время с развитием культуры и науки развивалась и политическая жизнь. Базилевсы начали записывать свои каноны. Создание союзов полисов привело к созданию общего для различных полисов языка, которым пользовались базилевсы, заключая союзы, но не говорили все жители полисов.
Эллада покрылась союзами полисов, пока руководитель одного из таких союзов (македонского) Александр создал первую в Европе империю, объединив под своей властью не только эллинов. Учителем юного Александра был Аристотель Стратилат, тот самый творец формальной логики, которая так понравилась христианским богословам-схоластам (буквально — школьникам, ученикам). Правда, к учению Аристотеля они прибавили еще один закон — «третьего не дано». Он послужил основой веры, поставив каждого человека перед выбором между «истинным», «праведным», «добрым» и «порочным», «грешным», «злым». До сих пор часто цитируют изречение одного из самых выдающихся христианских богословов Тертуллиана: «Credo guia absurdum», переводя его как «верю, ибо бессмысленно», в то время как его нужно понимать как «верю, ибо не могу доказать истинность утверждения с помощью логики Аристотеля», поверив утверждениям то ли туманных древних текстов, то ли толкованию их церковным иерархом, то ли конкретным светским политиком. Поэтому представители различных конфессий и политических направлений свое задание видят в том, чтобы поставить конкретного человека перед альтернативным выбором. На этом базируется как американская демократия, так и монотеистические религии — иудаизм, христианство, ислам.
Эллинские колонии за пределами Эллады (Великая Греция) оказывались в иноэтническом окружении. Таковыми являлись колонии в Малой Азии (Милет, Троя), колонии на побережьях Черного (Ольвия, Херсонес, Пантикапей) и Средиземного (Сиракузы, Рим) морей. Из них для нас особенно интересны находившиеся на территории нынешней Украины, тогда как для всей Европы (и нас, как ее части) — Рим.
Рим — колония, основанная остатками защитников Трои. Основатели Рима оказались в иноэтническом окружении незнакомого эллинам народа — этрусков. Их язык и по сей день остается загадкой, тем загадочнее была она троянцам. Однако... женщин с троянцами прибыло очень мало, поэтому жен они выбирали из этрусков. Их дети разговаривали уже на этрусском, но в Риме сохранились порядки полисов, и первым исторически засвидетельствованным базилевсом Рима стал этруск Тарквиний Гордый. Римское государство началось с союза двенадцати этрусских городов, находившихся в окружении индоевропейских племен — латинян, италиков, сабинян... Подчинение этих разрозненных племен расширило территорию и вместе с тем привело к исчезновению этрусского языка и замены ее «суржиком» окружающих индоевропейских диалектов, что с упрочением государства, а также с применением модифицированного этрусками греческого алфавита дало «классическую» латынь.
Так образовалось Римское государство, которое, следуя примеру Александра Македонского, начало увеличивать свою территорию, захватив и Элладу, породившую его. В Риме впервые возникло понятие общественной элиты — потомков основателей государства (патрициев) и одноязычных с ними захваченных племен — плебеев. После гражданской войны между патрициями и плебеями последние начали считаться гражданами Рима. Понятие гражданства возникло в полисах — гражданин «свой», член общины. В украинском языке сохранился первичный смысл этого понятия. Французское «ситуаен», немецкое «бюргер», русское «гражданин» в своем первичном значении — житель города, мещанин. Варяжское наименование Руси — Гардарик (страна городов) — объясняется не наличием в поселениях каменных построек, а только размером занятой поселением территории, традиции, сохранившейся на территории современной Украины еще со времен трипольской культуры.
И все же вернемся «к нашим баранам», т.е. к Риму. Римское государство не обладает такими достижениями науки и культуры, как Эллада и обломки империи Александра Македонского (эпоха эллинизма). Римляне взяли греческих богов и героев, переименовав их по-своему (Зевс — Юпитер, Дионис — Бахус, Геркулес — Геракл). Единственное достижение римлян в математике — «римские цифры», в натурфилософии — поэтический перевод воззрений греческих атомистов Демокрита и Епикура в поэме Тита Лукреция Кара «О природе вещей». Зато Рим дал основания для структуризации общества в государстве. Юристы всего мира начинают изучение юриспруденции со знакомства с «римским правом», потом изучают «кодекс Наполеона» и только после этого — конституции и законы своего и других государств и (до сих пор не кодифицированное) «международное право».
Волеслав ГЕЙЧЕНКО, кандидат физико-математических наук
Выпуск газеты №:
№25, (2000)Section
История и Я