Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

«Ощущать себя украинцами...»-3

К 100-летию Акта Воссоединения УНР и ЗУНР
31 января, 16:08
«ЦЕПЬ ЕДИНЕНИЯ» УКРАИНЦЕВ ОТ ЛЬВОВА ДО КИЕВА. ЯНВАРЬ 1990 ГОДА. ОБЪЕДИНЕНИЕ НАЦИИ — ЭТО НЕ ОТДЕЛЬНЫЕ МАНИФЕСТАЦИИ, А ДЛИТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ФОТО С САЙТА WIKIPEDIA.ORG

Окончание. Начало читайте «День» № 8-9, № 13-14

Итак, воспоминания участников величественного действа Воссоединения позволяют наглядно представить   действительно поразительную картину: вдохновенный, возвышенный народ, четко организованный военный парад, волеизъявление (несомненно, искреннее) восточных и западных украинцев к государственному единству, лозунг: «Слава полеглим героям», портреты Тараса Шевченко, сине-желтые флаги, готовность насмерть сражаться с врагом, стремление подкрепить Воссоединение  конкретными мероприятиями (вот одно из таких мероприятий: территории Западноукраинской Народной Республики получили статус Западной области УНР — ЗО УНР)... Казалось бы,  есть все необходимое для реализации извечной мечты народа.

Однако дальнейший ход событий трудно назвать иначе, чем национально— исторической катастрофой украинцев. Вот лишь  «сухой» перечень фактов и дат. Трагедия заключалась в первую очередь в том,  что Директории  УНР так и не удалось создать  сильную дисциплинированную армию, за исключением  корпуса Евгения Коновальца (урок Центральной Рады так и не был усвоен), следовательно уже 2 февраля 1919 года, через 11 дней после Воссоединения, под давлением большевистских войск, которые непрестанно приближались с Востока к Киеву, Директория должна была выехать из столицы в Винницу (а дальше были  по очереди: Ровно, Проскуров, Каменец-Подольский...). 5 февраля в Киев вступили соединения Щорса.

Дальше — консолидации Соборной Украины фатальным образом помешал чуть ли не одновременное, во многом синхронное,  наступление сразу трех враждебных армий: большевиков с Востока, вскоре — белой Добровольческой армии Деникина с Юго-Востока  и, наконец, поляков с запада. Это были, по сути, «смертельные тиски» для УНР. Ведь какие бы переговоры с этими врагами не начинали руководители Директории (в первую очередь, Симон Петлюра, который 12 февраля 1919 года возглавил этот высший орган УНР взамен Владимира Винниченко, который покинул и должность, и вообще Украину, по требованию Антанты) — было очевидным, что с ни одним из трех этих лагерей невозможно договориться без потери Украиной не только Соборности, но и государственности как таковой. (Правда, в 1920 году Петлюра сумел выторговать у Пилсудского такое себе «признание» УНР, но какой ценой и в каких границах... Мы еще расскажем об этом).

В результате зажатия этих «фатальных тисков» с трех сторон на июнь 1919 года армия УНР контролировала лишь узкую полосу земли, длиной 15-20 километров, вдоль реки Збруч. Здесь к ним приобщились части ЗУНР (конкретно — Украинская Галицкая армия), которые под давлением польских войск 16 июля 1919 года пересекли Збруч, вошли на территорию УНР и — номинально под руководством Директории, реальная картина была сложнее — отправились в освободительный поход обеих объединенных армий (в целом около 85 тысяч воинов) на Киев, против большевиков. Однако взять столицу на Днепре союзникам удалось лишь на сутки (30-31 августа 1919 года): их вытеснила из Киева Добровольческая армия Деникина, которая очень быстро объявила, что «никакой Украины нет, не было и быть не может», а есть только «Юго-Западный край единой и неделимой России». Состоялся   жестокий, циничный разгром всего украинского. А части УНР и Украинской Галицкой Армии начали драматическое отступление на запад.

Потом был страшный «Треугольник смерти» (осень 1919-го; ужасная нехватка оружия, амуниции, средств,  солдат, которых косили тиф, испанка, другие болезни), в который попали галичане и надднепрянцы. Далее — 16 ноября 1919 года, не видя иного выхода из безнадежной ситуации, представители Галицкой Армии подписали с Добровольческой Армией так называемый Зятковский договор, акт явно проигрышный, который предусматривал прекращение боевых действий между Галицкой Армией и силами Белого движения, более того — даже заключение между ними военного союза и фактический переход Галицкой Армии в распоряжение генерала Деникина... Данный договор был ратифицирован в Виннице 19 ноября 1919 года, после чего началось его внедрение в жизнь.

Похоже, Петлюра на фоне таких событий тоже решил, что его руки уже не связаны никакими договорами с галичанами, и он может отныне действовать «прагматично». 2 декабря 1919 года уполномоченные от УНР и от Польши подписали в Варшаве проект декларации, согласно которому УНР отдавала Польше Восточную Галичину, Западную Волынь, Подляшье, Полесье и Холмщину... 20 декабря уполномоченный диктатор ЗУНР Евгений Петрушевич созвал в Вене чрезвычайное заседание своего правительства, на котором было принято решение об односторонней отмене Акта Воссоединения.

В чем причины этой трагедии? В первую очередь, следует указать на неизлечимый, хронический (по формуле главного редактора «Дня» Ларисы Ившиной, «преступный») романтизм руководителей Директории, к тому же  замешенный на псевдосоциалистической фразеологии, на болезненной склонности к громкой патетике — наряду с, к величайшему сожалению,  неумением и нежеланием видеть жесткие реалии жизни (но: «Так хочется  верить!» — запущенная украинская болезнь. Только почему-то слишком  часто верили большевикам). В противовес лидерам Директории, диктатор ЗУНР Евгений Петрушевич был человеком значительно более консервативным, однако реального влияния на события в Надднепрянской Украине не имел. Все украинские лидеры образца 1919 года оценивали  революционные события все же преимущественно с «региональной» точки зрения: для Петлюры главным врагом были большевики, впоследствии — деникинцы, для Петрушевича — поляки.

Но это еще не вся правда. Мы должны мужественно признать: да, на территории Украины происходила тогда вооруженная агрессия трех захватнических армий, но Соборность таки была разрушена собственными  украинскими руками... Кроме недоверия друг к другу, зависти, подозрительности, тщеславия, немалое влияние оказывал еще один существенный момент, а именно: неумение лидеров УНР осуществлять взвешенную, разумную  социальную политику, которая бы не на словах, а на деле консолидировала общество. А что тогда было в реальности? 26 декабря 1918 года Директория выдала Декларацию, где извещалось о проведении в Украине масштабной аграрной реформы. Было заявлено о намерении экспроприировать государственные, церковные и большие частные землевладения для их перераспределения среди «трудящихся крестьян» (сравним это с планами аграрной реформы Гетмана  Скоропадского). А на деле такие мероприятия лишь высвободили революционную стихию крестьянства, которая в конечном итоге оказалась не в состоянии противостоять наступлению регулярных советских войск и закономерно выродилась в разрушительную анархию. Украинская Соборность и Государственность были уничтожены, зато появилась своеобразная, квазигосударственная институция — УССР (и оккупированные  Польшей Галичина и Волынь).

Но вот какая звериная, шекспировско-дантевская ирония истории (она, история, превосходит по своей фантазии воображение даже самых гениальных творцов): именно в рамках этого «квазигосударства» и состоялось соборное объединение украинских этнических земель в составе УССР: в 1939 году — Галичина, Волынь, в 1940-ом — Буковина, в 1945-ом — Закарпатье, а в 1954 году в состав УССР вошел Крым. Да, невозможно ни на миг забыть о нечеловеческих репрессиях, расстрелах, депортациях, осуществленных сталинской карательной машиной, о миллионах невинных жертв. Ни забвения, ни прощения здесь не может быть. Есть украинские этнические территории, которые и поныне остаются в составе других государств, в том числе государства-агрессора. Но факт является фактом: в 1991 году независимость получила «почти соборная», тоталитарная по своей родословной УССР (не УНР, не Гетманское государство), получила в тех же своих границах, реализовав данное ей право (даже по Конституции СССР) на выход из Союза. На тот момент это был единственный реальный и прагматичный   вариант.

А что в настоящий момент? Как превратить попытку Воссоединения, еще до сих пор не до конца осуществленную (Крым и часть Донбасса оккупированы, война и агрессия России продолжаются) в стойкую реальность? Общий подход является безоговорочным: выполнить внутриукраинскую интеграцию, которая должна предшествовать интеграции европейской. А теперь пришло время  коротко изложить некоторые замечания и рассуждения относительно этого

1. Пора уже прекратить говорить о «реформах», как это делали и делают  все президенты Украины (а результат таков, что именно это слово уже стало ненавистным), а реально осуществлять их. Причем здесь появляется ключевой, основополагающий вопрос: а в чьих, собственно, интересах следует проводить эти реформы?

2. Стоит практически показать людям, что ответственность за содеянное — неотвратима, закон реально является единым для всех, независимо от должностей (включая наивысшие). Это возобновит доверие людей к власти, а, следовательно, и нашу внутреннюю интеграцию. Задание исключительно сложное. В наших условиях, похоже, революционное.

3. Экономические свободы для малого и среднего бизнеса (кстати, по уровню таких свобод, согласно данным авторитетного журнала «Херитидж фаундейшн», Украина находится на последнем месте в Европе).

4. Противодействие популизму, как в сфере власти, так и опозиционному, как «правому», так и «левому». Только сначала нужно точно определить, что кроется за этим размытым словом, которым очень часто злоупотребляют.  Например, российский премьер Д.Медведев тоже назвал публикации о его заоблачных средствах якобы «популизмом»!

5. Поиск общих ценностей, которые объединят украинцев. И это, по-видимому, главное. Первая из них — свобода, личная, политическая и национальная. И еще я назвал бы в этом ряду такие ценности, как культура и ответственность.

6. Делать все, чтобы государство было для нас своим. Не потому, что мы имеем его паспорта, не только потому, что оно этнически «свою», а потому что мы имеем исключительное влияние на его решения — потому что политики, которые нас представляют, являются нашими временно наемными на работу  менеджерами. А не неприкосновенными феодалами. И они должны все время помнить об этом.

7. Гармонизовать соотношение «национального» и «либерального». Здесь есть серьезные проблемы. Также нужно разобраться в соотношении экономической эффективности и социальной справедливости.

***

Есть определенные основания рассчитывать на то, что при условии осуществления всего перечисленного  выше Соборность Украины не будет  лишь абстрактным лозунгом.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать