Отец путинской лжи
«Уроки» манипулирования от доктора ГеббельсаИз редакции одной из самых авторитетных либеральных газет Берлина, хромая, вышел молодой человек. На его лице ярко выражалось отчаяние. Опять отказ, а что хуже всего от того, кто считался образцом, талантливого писателя и главного редактора «Берлинер Тагеблатт» Теодора Вольфа.
Парнем, которому отказали, был Йозеф Геббельс, будущий рейхсминистр народного образования и пропаганды Германии, основатель главной газеты НСДАП (Национал-социалистическая рабочая партия Германии) «Ангриф», которого позже назовут «отцом лжи» и «Мефистофелем XX века».
♦ Будущему дьявольскому гению пропаганды в молодости не везло не только в журналистике. В писательской деятельности дела шли еще хуже. Романы, которые он писал с таким запалом, не принимали ни в одном издательстве. Его произведения не поражали оригинальностью сюжета, выразительностью образов, глубиной мыслей, зато были наполнены многословием, напыщенностью, ненатуральным пафосом. Яркой иллюстрацией плохого стиля Геббельса является один из его романов «Михаэль» («Michael»). Вот как в нем главный герой описывает свои ощущения от возвращения на Родину с фронта Первой мировой войны: «Под бедрами у меня уже не фыркает кровный жеребец, я не сижу больше на пушечных лафетах, не ступаю по глинистому дну окопов. Давно ли я шагал по широкой русской равнине или по безрадостным, изрытым снарядами полям Франции. Все прошло! Я восстал из пепла войны и разрушения, словно Феникс. Родина! Германия!».
Не складывалось у него и с драматургией. Сентиментальная пьеса «Путешественник» («Der Wanderer») не поразила никого из метров франкфуртского театра «Шаушпильхауз».
Однако неудачник на писательском поприще нашел себя в сфере ораторского искусства. Те же качества, которые делали из Йозефа Геббельса бездарного писателя, такие как пафос, истерические вскрики, романтизм, выраженные в устной форме, оказывали сильное влияние на толпу.
♦ Своеобразный талант Геббельса начал открываться еще тогда, когда он принадлежал к левому крылу НСДАП, которое противостояло правому крылу, возглавляемому Адольфом Гитлером. Именно тогда, в 1924 году, он произнес свою знаменитую фразу: «Буржуа Адольф Гитлер должен быть исключен из Национал-социалистической партии!». Тем не менее уже через два года Геббельс не только перешел на сторону Гитлера, но и стал одним из самых преданных его сподвижников. Будущий фюрер назначил его гауляйтером НСДАП в Берлине-Брандербурге, который в то время считался «красным» городом. Местная нацистская ячейка включала тогда до 500 членов. Благодаря нелегкой работе на должности высшего партийного функционера в полной мере раскрылись ораторские способности Геббельса. Именно тогда он начал разрабатывать основные принципы ведения пропаганды, о которых позже писал в «Битве за Берлин»: Собственно пропаганда не имеет своего принципиального метода. Она имеет только цель; и именно эта цель всегда означает в политике завоевание масс. Любое средство, которое служит этой цели, хорошо. И любое средство, которое не достигает этой цели, плохое. Методы пропаганды сами естественно вырабатываются в ежедневной борьбе. Современная пропаганда, по сути, основывается на эффекте сказанного слова. Революционные движения создаются не великими писателями, но великими ораторами. Неверно думать, будто печатное слово намного действеннее потому, что оно посредством ежедневной прессы доходит до большего количества публики. Живое слово в действительности влияет не только на присутствующих, но и передаётся из уст в уста сотни тысяч раз. Поэтому внушение эффектной речью на порядок выше воздействия отредактированной газетной передовицы».
С 1927 по 1935 год Геббельс был главным редактором основанной им же еженедельной газеты «Ангриф» — рупора философии национал-социализма. Чтобы оповестить мир о появлении газеты, Геббельс использовал знакомый сегодня каждому прием. На рекламных щитах размещался слоган с непонятным содержанием, чтобы заинтриговать публику, а на следующих подавалось объяснение. Руководствуясь собственным лозунгом: «Публику надо заинтриговать еще до появления товара!», Геббельс организовал выпуск трех рекламных плакатов. Друг за другом они были расклеены на улицах Берлина. На первом жители города видели вопросы: «В атаку с нами?». Второй загадочно провозглашал: «Мы атакуем 4 июля!». А третий разъяснял: «Атака» (Der Angriff) — это новая немецкая еженедельная газета, которая выходит под девизом «Да здравствуют угнетенные! Долой эксплуататоров!», а ее редактор — доктор Йозеф Геббельс. Газета имеет свою политическую программу. Каждый немец, каждая немка должны читать нашу газету и подписываться на нее!». На страницах издания нападкам подверглись демократическая система Веймарской республики и евреи, в частности начальник немецкой полиции Бернхард Вайс. В результате газета, которая появилась как банальная листовка, превратилась в главный рупор партии.
Благодаря благосклонности Гитлера, который видел в Геббельсе талант пропагандиста и умелого агитатора, последний быстро начал продвигаться по карьерной лестнице. В 1928 году его избрали депутатом рейхстага от нацистской партии. Уже через год он был назначен рейсхляйтером пропаганды.
Тогда же Геббельс выработал некоторые принципы ее эффективного ведения:
• пропаганда должна быть спланирована и руководиться из одной инстанции;
• только авторитет может определить, результат пропаганды должен быть истинным или ложным;
• черная пропаганда используется, когда белая менее возможна или дает нежелательные эффекты;
• пропаганда должна подавать события и людей яркими фразами или лозунгами;
• для лучшего восприятия пропаганда должна вызывать интерес аудитории и передаваться через средства коммуникаций, которые способны привлекать внимание;
♦ В качестве аудитории для пропаганды идей НСДАП, уничтожения ее политических противников и популяризации людоедских взглядов Геббельс рассматривал широкие народные массы. Он утверждал: «Мы обязаны говорить на языке, понятном народу. Тот, кто хочет говорить с народом, должен, по словам Лютера, — смотреть народу в рот».
Этот, на первый взгляд, неприглядный человек, имел сильный и резкий голос. Выступая на многочисленных митингах и демонстрациях, он безжалостно критиковал берлинское городское правление, евреев и коммунистов, однако когда речь заходила о Германии, Геббельс превращался в возвышенного романтика.
Свои пропагандистские выступления он направлял на народные массы, а не на интеллигенцию, поскольку именно они должны были работать на благосостояние государства или расширение ее территории. Поэтому пропаганда должна была быть максимально простой и доступной, в любом случае она не должна нуждаться в длительном процессе рефлексии. Утверждая непоколебимость и неизменность самой идеи, Геббельс отмечал, что метод, с помощью которого она подается, должен быть удобным для приспособления к запросам и вкусам публики. «Выступая в провинции, я говорю вовсе не так, как в Берлине, а для людей в Байройте я нахожу совсем другие слова, чем для берлинцев! — объяснял Геббельс в 1928 году. — Все это дело жизненной практики, а не теорий». Он был убежден, что для того, чтобы найти общий язык как с простолюдинами, так и с образованными слушателями пропагандист должен уметь говорить на разных языках. Однако наиболее целесообразной считал ориентацию на «человека с улицы» — среднего слушателя. Суть успешной пропаганды — простота и повторение одних и тех же истин, по мнению доктора Геббельса, исходила из того, что слушатели в своей массе достаточно примитивны: «Пропаганда всегда обращена только к массам, а не к интеллигенции, поэтому её уровень должен ориентироваться на способности восприятия самых ограниченных среди тех, на кого она должна повлиять». Мнение интеллигенции он считал неустойчивым, а поэтому и завоевание ее доверия целью не ставилось. Главным считалось влияние на общественные взгляды, а для этого «пропаганда должна воздействовать больше на чувство, чем на разум, так как масса, в сущности, имеет женственный характер, поэтому чувства доходчивей размышлений». Кроме того, Геббельс подчеркивал, что успешный пропагандист должен уметь объяснить сложную проблему в простых выражениях и повторять их бесконечное число раз. Настойчивость считалась главной предпосылкой успеха.
♦ Именно ему принадлежит открытие одного из принципов «правильной» подачи информации, который сегодня считается основополагающим в журналистской профессии, — информация лучше усваивается через конкретные человеческие образы. Публике нужны жертвы и герои. Поэтому, когда 23 февраля 1930 года в Берлине в результате огнестрельного ранения умер 23-летний штурмовик и сын священника Хорст Вессель, Геббельс решил использовать его образ, чтобы сформировать из него пример для наследования. Нацистский пропагандист № 1, выступая на похоронах штурмфюрера, даже назвал его «социалистическим Христом». Несмотря на то, что смерть последнего больше была похожа на следствие пьяной потасовки, Геббельсу удалось увековечить его как человека, который до последнего вздоха верил в победу национал-социализма и был убит за это красными. Рейхсляйтер знал, что одним из важных факторов стойкости и воссоздания общества является наличие героев. Поэтому при необходимости их надо создавать искусственно.
Методы Геббельса оказались очень действенными, и в 1932 году он был избран руководителем избирательной кампании Гитлера в борьбе за пост президента, в результате которой за лидера Национал-социалистической партии отдали голоса 36,8 % избирателей.
Во время кампании ее проводник уделял значительное внимание выпуску предвыборных агитационных материалов, особенно плакатов. В предвыборной агитации ключевыми направлениями были изображения врагов в сатирическом виде и создание образа «настоящей Германии». Этот образ формировался на основе показа рабочих, фронтовиков, женщин, голосующих за Гитлера. Ведущей темой плакатов было единство немецкого народа — рабочих, крестьян и интеллигенции.
Однако наибольшее значение Геббельс всегда придавал выступлениям перед публикой. Он сам осуществлял поездки на поезде, автомобиле или перелеты на самолете, постоянно появляясь в разных городах. Поэтому во время избирательной кампании он организовал воздушное турне Гитлера под лозунгом «Гитлер над Германией». Для тех дней перелеты все еще были новинкой, поэтому рекорд, когда будущий рейхсканцлер за одну неделю облетел 26 городов, воспринимался народом с восторгом.
После прихода к власти Гитлер на заседании правительства 7 марта 1933 года предложил создать центральное учреждение для «широкой пропагандистской и просветительской работы». Правда, через несколько дней концепция несколько поменялась и речь шла уже о создании «министерства народного образования и пропаганды», председателем которого 13 марта был назначен Йозеф Геббельс.
Самый молодой министр в правительстве исправно выполнял свою работу. Кроме уже привычных методов, таких как выступления на митингах и выпуск газет, листовок, плакатов, на вооружение были взяты технологические инновации — радио и телевидение. Благодаря стараниям Геббельса по выпуску дешевых радиоприемников уже к 1939 году у 70 % жителей Германии дома раздавался звучный голос диктора — пропагандиста идеи национал-социализма.
♦ На службу собственным целям Геббельс поставил и телевидение, которое в то время только зарождалось. Он считал, что новинка может стать самым могучим оружием в сфере пропаганды. По его мнению, визуальная картинка имела бесспорное преимущество перед слуховой, которая превращается в зрительную благодаря индивидуальному воображению, а ее контролировать невозможно, поэтому каждый все равно увидит что-то свое. Телевидение решало эту проблему, показывая сразу нужную картинку, к тому же одну для всех. С помощью новых технологий «живой фюрер войдет в каждый дом. Это будет чудо». Однако, по мнению рейхсминистра, такое чудо не должно происходить ежедневно. Нечастое появление Гитлера на экранах телевизоров компенсировалось постоянными выступлениями руководителей партии: «Мы должны быть с народом каждый вечер после трудового дня и объяснять ему то, чего он днем недопонял».
Доктор Геббельс первым начал рассматривать телевидение как механизм для обратной связи со зрителем: «Если в обществе назревает какое-то недовольство, надо не бояться его персонифицировать и вывести на экран. Надо не бояться окунуть зрителя в политический спор, в борьбу хорошего с лучшим... А на следующий день предоставить возможность выразить свое мнение у себя на предприятии голосованием, например».
В пропагандистском арсенале использовали и спорт. Программа проведения Берлинской олимпиады 1936 года тоже была разработана Геббельсом. Он яростно убеждал Гитлера разрешить провести Олимпиаду. Фюрер сначала не соглашался, потому что считал унизительным для настоящих «арийских» спортсменов соревноваться с «неарийскими» расами. Но пламенный оратор смог убедить вождя, что проведение Олимпиады не просто покажет миру возрожденную мощь и преимущество Германии, но и обеспечит партию материалом для пропаганды. Специально к открытию в Берлине был построен монументальный спортивный комплекс, декорированный «арийскими» фигурами. Он, как и весь город, был украшен нацистской символикой. Всех присутствующих на церемонии открытия поразили артиллерийский салют, гигантский дирижабль «Гинденбург» и выпущенные в небо сотни голубей.
♦ Во время Олимпиады проходили съемки фильма «Олимпия» под руководством талантливого режиссера и подруги Гитлера Лени Рифеншталь. Премьера фильма, состоявшего из двух частей «Праздник народов» и «Праздник красоты», состоялась в берлинском кинотеатре «Уфа-Паласт ам Цоо» 20 апреля 1938 года.
Цель была достигнута — весь мир восхищенно наблюдал за проведением Берлинской Олимпиады, которая поразила небывалым размахом и уровнем приема гостей, превратилась в грандиозное действо.
После прихода к власти национал-социалистов значительные изменения коснулись прессы и кинематографа. Печатные издания подверглись жестокому контролю. Штат редакций значительно обеднел, ведь из них были изгнаны все либералы и евреи, а многие были вообще закрыты. Поэтому качество газетных материалов, их острота значительно ухудшились. То же самое касается и кинематографического искусства, уровень которого упал в результате того, что многим талантливым работникам этой сферы пришлось выехать за границу. Однако были и такие, как Лени Рифеншталь, которые использовали свой талант во имя нацистов, создавая пропагандистские картины.
С началом Второй мировой войны ведомству, управляемому Йозефом Геббельсом, было поручено поддерживать моральный дух нации. Министр пропаганды приложил все усилия для выполнения своей задачи.
♦ Ведущей темой внутренней пропаганды было возвеличивание роли вождя. Повсеместно можно было услышать или увидеть лозунг: «Один народ, один рейх, один фюрер». Раздавались уверения в непобедимости немецкой армии, ради потребностей которой постоянно стимулировался трудовой энтузиазм призывами «Все для фронта!».
Во внешней пропаганде времен войны одной из задач было заверить население «расово близких» стран, таких как Дания и Норвегия, в дружественном отношении Германии и необходимости союза с ней.
Многие плакаты, листовки были направлены на то, чтобы убедить мирное население в дружественности немецких войск и в том, что в Германии каждого ждет лучшая жизнь, особенно по сравнению с тяжелым материальным положением, в котором находились советские рабочие и крестьяне.
Постоянно распространялись в листовках и раздавались из громкоговорителей обещания, что каждый солдат Красной армии по желанию может не умирать за советскую власть, а перейти на сторону фашистов и получить массу преимуществ. Появились так называемые «пропуски в плен», в которых отмечалось, что с каждым, кто перейдет добровольно, по приказу Гитлера будут вести себя наилучшим образом. Они будут устроены на работу по специальности, будут иметь хорошие условия для жизни в Германии.
Кроме того, проводилась дискредитация советской власти, которую называли порождением еврейского коммунизма. Постоянно напоминалось о насильственной коллективизации, страшном голоде 1932—1933 гг. и других как реальных, так и вымышленных преступлениях власти.
♦ Надо подчеркнуть, что выдумки и ложь были любимым инструментарием геббельсовской пропаганды. Он утверждал: «Чтобы в ложь поверили, она должна быть ужасающей». Его ведомство совместно с тайной полицией провело исследование, направленное на выявление связей между скоростью распространения слухов и их характером. Запускались слухи разного содержания, а тайные агенты доносили, какие из них оказались наиболее популярными среди населения. В результате Геббельс пришел к выводу: «Чем наглее ложь, тем быстрее она распространяется». Выдумка, насколько бы невероятной она ни казалась, тем не менее не оставляет человека равнодушным. Когда человек слышит какой-то неправдоподобный слух, прежде всего у него возникает вопрос «Неужели это так? Как такое может быть?», но, слыша одно и тоже постоянно от многих, он понемногу начинает привыкать к мысли, которая сначала могла показаться невозможной.
Геббельс даже выработал правила использования лжи для пропагандистских целей:
• врать можно только тогда, когда тебя наверняка не поймают или поймают слишком поздно;
• единственным критерием при решении вопроса, должна ли пропаганда оперировать правдой или ложью, является правдоподобие;
• выдумки целесообразны, если они не могут быть опровергнуты.
Замечательным примером использования вымышленной или преувеличенной информации является убийство в Неммерсдорфе. В октябре 1944 года Красная армия проводила уверенное наступление на силы Германии. Моральное состояние нацистских войск все больше ухудшалось. Нужно было исправлять ситуацию. Поэтому события 21 октября в небольшом поселке на территории Восточной Пруссии были использованы для демонстрации жестокости русских солдат. По утверждению геббельсовской пропаганды, в поселке произошло убийство мирных жителей и массовое изнасилование женщин русскими солдатами. Геббельс, скорее всего, использовал реальный факт обстрела советскими войсками населения Неммерсдорфа. Однако «украсил» все вымышленными отвратительными подробностями, увеличил количество жертв и сфабриковал снимки. И все для того, чтобы заставить немецкую армию продолжать безнадежное сопротивление. Подобные доказательства зверств большевиков вынуждали немецкое население верить лозунгу «Лучше умереть, чем попасть к ним в руки!».
Рейхсминистр энергично работал для поддержания боевого духа немецких военных и простого населения, постоянно напоминая, какая ужасная участь их ожидает в случае капитуляции. После провала Июльского заговора 1944 года Гитлер поручил ему мобилизовать все материальные и человеческие ресурсы, чтобы бороться до последней капли крови. Однако даже невероятно одаренный пропагандист и агитатор не смог изменить ход событий. Нацистская Германия оказалась на краю гибели.
♦ Геббельс до последнего придерживался произнесенной еще в 1931 году заповеди национал-социалиста: «Верь в будущее. Тогда ты станешь победителем!». Однако вера в победу Германии закономерно потерпела крах. В мае Йозеф Геббельс вместе с женой убил детей, а затем себя. Считается, что причиной смерти супругов Геббельсов стало отравление цианистым калием, который им предоставил личный врач Гитлера Теодор Морелль, однако так и не удалось выяснить, смог ли Геббельс при этом выстрелить себе в голову.
«Отец лжи, пиара и массовых коммуникаций», доктор Йозеф Геббельс смог оставить след не только в истории Третьего рейха, но и всего мира. Методы и принципы ведения пропаганды и агитации, разработанные нацистским министром, не утратили актуальность для современных наследников фюрера. Они продолжают применяться во многих областях жизни людей: индустрии развлечений, рекламе, пиаре, даже журналистике. Талант этого человека, его умение достигать своего сыграли фатальную роль в мировой истории ХХ века.
Выпуск газеты №:
№164, (2014)Section
История и Я