Перейти к основному содержанию

Пантелеймон Кулиш в «Абботсфорде»

21 декабря, 00:00

Окончание. Начало см. в №231 на стр. «История и «Я»

«Я ТЕПЕРЬ ХОЖУ, КАК ПЧЕЛА ПО СОТАМ…»

В первой половине ХIХ ст. Александровка была небольшим городком, насчитывавшем около трех сотен дворов с населением полторы тысячи человек. Михалу Грабовскому принадлежал здесь большой надел земли, имение, доставшееся от отца, и 229 крепостных мужского пола. Документы свидетельствуют, что уже в самом начале 1830-х он был женат на Каролине Росцишевской, дочери чигиринского помещика (детей, впрочем, у супругов не было). Судя по всему, хозяин имения был рад гостю: в разговорах выяснилось, что они оба увлекаются стариной, народными преданиями и песнями, да и во взглядах на литературу они оказались единомышленниками. О радости же Пантелеймона и говорить нечего!

Александровские «труды и дни» П. Кулиш считал такой важной вехой своей жизни, что и в письмах, и в мемуарах уделял им исключительно много внимания. Вот его «Хуторская философия» 1879 года: «Он (М. Грабовский. — В. П. ) устроил меня рядом со своим кабинетом, в комнате, окна которой выходили в парк, и прожил я у него несколько недель, в таком восторге счастья, которым разве что полнится душа праведника у Господа на небесах... Грабовский писал новый роман, я рисовал с натуры, или же — приводил в порядок написанное на лету из уст народа. Он мне читал каждый раз написанное им утром; я показывал ему мои эскизы или читал народные сказания, думы, песни и что-то из своих, разумеется, очень плохих выдумок…» В Александровке П. Кулиш обошел все хаты, пасеки и левады, записывая песни, легенды, сказания о старине. Позже они появятся на страницах его «Записок о Южной Руси» (1856). «Я теперь хожу, как пчела по сотам, — писал Кулиш 31 июля 1843 г. в Киев своему покровителю Михаилу Юзефовичу, — где только встречу седую бороду, не отойду от нее без того, что не выжать из нее пахучего цветка народной поэзии, или в предании, или в песне. Изучение этих малороссийских антиков так же меня совершенствует, как совершенствуют живописца антиков скульптуры»…

В Александровке формируется и достойная удивления жизненная программа Кулиша, которую он с «бенедиктинской» настойчивостью и работоспособностью будет реализовывать в последующие годы, преодолевая при этом множество препятствий и прилагая для достижения поставленных целей весьма энергичные и волевые усилия. В том же письме Юзефовичу находим признание о намерении написать исследование о Колиивщине. Авторитеты Пантелеймона не пугают: он весьма критически (и даже вызывающе) высказывается об изысканиях М. Максимовича, посвященных Колиивщине. Не останавливает его замыслы и то, что историю гайдамаков пишет в Одессе А. Скальковский.

Кулиша переполняют молодые силы, честолюбивые планы, благородные желания послужить своему народу. В том же 1843 г. он писал московскому историку М. Погодину: «Замышляю я так много, что иногда боюсь, не слишком ли я самонадеян? Во-первых, хочу издать (с помощью некоторых особ) все малороссийские летописи с возможно полными комментариями; во-вторых, издать малороссийские песни, которых много собрано лично мною в народе; в-третьих, издать народные предания, легенды, мифологию, пословицы и всякую мелочь, в-четвертых, издать Историю Малороссийских фамилий, как огромный сборник материалов для истории; наконец, в-пятых, написать на основании всего этого Историю Малороссии, если почувствую, что буду к этому годен».

Но и на этом Кулиш не останавливается. Свою программу он дополняет, планируя издать огромный труд под общим названием «Жизнь малороссийского народа». Если бы это удалось, «это была бы достойная жертва любви к родине и важная услуга Малороссии, России, всему Славянскому миру и всем ученым вообще». Реализовать задуманное П. Кулиш рассчитывал за 10 — 15 лет, хорошо понимая масштабы и значение будущей работы.

В Александровке он написал поэму «Украйна» — по крайней мере, большую ее часть («писал я ее у него (Грабовского. — В.П. ) над кабинетом», — сообщит П. Кулиш в письме Ю.-И. Крашевскому). Свою «Украйну» он задумывал как эпос наподобие Гомеровского, как историю народа, составленную из исторических дум и песен. Если же какой-то фрагмент этой истории оказывался неотраженным в народной поэзии, Кулиш сам заполнял пробел стилизацией под думу.

В это же время продолжается работа над замыслом «Черной рады». Незадолго до приезда в Александровку (27 апреля 1843 г.) Кулиш сообщал М. Юзефовичу, что у него появилась «идея нового романа». «Это явление неожиданно озарило для меня художественным колоритом несколько страниц нашей истории». В александровской «лаборатории» этот замысел постепенно оформлялся, обрастал материалом, уточнялся в деталях. Поэтому уже в декабре 1843 г. П. Кулиш мог радостно «отчитаться» Юзефовичу: «Я теперь работаю беспрестанно и, кажется, с успехом. План романа давно у меня готов, эпоха представляется уже ясно воображению со своим особенным колоритом, и характеры уже заданы…» Будущая «Черная рада» должна была сначала называться по-другому: «Сотник Шрамко и его сыновья». Неизвестно, брался ли Кулиш за написание произведения, живя в доме М. Грабовского, но несомненно, что именно здесь он мог повторить за любимым своим Пушкиным: «И даль свободного романа/ Я сквозь магический кристалл/ Еще не ясно прозирал…»

В Александровке П. Кулиш чувствовал себя так легко, так хорошо ему здесь работалось, что сюда он приезжал и следующим летом…

«ДОМ, ИЗ КОТОРОГО ВЫЙДУТ ЖИВОПИСНЫЕ РАЗВАЛИНЫ…»

В третий раз (и в последний) побывал П. Кулиш в Александровке аж в 1856 г. Произошло это уже после разгрома Кирилло-Мефодиевского братства и после четырех лет тульской ссылки Кулиша… 12 июня 1856 г. он писал в письме М. Грабовскому о своем намерении снова погостить у него: «Тоді я, вхопивши оберемок книжок, махну на Вкраїну і зараз, не гаявши часу, прибуду до Вас в Олександрівку, і попривожу Вам тацю і кошик із того мельхіору і всяку всячину, которої бажали…» И Кулиш таки сдержал слово. В сентябре 1856-го он приехал в «Абботсфорд». Из хутора Баивщина, дождавшись там художника Льва Жемчужникова, Кулиш отправился в Черкассы, а оттуда в Александровку. Гостей, таким образом, на этот раз было двое: Кулиш и Жемчужников.

М. Грабовский удивил и даже огорчил П. Кулиша, поскольку литературную деятельность принес в жертву хозяйствованию, разумеется — совершенно неудачному. 11 сентября 1856 г. Кулиш писал из Александровки: «Покинул (Грабовский. — В.П. ) за домашними хлопотами книги и сделался паном. Горько нам на его смотреть, и сам он в своем хозяйстве печалится. Если бы Господь уберег меня от такого упадка, чтобы окончить свое дело так, как начал, и не свестись не знать на что!.. А как подумаю о всяких своих тревогах, то и у меня волос на голове встает, что бы действительно не упасть сердцем и духом. Недосуг человеку и бороться, когда встает перед ним ежедневно супротивная волна!» «Супротивная волна» — это, очевидно, конфликтные отношения М. Грабовского с соотечественниками, с молодым поколением поляков, которые к его панславизму и царистским ориентациям относились резко критически.

Кулиш тоже иронизировал над стареющим обитателем каменного дома на берегу Тясмина, однако иронизировал грустно. «Был я у Грабовского, который променял литературу на сахароварство и строит дом, из которого выйдут очень живописные развалины», — писал он П. Плетневу 4 декабря 1856 г. и как в воду глядел: от готического дома не осталось и следа, и даже место, где он стоял, в Александровке никто теперь показать не берется. П. Кулиш не мог знать, что в 1862 г., после подавления еще одного восстания поляков, князь Велепольский позовет Михала Грабовского в Варшаву, и тот займет достойное место в «комиссии народного образования и вероисповедания». Грабовский покинет Александровку, чтобы уже никогда не возвращаться в свое имение…

След, который он оставил в сознании и душе молодого Кулиша, был весьма значительным. Как литературный критик, М. Грабовский был идеологом славянского романтизма, ориентируя писателей-современников на традиции народного творчества. Критерии, с которыми он подходил к художественному произведению, предусматривали наличие мотивов из народной жизни, близость к народным рассказам. Это было именно то, что исповедовал в своей литературной практике и молодой Кулиш.

Взгляды М. Грабовского на литературу много значили для П. Кулиша как писателя и критика. То, к чему он стремился полустихийно, теперь обретало четкие формулировки, выстраивалось в систему. И идея самобытности украинской литературы, и необходимость ее ориентации на фольклорные основы и «поэзию старины», и принцип исторической и этнографической достоверности художественного произведения. Навстречу этим взглядам Кулиш шел легко, потому что они отвечали его собственным внутренним установкам и догадкам. Сложнее было Кулишу-историку. Общение с Грабовским вынуждало его серьезно переосмысливать сложную историю польско-украинских отношений. Если в Александровку П. Кулиш прибыл с «костомаровско-шевченковскими» представлениями о казатчине и гайдамаках, то в «Абботсфорде» ему пришлось столкнуться с неожиданными для себя суждениями о событиях ХVII-ХVIII столетий.

Грабовский считал, что во времена Колиивщины у украинцев возобладало «течение варваризма», что гайдаматчина была шагом назад, проявлением стихии и разбойничества «низовиков». Полякам же М. Грабовский отводил миссию культуртрегерства, разделяя мнение, высказанное одним из его приятелей: «Украина ваша, а мы культурные пришельцы». Во временах былых он выделял фигуру Конашевича- Сагайдачного, который олицетворял культурную силу, украинскую аристократию, находившую понимание с поляками и, в целом, правильно строившую систему славянских отношений. Исследователь жизни и творчества П. Кулиша Виктор Петров небезосновательно считал, что «идею польско- украинского единения, всегда привлекавшую Кулиша, взлелеял он, надо думать, общаясь с Грабовским».

У Кулиша, который в 1843 г. еще склонялся к героизации гайдаматчины, взгляды Грабовского вызвали желание полемизировать. Однако позже он и сам стал жестким судьей казатчины и Колиивщины и проповедником культурничества. Такой подход ляжет, в частности, в основу его трехтомного труда «История воссоединения Руси», который в 1870-е гг. серьезно обострит конфликт Кулиша с украинской общественностью. Таким образом, два александровских лета (1843 — 1844) знаменовали начало того «нового» Кулиша, который впоследствии будет шокировать соотечественников своими категорическими суждениями о разбойничестве казаков и гайдамаков, об украинских летописях и «рапсодиях кобзарей», которые он назовет подделками, о «пьяной музе» Тараса Шевченко… Несомненно, что на подобной «смене вех» сказалось влияние М. Грабовского. Недаром же после того, как П. Кулиш вернулся в Киев, его друзья замечали, что он «ополячился». Едва ли не в первую очередь это означало, что на украинскую историю Кулиш начинал смотреть польскими глазами.

Как бы там ни было, следует принять во внимание тот красноречивый итог, который подвел сам П. Кулиш: «Уединенные дни в Александровке, долговременное изучение там Гомера, вместе с изучением народной поэзии, наконец знакомство мое с Грабовским, поставили меня так крепко на ноги, что меня не может увлечь никакой поток болезненных литературных явлений…» Пантелеймон Кулиш брался реализовывать свою грандиозную жизненную программу…

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать