Перейти к основному содержанию

«Плоды движения веков»

Петр Чаадаев о западной и «евразийской» культуре
15 мая, 00:00

Худший способ делать выбор — уклоняться от него. Тогда выбор делают за нас неумолимые «объективные» обстоятельства. Отнюдь не лучшие варианты, добавим — это выбор безнадежно запоздалый и выбор, «гибко» улавливающий порывы конъюнктурного ветра («флюгер»).

Но если речь идет о выборе житейском, обыденном, не определяющем будущее человека, его близких, многих тысяч людей — промахи здесь еще простительны. Однако нет права на ошибку у политического руководства страны (и у народа в целом!) в момент выбора стратегического, предопределяющего развитие общества на многие десятилетия вперед. Тут одинаково важны и точность выбора, и последовательность при его реализации. Сказанное в полной мере относится и к задекларированному политической элитой Украины уже не один год назад «европейскому выбору». Кроме всего прочего, важно отдавать себе отчет в том, что «лучший» способ подорвать какое-либо доверие в Европе к нам, к искренности нашего выбора — это декларировать одно, делать другое и думать третье (что, собственно, нередко и происходит...). Это рождает подозрения (обоснованные или нет — тема отдельного разговора), что реально сделан иной выбор — не европейской, а евразийской цивилизации (то есть евразийской, а не европейской экономической и политико-правовой системы, евразийского духовного пространства).

Избранное руководство страны вправе делать и такой, и противоположный выбор — голосов протеста общественности пока не слышно. Но важно представлять себе, что эти два вектора — европейский и «евразийский» — по меньшей мере далеко не всегда совместимы, а нередко являются взаимоисключающими (хотя широко пропагандируется странный лозунг «В Европу — вместе с Росли она или Евразия? Во всяком случае, для Украины важно иное: для нас такого рода колебания, стремление заверить Москву, что мы — ее братья по евразийству и общему славянскому миру, а Брюссель — что мы нерушимы в своем европейском выборе — это непростительная роскошь, если не великая глупость...

И наконец — о человеческих качествах Чаадаева. Любопытное свидетельство оставил о нем современник и друг, поэт, публицист М.Дмитриев: «Чаадаев был не богат, не знатен; но не было известного лица, приезжавшего в Москву, не было путешественника, который бы не явился бы к нему просто как к человеку, известному своим умом, своим просвещением». Не очень светлы наши перспективы, если такого рода люди станут навсегда в ХХI веке архаизмом... сией!») А для этого необходим в первую очередь сравнительный анализ обеих цивилизаций, реальный, а не верноподданнически «подслащенный» — он и покажет, куда идти.

В ХIХ веке жил и работал выдающий российский философ, публицист и политолог (его можно, без сомнения, считать именно политологом, хотя сам термин не был тогда в ходу) Петр Яковлевич Чаадаев (1794—1856). Именно его труды могут дать немалую «информацию к размышлению» вдумчивому читателю, изучающему интересующую нас тему: как соотносятся Запад и «евразийская» цивилизация? Судьба Чаадаева драматична. Друг Пушкина (более того — во многом его учитель), выходец из дворян, боевой офицер- гвардеец, герой войны 1812 года, в своих «Философических письмах» (1836) он высказал столько правдивых, нелицеприятных мыслей о России, ее «особом пути», о доктрине «самодержавия, православия, народности» (в модифицированном виде возрождаемой в России сегодня!), что по личному указанию императора Николая I был объявлен сумасшедшим. Прочитав первое из «писем», царь изволил начертать резолюцию: «Содержание оной статьи есть смесь дерзостной бессмыслицы, достойной умалишенного; сие могло быть написано лишь в постигшем сочинителя расстройстве ума, которое одно могло быть причиною создания подобных нелепостей».

Что же вызвало высочайший гнев? Чаадаев сделал попытку ответить на один простой вопрос: в чем заключается подлинное, а не мнимое величие исторического пути России и выдерживает ли оно сравнение с Западной Европой? Ответ был весьма неутешителен. «Мы, можно сказать, — народ исключительный. Мы принадлежим к числу тех наций, которые как бы не входят в состав человечества, а существуют лишь для того, чтобы дать миру какой-нибудь важный урок.»

Но эти слова (бесспорно, весьма эмоциональные) — только введение в анализ, отнюдь еще не сам анализ. Чаадаев-философ идет дальше: «Одна из наиболее печальных черт нашей своеобразной цивилизации заключается в том, что мы еще только открываем истины, давно уже ставшие избитыми в других местах и даже среди народов, во многом далеко отставших от нас». И, более того, заключает мыслитель: «То, что в других странах уже давно составляет самую основу общежития, для нас — только теория и умозрение». (Написано будто сейчас, в пылу актуальной полемики!)

Философ уточняет: «Речь идет не о моральных принципах и не о философских истинах, а просто о благоустроенной жизни, о тех привычках и навыках сознания, которые сообщают непринужденность уму и вносят правильность в душевную жизнь человека». Современный читатель, ознакомившись с этими словами, может быть, горько вздохнет: разве не о «благоустроенной жизни» мечтаем и мы сейчас... Но вот что характерно: Чаадаев (в 1836 году он был западником!) видит вектор прогресса в европейскости; правда, потом, как будет показано, он изменил взгляды. Мыслитель указывает: «Все народы Европы имеют общую физиономию, некоторое семейное сходство... Есть общая связь, соединяющая их всех в одно целое и хорошо видимая всякому, кто поглубже вник в их общую историю. Это — идеи долга, справедливости, права, порядка. Они входят необходимым элементом в социальный уклад этих стран. Это — больше, нежели история, больше, чем психология: это — физиология европейского человека. Чем вы замените это у нас?»

И — вершина «западничества» Чаадаева: «Если мы хотим занять положение, подобное положению других цивилизованных народов, мы должны некоторым образом повторить у себя все воспитание человеческого рода. Для этого к нашим услугам история народов и перед нами плоды движения веков». Характерно, что и в середине ХIХ века, и в наши дни таким взглядам (и в России, и у нас) противостояла другая концепция: а разве нет в истории страны славных страниц? И, более того, патриотичны ли такие, ориентированные на Европу и ее опыт, призывы? Где же тут национальная гордость?

На это один из первых российских «диссидентов» отвечал так: «Я не научился любить свою родину с закрытыми глазами, с преклоненной головой, с запертыми устами... Мне чужд, признаюсь, этот блаженный патриотизм лени, который приспосабливается все видеть в розовом свете и носится со своими иллюзиями и которым, к сожалению, страдают теперь у нас многие дельные умы». Опасен угодливый, казенный патриотизм, указывает философ, язвительно добавляя: «Есть разные способы любить свое отечество; например, самоед (так тогда называли один из коренных народов Севера — ненцев — И.С. ), любящий свои родные снега, которые сделали его близоруким, закоптелую юрту, где он, скорчившись, проводит половину своей жизни, и прогорклый олений жир, заражающий вокруг него воздух зловонием, любит свою страну, конечно, иначе, нежели английский гражданин, гордый учреждениями и высокой цивилизацией своего славного острова; и, без сомнения, было бы прискорбно для нас, если бы нам все еще приходилось любить места, где мы родились, на манер самоедов» . Слова и сейчас вызовут раздражение у многих «государственных» патриотов; очевидно, тут есть доля полемического запала, но нет ли, спросим себя, и доли истины?

Справедливости ради надо заметить, что взгляды Чаадаева, философа крайне противоречивого, претерпевали эволюцию. Уже в 40-е годы ХIХ века он пришел к выводу, что Россия вовсе не часть Европы (призвав в союзники своего покойного друга Пушкина) и что, более того, «мы (т.е. россияне — И.С. ) слишком мало походим на остальной мир, чтобы с успехом подвигаться по одной с ним дороге» . Чем объяснить эту удивительную амплитуду колебаний взглядов? Возможно, имперским гипнозом, возможно, промежуточным, межцивилизационным положением России, которая (в лице своей элиты) никак не может определиться, Европа

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать