Почему так спешил Понтий Пилат?
![](/sites/default/files/main/openpublish_article/20000812/4145-5-2_0.jpg)
БЕСПОКОЙНАЯ ПРОВИНЦИЯ РИМСКОЙ ИМПЕРИИ
Две тысячи лет назад все земли вокруг Средиземного моря находились под властью Рима, образовывая Pax Romana, Римский мир. Римлянам удалось реализовать заветную мечту Александра Македонского — создать универсальное многонациональное мировое государство. Римляне предложили организацию общества, которую позже, в IV веке, унаследует Церковь; греки заложили фундамент современной западной и православной культуры; радикальный прорыв в Богопознании произошел в Палестине.
Однако сама Палестина на время прихода Христа была ареной как религиозных движений, так и бурных политических событий. После завоевания в 63 году Иерусалима Гнеем Помпеем она находилась под протекторатом Рима. Во времена Ирода Великого Палестина еще была едина, однако после его смерти царство распалось и было разделено на 4 провинции или тетрархии, которыми правили потомки Ирода. Однако с 6 года фактическим вершителем Иудеи и Самарии стал прокуратор, которого назначал римский император и который подчинялся наместнику Сирии.
Иудеи постоянно готовили восстание. Почти ежегодно появлялись новые и новые пророки (Талмуд насчитывает их около 30), которые предвещали, что вот-вот придет Мессия из рода Давида и освободит «богоизбранный народ». Население легко отзывалось на призывы, но римляне жестоко подавляли беспорядки. В ответ непокорные евреи прибегали к террору против ненавистных завоевателей. Кроме зелотов, объявились еще и сикарии, которые среди белого дня в толпе убивали римлян или предателей.
Но даже потеря независимости не заставила объединиться еврейский народ. Общество было разбито на многочисленные антагонистические секты и политические группы. В Талмуде правильно замечено: «Израиль попал в рабство потому, что в стране возникли 24 секты». Грызня между сектами и партиями — вот типичная причина упадка государств у всех народов во все времена.
Среди сект наиболее известными были фарисеи, которые сурово следовали букве Закона; эссеи, или «Сыновья Света», которые фактически являются предтечами христиан, и секта саддукеев. К последним принадлежало образованная знать и высшее духовенство. Боясь потерять свое положение, они осуществляли в отношении римлян политику лояльности и примирения. О могуществе этой социальной группы можно судить из того, что в Иерусалиме было 20 тысяч священников, не считая левитов — служителей Храма. И это — в городе, все население которого составляло максимум 120—150 тысяч. Поэтому любое выступление против них, безусловно, было обречено.
Усердствовали перед римской властью и первосвященники, заботясь в первую очередь о спокойствии в Иерусалиме и в Палестине вообще. В то время наивысшую духовную должность занимал Иосиф Кайяфа, назначенный в 25 году наместником Сирии Валерием Гратом. Однако фактически духовная власть в Иудее принадлежала тестю Кайяфы — Ханану (или Анни) бен Шету. Светскую же власть делили между собой сыновья Ирода Великого: Филипп владел Батаной, Антипа- Ирод — Галилеей и Переей, Архелай — Иудеей с Иерусалимом.
Рим же в Иудее представлял прокуратор Понтий Пилат. Уже сразу после назначения в 26 году у него сложились очень напряженные отношения с евреями. Его военный отряд вошел в Иерусалим с императорскими знаками, на которых рядом с орлом было изображение императора, считавшегося божеством. Поскольку иудейская религия запрещает изображать бога, то это восприняли как намерение осквернить Храм. Возник бунт, хотя — пассивный, в форме общественного неповиновения. Также евреи пожаловались в Рим. Пилату пришлось уступить. Но глухая вражда с тех пор осталась, и иерусалимская верхушка только искала предлог, чтобы скомпрометировать прокуратора.
«РАСПНИ ЕГО!..»
Накануне Пасхи, как и ежегодно, и Понтий Пилат, и первосвященники усилили бдительность. Они с чрезвычайным подозрением относились ко всему, что хотя бы чем-то напоминало о политических беспорядках. В толпе рыскали сотни шпионов. Пилат вместе со всеми своими вооруженными силами прибыл из своей постоянной резиденции в Кесарии в Иерусалим и поселился во дворце Ирода, чтобы лично следить за порядком. Ради праздника прибыл в иудейскую столицу и правитель Галилеи — Ирод-Антипа.
Безусловно, в эти дни активизировались и экстремисты: зелоты и сикарии. Очевидно, были и выступления, даже убийства. Трех из террористов Пилату удалось арестовать. Имен двух не осталось; Евангелия только рассказывают, что их распяли вместе с Иисусом. Зато третий из арестованных был, очевидно, достаточно известной фигурой. Все евангелисты называют его Варрава, или, точнее, Бар-Абба (сын Аббы). Имя его, по странному совпадению, было Иешуа, т.е. — Иисус. Он был «вожаком разбойников» — сикариев или зелотов и, по-видимому, пользовался большой популярностью среди жителей Иерусалима и паломников, которые прибыли на праздник. Однако для римской власти Бар-Абба считался опасным преступником, и вполне возможно, что Пилат давно охотился за ним. По всей вероятности, арест народного любимца-мятежника еще сильнее наэлектризовал атмосферу в Иерусалиме.
И как раз в это время, когда нервы были напряжены до предела, Понтий Пилат и первосвященники наблюдают, как появляется огромная толпа, окружающая какого-то нового пророка, который верхом на ослике торжественно въезжает в Иерусалим. Ищейки докладывают, что пророк — Иешуа Га-Ноцри, что он имеет многочисленных учеников, которые называют его Мессией, а толпа радостно кричит, что он — потомок царя Давида и новый царь Израиля. В тогдашней политической обстановке это было открытым вызовом. Ведь провозгласить кого-нибудь царем — значило восстать против власти Рима, а в то же время — и против иерусалимской священнической верхушки. Тем более, оказалось, что прибывший действует очень решительно и бескомпромиссно, словно преднамеренно провоцируя менял из Храма.
Однако неизвестно, кого Понтий Пилат считал более опасным преступником: зелотского вождя Бар-Аббу или пророка Га-Ноцри, которого простолюдины величали Мессией. Ведь римляне старались не вмешиваться в религиозные споры покоренных народов.
В некоторых списках «Истории иудеев» Иосифа Флавия говорится о том, что Иисуса арестовывали дважды, но в первый раз прокуратор, убедившись, что тот — не «разбойник», отпустил его; очевидно, еврейский пророк не вызвал у римлянина особого подозрения. Зато опасным Иисус был для иудейской верхушки — прежде всего, как нарушитель спокойствия. Поэтому первосвященник Кайяфа и его тесть Ханан решили действовать решительнее. На заседании «Малого Синедриона» (или президиума) Кайяфа заявил: «Лучше нам, чтобы один человек умер за людей, нежели, чтобы весь народ погиб».
Что случилось дальше — подробно описано в Евангелиях: арест в Гетсиманском саду, процесс в Синедрионе, допрос у Понтия Пилата. Интересно, что трое евангелистов, Матвей, Марк и Лука, сообщают, что Иисуса арестовали охранники Храма, только в Евангелии от Иоанна речь идет также о римских легионерах. Возможно, Иоанн совместил арест, осуществленный Пилатом, и второй арест — в Страстной четверг. Ведь о нежелании прокуратора встревать в это дело явно свидетельствуют дальнейшие события.
Понтий Пилат на то время успел собрать достаточно информации о Проповеднике из Назарета: и о его происхождения из царского рода, и о том, что он — несомненно, уважаемый и высокообразованный человек; недаром ученики называют его Равви, т.е. Учитель, а еврейская знать считает за честь приглашать его в гости, как например, главный сборщик налогов Закхей или Иосиф из Ариметеи, или Никодим, член Синедриона. С надлежащим уважением относился к Иешуа Га-Ноцри даже тетрарх Ирод-Антипа. Однако разговора с тетрархом у Иисуса не вышло. И его опять привели к Пилату. Прокуратор, конечно, мог подержать арестованного некоторое время в тюрьме, чтобы тщательнее разобраться с обвинениями — как ни как, а подозрение о принадлежности к мятежникам оставалось. Так, при аресте Петр ударил охранника мечом. Существует предположение, что он вместе с братом Андреем принадлежал к партии зелотов, как и апостол Симон, которого вообще прозывали Зелотом. Если это так, тогда не удивительно, что ученики убежали во время ареста в Гетсиманском саду.
Однако неожиданно Понтий Пилат начинает торопиться с приговором. Да еще и пытается продемонстрировать, что не видит никакого преступления в действиях Иисуса, провоцируя вызвать к нему сочувствие в толпе. Что могло быть причиной такой перемены в поведении прокуратора?
Дело в том, что у римлян существовал обычай, хорошо известный евреям: накануне праздника Пасхи отпускать одного узника. Кого именно — решал народ. И, наверное, Пилат боялся, что евреи могут просить о своем любимце Бар-Аббу. А освободить жестокого преступника, возможно, даже убийцу, прокуратору отнюдь не хотелось. Поэтому он решил ускорить процесс над Иисусом из Назарета, по- видимому, надеясь, что народ, который несколько дней назад так вдохновенно приветствовал своего Мессию при въезде в Иерусалим, теперь непременно вступится за него, тем более, что арестовали его по приказу Кайяфы и Ханана, которых простой народ ненавидел.
Понтий Пилат просчитался. Многотысячная толпа кричала: «Распни, распни Его!» А отпустить попросила другого Иисуса — вождя разбойников Бар-Аббу. Почему?... Неужели ближе им был тот Варрава-разбойник? Были ли разочарованы Иисусом из провинциального Назарета? Обещал, что царем станет. Поверили в Него как в Мессию, апостолы уже и спор затеяли — о достойном месте в Царстве, а Саломея, мать братьев Зеведеевых, тем временем поспешно просила у Иисуса для своих сыновей места по правую и по левую руку. И после всего — такое разочарование...
С тем и провожали на Голгофу Того, кому совсем недавно кричали «Осанну». Вот так наблюдали люди, падкие на зрелища, за распятием Мессии — вместе с двумя разбойниками.
Но на третий день было Воскресение. И было начало уже новой эры в истории человечества.
Выпуск газеты №:
№145, (2000)Section
История и Я