Поэзия и мудрость старости
«Дни возраста нашего — семьдесят лет, а коли в силах — восемьдесят лет;
и большинство из них — это труд и тщета, ибо быстро проносятся, и мы исчезаем».
В те времена, когда Автор Псалмов писал эти слова, немногие из людей переступали рубеж 70 лет; сегодня, благодаря прогрессу в медицине и лучшим общественным и экономическим условиям, во многих регионах мира, люди живут значительно дольше. Но правда остается правдой: годы быстро проходят, а дар жизни, несмотря на сопровождающие его труды и страдания, слишком чудесен и ценен, чтобы мы могли от него устать.
Поэтому я сам, человек преклонного возраста, ощущаю потребность начать с вами диалог. Делаю это, благодаря прежде всего Бога за все его дары и благодеяния. Мысленно охватываю всех тех, кто «уже прожил немало», дорогие пожилые люди всех языков и культур. Направляю к вам это Послание в год, который Организация Объединенных Наций правильно решила посвятить лицам пожилого возраста, чтобы привлечь внимание всего общества к положению тех, кто, неся на себе бремя лет, часто вынужден бороться со многими трудными проблемами.
В этом Послании я хотел бы засвидетельствовать мою духовную связь с вами как тот, кто с течением лет каждый раз глубже понимает этот этап жизни и вследствие этого ощущает потребность все лучше контактировать со своими ровесниками, чтобы вместе сосредоточиться на том, что мы все переживаем по воле Бога. Дорогие братья и сестры! В нашем возрасте вполне естественно возвращаться к прошлому, чтобы подвести своего рода итоги. Это позволяет нам спокойно и более объективно оценить людей и ситуации, с которыми мы встретились в жизни. Уходящее время стирает контуры событий и смягчает их болезненные аспекты. К сожалению, в жизни каждого человека немало печалей и забот, испытывающих его психофизическую выносливость и порою потрясающих основания веры. Однако, хотя жизнь каждого непродолжительна и хрупка, нас утешает мысль, что, благодаря душе, мы переживем даже собственную смерть. Вера открывает перед нами «надежду, которая не может обмануть», указывая перспективу Воскресения в Конце света.
Обращаясь к людям постарше, я осознаю, что говорю к тем и о тех, кто уже прошел долгую дорогу. Говорю к своим ровесникам, поэтому могу находить какую-то аналогию в собственной жизни. Наша жизнь, дорогие братья и сестры, Провидение вписало в двадцатый век, который от своего предшественника получил весьма разнообразное наследство и был свидетелем необычных событий.
Как и у других эпох прошлого, у нашего века — свой свет и тени. Не все в нем было темно. Многочисленные положительные аспекты уравновешивали отрицательные стороны или вздымались как благотворная реакция коллективного сознания. Но было бы ошибкой, если бы мы забыли, что наш век принес ужасные страдания, которые отразились на жизни многих миллионов людей. Достаточно вспомнить конфликты между государствами, начинавшиеся из-за территориальных претензий или этнической ненависти. Не менее серьезной нужно признать ситуацию крайней бедности у широких общественных групп в южной части света, постыдное явление расовой дискриминации и систематическое нарушение прав человека у многих народов. А что уж говорить о больших мировых конфликтах! О двух войнах, которые сеяли смерть и уничтожение в невиданных масштабах. Вторая мировая война стала, особенно в Европе, еще большей трагедией, чем Первая, а ее ужасные последствия зацепили целые народы и континенты. За неистовство этой войны на различных фронтах заплачена невероятно высокая цена. Таким же страшным было убиение людей в лагерях смерти, настоящих Голгофах современной эпохи.
Над второй половиной века на протяжении многих лет нависала тень холодной войны, то есть конфронтации между двумя диаметрально противоположными идеологическими блоками, Востоком и Западом, которую сопровождала безумная гонка вооружений и постоянная угроза атомной войны. Благодаря Богу, эта темная глава истории закончилась с падением тоталитарных, диктаторских режимов в Европе, повергнутых без применения насилия, оружием правды и справедливости. Поэтому можно было начать тяжелый, но плодотворный процесс диалога и примирения.
Хотя нас и огорчают эти воспоминания и мучительная реальность, но мы не в праве забывать, что в нашем веке на горизонте появились многочисленные положительные знаки, являющиеся зачатками надежды на третье тысячелетие. Развилось осознание общих прав человека. Начали также глубже осознавать, что народы имеют право на самоопределение, основываясь на почитании собственной культурной самобытности и в одно и то же время уважая права меньшинства. Падение тоталитарных систем, например, в Восточной Европе, стало причиной общего роста понимания ценности демократии и свободного рынка, хотя и далее перед этими обществами стоит огромное задание совместить свободу и общественную справедливость. Великим Божьим даром надо считать и то, что различные религии пытаются каждый раз решительнее устанавливать диалог, который позволит им быть ключевым фактором мира и единства в мире. Бесспорно, в этом еще нужно пройти длинную дорогу, но ее направление уже начерчено. Источником надежды является также развитие коммуникаций и обмена информацией, что делает возможным пересекать границы и предоставляет каждому возможность почувствовать себя гражданином мира. Другой важной сферой прогресса является новое экологическое сознание, заслуживающее всяческой поддержки. Надежду пробуждают также большие достижения медицины и других наук во имя благосостояния человека.
Поэтому есть немало того, за что мы должны благодарить Бога. Несмотря ни на что, последние годы нашего века открыли широкие перспективы миру и прогрессу. Даже из страданий нашего века возникает какой-то свет, способный осветить годы нашей старости. А значит, подтверждается принцип, на который охотно делает ссылку христианская вера: «Ущемления не только не разрушают нашей надежды, но даже утверждают ее».
Что такое старость? Временами о ней говорят как об осени жизни, по аналогии с временами года, сменяющими друг друга в жизни природы. Есть близкое сходство между биологическими ритмами человека и циклами жизни природы, которой человек является частью. В то же время человек отличается от окружающей действительности, ибо он есть личность. Созданный по образу и подобию Бога, человек есть сознательный и ответственный субъект. Детство и молодость — это время, когда человек постепенно учится быть человеком, раскрывает свои возможности, иногда составляет план жизни, который собирается реализовать в зрелом возрасте. Старость тоже не лишена особой ценности, ибо она, как замечает св. Иероним, утоляя страсти, «приумножает мудрость и служит зрелыми советами». Общеизвестные слова, которыми молится Автор Псалмов: «Научи же нас дни наши считать, чтобы мы пришли к уму доброму».
Библия не боится говорить открыто, иногда даже смело, о недолговечности жизни и о неумолимом течении времени: «Суета сует, (...)все суета». Да и кто не слышал этот строгий укор древнего Мудреца? Лучше всего понимаем его мы, люди постарше, умудренные опытом. Невзирая на избавленный от заблуждений реализм, Святое Письмо раскрывает весьма положительный взгляд на ценность жизни. Человек создан «по образу Бога», а у любого возраста — свои достоинства и задания. Слово Божье говорит просто и с большим уважением о преклонном возрасте — долговечность это знак Божьей благодати. Ведь Моисей, когда Бог поручает ему миссию вывести избранный народ из Египта, тоже уже в возрасте. По указу Божьему он совершает великие дела не в пору молодости, а в преклонном возрасте. В Новом Завете, проникнутом светом Христа, мы тоже находим выразительные фигуры людей пожилого возраста. Когда Мария и Иосиф приносят Иисуса к Иерусалимскому Храму, чтобы отдать Его в жертву Богу, или, точнее, выкупить Его в соответствии с Законом как первородного сына, они встречают там старца Симеона, который уже давно ждет прихода Мессии. А что скажете о седовласом Петре, призванном, чтобы засвидетельствовать веру мученичеством? Как-то Иисус сказал ему: «Когда ты был младше, то сам подпоясывался и ходил, куда сам желал. А как постареешь, руки свои протянешь, и подпояшет тебя другой и поведет, куда ты не захочешь». Эти слова непосредственно касаются меня как Преемника Петра, они вдохновляют меня протянуть руки к Христу и быть послушным Его призыву: «Иди за Мной!»
В прошлом пожилых людей окружали глубоким уважением. Латинский поэт Овидий писал, что «для седой головы когда-то была большая честь». А за несколько сот лет до этого греческий поэт Фокилид напоминал: «Уважай седые волосы, а мудрого старца почитай, как собственного отца». А сегодня? Если мы попробуем посмотреть на нынешнюю ситуацию, то убедимся, что в некоторых обществах старость ценят и уважают, а в других к ней относятся с меньшим уважением. Потому что преобладающая там ментальность на первое место ставит пригодность и производительность человека. Поэтому там часто относятся легкомысленно к третьему или четвертому возрасту, а люди преклонного возраста вынуждены себя спрашивать с горечью: а их жизнь еще кому-то или для чего- то полезна?
Доходит даже до того, что со все большей назойливостью предлагают в качестве решения сложных ситуаций эвтаназию («эвтаназия» — добровольная безболезненная смерть. — К.Г. ) За последние годы идея эвтаназии перестала, к сожалению, вызывать у многих людей чувство страха, которое является естественным отражением ценности жизни. В связи с этим нужно напомнить всем, что моральное право обязывает отбросить «смертельную терапию».
Нужно, чтобы мы снова взглянули на жизнь как на целостность с правильной перспективы. А правильная перспектива — это вечность, нелегкой подготовкой к которой является каждый этап жизни. Старость тоже играет свою роль в процессе постепенной зрелости человека, шагающего к вечности. Из зрелости человека черпает очевидную пользу также общественная среда, к которой относятся люди преклонного возраста. Они помогают всем мудрее смотреть на земные события, ведь благодаря жизненному опыту обрели знания и зрелость. Старые люди стоят на страже коллективной памяти, а поэтому являются выразителями общих идеалов и ценностей, составляющих основу и правила общественной жизни. Изолировать пожилых людей от общества означает одно — отбросить прошлое ради современности, лишенной памяти. Непродолжительность человеческой жизни, которая наиболее выразительно видна в пожилом возрасте, в этой перспективе становится напоминанием о взаимозависимости и непременной солидарности между разными поколениями. Ведь каждый человек нуждается в других и обогащается благодаря духовным дарам всех.
Так почему же мы не должны оказывать уважение пожилым людям, которым придают такое большое значение здоровые традиции многих культур на всех континентах? Народы, населяющие территории, находящиеся под влиянием Библии, на протяжении столетий признают заповедь Декалога (Десять Заповедей. — К.Г. ): «Чти отца и мать». Полное и последовательное соблюдение этой заповеди было не только источником любви детей к родителям, но и подчеркивало тесную связь между поколениями. Там, где эту заповедь одобряют и выполняют, пожилые люди не должны бояться, что их признают ненужным и хлопотным бременем. Эта заповедь учит, что нужно проявлять уважение к тем, кто жил до нас, и к их правам; выражение «отец и мать» тут означает также прошлое, связь между последующими поколениями, благодаря которой возможно само существование народа. Так что «перед седыми волосами должен встать и человека старого уважать». А уважение старых людей означает исполнение тройного долга: принимать их присутствие, помогать им и ценить их добродетели. Цицерон когда-то написал, что «бремя лет более легкое для того, кто чувствует, что молодые его уважают и любят».
Все мы знаем старых людей, которые могут быть ярким примером достойной удивления молодости и жизненности духа. Призываю вас, молодые друзья, относитесь к ним великодушно и с любовью. Пожилые люди могут дать вам намного больше, чем вы можете себе представить. Все христианское сообщество может во многом использовать присутствие лиц преклонного возраста. Во многих семьях внуки узнают основы веры благодаря дедушкам и бабушкам! Именно тогда, когда слабеют их силы и работоспособность, наши седые братья и сестры становятся особенно ценным орудием таинственных замыслов Провидения. Заслуживают признания все те общественные инициативы, благодаря которым пожилые люди могут не только заботиться о своем физическом и интеллектуальном состоянии, но и быть полезными другим, отдавая им свое время, умение и опыт. Это им позволит сберечь и углубить осознание ценности жизни — важнейшего Божьего дара.
С этого взгляда, как и с учетом очевидных психических потребностей пожилых людей, самой естественной средой переживания старости остается та, где человек преклонного возраста чувствует себя «как дома» среди родных, знакомых и друзей, а главное, там, где он каким-то образом может быть полезным. По мере того, как растет средняя продолжительность жизни, а в результате и количество пожилых людей, все более важным является воспитывать культуру, где принимают и ценят старость, а не сталкивают ее на обочину общества. Идеальным решением остается присутствие пожилого человека в семье; там ему нужно обеспечить эффективную помощь в условиях растущих вместе с течением лет потребностей или ухудшения состояния здоровья.
Естественно, что с годами мы сживаемся с мыслью о «закате». О нем нам напоминает хотя бы тот факт, что ряды наших родных, друзей и знакомых непрестанно редеют: мы осознаем это в разных ситуациях, например, когда встречаемся с самыми близкими, в кругу друзей детства, школы, студенческих лет, службы в армии или семинарии... Граница жизни и смерти движется через наши сообщества и постоянно приближается к каждому из нас. Если жизнь — это паломничество в небесную отчизну, то старость — это время, когда мы больше всего склонны думать о вечности.
Несмотря на это, и мы, пожилые люди, тоже с трудом соглашаемся с перспективой ухода. Ведь она приходит как сумерки нашего человеческого состояния, отмеченного грехом, и потому пробуждает неминуемые печаль и страх. Знаменательно, что сам Иисус, который «познал все, подобно нам, кроме греха», чувствовал перед смертью страх: «Отец Мой, если возможно, пусть минует эта чаша Меня». А можно ли забыть, как Он заплакал над гробом Своего друга Лазаря, хотя и собирался его воскресить? И хотя биологический аспект смерти можно объяснить рационально, ее нельзя принять как что-то «естественное». Смерть противоречит глубочайшим инстинктам человека, которые заставляют его задавать радикальные вопросы о смысле самой жизни. Что ждет нас за мрачной завесой смерти? Является ли она последней границей жизни? Существует ли что-то вне ее?
От древнейших времен и до наших дней в человеческой культуре появляются пессимистические ответы, сводящие пространство жизни только до земного измерения. Даже в Старом Завете некоторые стихотворения Книги Проповедника говорят о старости как о доме, который разрушается и полностью и окончательно уничтожает смерть. Но именно в свете этих пессимистических ответов еще более выразительные формы обретает обнадеживающая визия, которая сияет из всего Объявления, в частности, из Евангелия: «Бог же не есть Бог мертвых, но живых». Итак, вера объясняет тайну смерти и освещает своим светом старость, которую уже переживают не как пассивное ожидание минуты смерти, а как обет скорого достижения полной зрелости.
Хочу открыто поделиться с вами теми чувствами, которые я переживаю на склоне моей жизни, через двадцать с лишним лет с начала моего служения в Петровой Столице, в ожидании уже близкого третьего тысячелетия. Несмотря на ограничения моего возраста, я очень ценю жизнь и умею радоваться ей. За это благодарю Бога! Ведь это замечательно — служить до конца делу Божьего Царства! В то же время глубоким покоем наполняет меня мысль о той минуте, когда Господь Бог возьмет меня к Себе — из жизни в жизнь! Поэтому часто без малейшей тени печали молюсь, чтобы Господь позволил нам радоваться каждому этапу нашей жизни — как дару, несущему богатые обеты на будущее. А когда наступит минута окончательного «перехода», позволь, чтобы мы умели ее приветствовать с миром в сердце, не жалея ни о чем, что нам придется тут оставить. Ведь если после долгих поисков мы встретим Тебя, то найдем все истинные ценности, которые мы познали на земле, а также встретим всех тех, кто опередил нас под знаком веры и надежды.
Иоанн Павел II, Папа Ватикан
Выпуск газеты №:
№225, (1999)Section
История и Я