Перейти к основному содержанию

Политические партии в Украине: столетняя ретроспектива

24 июня, 00:00

Каждому человеку хорошо знакомы слова «гражданский долг». Общеизвестной истиной является и то, что любой гражданин должен этот долг исполнять. Работать, исправно платить налоги, приумножая таким образом богатство страны, заботиться о ее процветании, по возможности, поддерживать имидж государства на международной арене — это одна часть этого долга.

Вторая часть становится наиболее актуальной перед выборами президента, депутатов, перед референдумами... Именно в этих случаях средства массовой информации призывают граждан исполнить свой общественный долг, опустив в урну листик бумаги, свидетельствующий о сделанном выборе. Просто или сложно исполнить гражданину Украины эту часть гражданского долга?

Избиратель, получая бюллетень, видит в нем длинный список фамилий, партий и... приходит в растерянность, потому что в ситуации, когда нужно сделать единственно верный выбор для себя и своего государства, необходимо быть уверенным в точности своего решения. По тем или иным причинам у большинства населения отсутствует возможность получить точную информацию о деятельности тех или иных организаций, в частности, политических партий. По объективным причинам к таким слоям населения можно причислить молодежь, которая не успела сформировать свои политические убеждения или же просто «далека от политики», а также людей, которые вынуждены тратить все свое время на обеспечение хоть каких-то материальных благ для своей семьи, и пенсионеров, живших в условиях господства тоталитарной модели общества.

При этом надо учитывать, что СМИ зачастую не способствуют созданию у потенциальных избирателей адекватного представления о деятельности той или иной партии, организации, движения. Что же получается в результате? Формируется такая часть избирателей, которая даже при наличии большого желания просто не может осознанно исполнить гражданский долг.

Неуверенность и растерянность одного гражданина, проецируясь на большую часть населения, приводят к возникновению соответствующих настроений в обществе. А эти настроения, в свою очередь, порождают безразличие либо даже откровенное нежелание высказывать свое мнение на выборах. Такая ситуация в истории нашей страны складывается не впервые.

В конце XIX — начале XX столетия в условиях подъема национальных движений в Украине (большая часть которой входила в состав Российской империи, а западная ее часть — в состав Австро-Венгрии), нарастания недовольства, охватившего все слои общества (а недовольны были, действительно, практически все — рабочие, крестьяне, крупная и мелкая буржуазия, интеллигенция), начали бурно, как доходные дома в центре Киева, расти разные политические партии.

«История — учитель жизни», — говорили древние римляне. Вот что этот учитель нам рассказывает. На изломе веков в Украине возникают следующие партии: в австро-венгерской Галиции — Русько-украинская радикальная партия (1890 г.), Украинская национальная демократическая партия (1899 г.), Украинская социал- демократическая партия (1899 г.), Католический руський народный союз (1896 г.), Руська народная партия (1900 г.) (от русинов. — О.К. ); в Надднепрянщине — Революционная украинская партия (1900 г.), Украинская социальная партия (1900 г.), Украинская народная партия (1902 г.), Украинская демократическая партия (1904 г.), Украинская радикальная партия (1904 г.), Украинская социал-демократическая рабочая партия (1905 г.) и др. В России и Австро-Венгрии уже существовали десятки партий, которые, безусловно, оказывали большое влияние на политический климат того времени.

В самой Украине преобладали партии социалистического направления. Это было обусловлено потребностями общества, тенденциями развития мировой общественной мысли и настроениями интеллигенции, которая зачастую была инициатором создания партий. Радикалы и демократы поддерживали социалистические идеи народной собственности (из программы Русько-украинской радикальной партии: «В справах суспільно-економічних змагаємо до переміни способу продукції згідно зі здобутками наукового соціялізму, т.є. хочемо колектівного устрою праці і колектівної власності средств продукційних» — подлинная орфография сохранена. — О. К. ), но считали необходимым «возмещение убытков потенциальным экспроприированным». Они настаивали на эволюционном развитии в отличие от социалистов, пропагандировавших, в первую очередь, классовую борьбу. Естественно, все украинские партии отстаивали идею автономии Украины, расширение ее прав, самые радикальные — превращение Украины в самостоятельное государство. Лидерами этих партий были в высшей степени авторитетные и уважаемые люди, известнейшие писатели и ученые: И. Франко, М. Грушевский, С. Ефремов, Е. Чикаленко, Н. Михновский, Б. Гринченко, В. Винниченко и другие.

Если ознакомиться с программными документами этих партий, то можно сделать такой вывод. Украинские партии конца XIX — начала XX столетия употребляли в своих программах глаголы «требуем», «боремся», «добиваемся», «призываем», и такие слова фигурировали в их документах на протяжении всей деятельности партий, а не только перед выборами. Сейчас же политические партии не требуют, не призывают, а обещают, причем не обремененному степенью доктора политологии человеку очень трудно понять, как именно они собираются исполнять эти обещания. Хотя это наблюдение можно рассматривать и как лирическое отступление.

Такое большое количество партий объясняется несколькими причинами: во-первых, это наличие демократических свобод, которыми общество, естественно, пользуется, во-вторых, это существование большого количества моделей политического устройства и путей развития государства, а также отсутствие единой позиции, единого мнения по поводу выбора какого-либо из этих путей у политических партий и организаций. Вот что писал в известнейшей в начале ХХ века брошюре «Самостійна Україна» будущий лидер Украинской народной партии, харьковский адвокат Николай Михновский: «Времена вышитых сорочек прошли и никогда уже не вернутся. Украинская интеллигенция выходит на борьбу кровавую и беспощадную... Наша нация вступила на новый жизненный путь, а мы обязаны стать во главе, чтобы вести к осуществлению великого идеала». Под «идеалом» Н. Михновский понимал единую свободную самостоятельную Украину от Карпат и до Кавказа. Но украинские партии так и не смогли преодолеть существовавшие между ними разногласия и создать жизненно необходимый единый блок партий. Это удалось сделать Владимиру Ленину, лидеру одной из самых немногочисленных партий в России — РСДРП (б), поднявшему «валяющуюся на земле» власть, которую «не замечали» многочисленные партии и организации. Таким образом в 1917 году возникло государство, в котором на протяжении 70 лет существовала только одна партия.

Если сравнить внутриполитическую ситуацию в Украине в конце XIX —начале XX века и в данный момент, то параллель становится очень четкой: то же самое большое количество образцов путей экономического и политического развития, та же смена уклада жизни, и в результате — отсутствие единой позиции даже в правительстве.

Уроки истории, конечно, надо знать, но, с другой стороны, всем понятно, что в современных условиях призывать к борьбе (в духе Н. Михновского) — все равно, что кричать в пустыне: как ни старайся, никто не услышит. И это понятно. Люди устали и хотят более-менее сытой жизни. Но, наверное, политическая дальновидность автора польских реформ Лешека Бальцеровича и проявилась в том, что вместо обещания «молочных рек и кисельных берегов здесь, сейчас и немедленно» он обосновывал необходимость «шоковой терапии», которая дала бы плоды в будущем, ценой тяжелой жизни в ближайшее время. Впрочем, обещания всегда звучат, как сладкая музыка, что приятно уже само по себе.

Безусловно, нужные и своевременные требования партий конца XIX — начала XX века (демократическая республика, равноправность всех языков, право свободы перемещения, уничтожение паспортов, полная свобода промышленности и свободное распоряжение собственностью), содержавшиеся, например, в программе Украинской социал-демократической рабочей партии, при отсутствии политической гибкости и разработанной тактики остались лишь красивыми словами. С точки зрения степени реализации свободы выбора, много партий всегда лучше, чем одна, но единство усилий действующих партий просто необходимо для создания полноценно функционирующего на международной арене государства.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать