Перейти к основному содержанию

Повесть радости и муки

К 125-летию со дня рождения Александра Олеся
06 декабря, 00:00

...Еще гениальный Данте Алигьери знал, что худшее в человеческой жизни — вспоминать счастливые годы и знать, что они навсегда прошли, что впереди — тяжелые времена страданий, одиночества и жестоких испытаний. Тот знаменитый украинский поэт (а одновременно — и общественный деятель, публицист, просветитель и драматург), о котором пойдет речь дальше, прекрасно знал, как это невероятно тяжело: тосковать на чужбине по родной Украине, по той, которой он посвятил эти прекрасные строки:

«Швидко, швидко ми побачимось,
Рідна матінко моя...
Наговоримось, наплачимось...
І зберіг я тільки, ненечко,
Скарб один, що ти дала, —
Золоте, як зірка, сердечко...».

Александр Олесь (Александр Иванович Кандыба), один из крупнейших мастеров украинского лирического слова ХХ столетия, родился ровно 125 лет назад, 5 декабря 1878 года , в городке Белополье на Сумщине. Отец будущего выдающегося поэта, Иван Федорович Кандыба, был потомком славного чумацкого рода, мать, Александра Васильевна Грищенко — происходила из крепостных. Но это была воистину необычная женщина, сплав на редкость высокой культуры, непреклонной воли и доброты. Именно она научила маленького Сашу читать (уже в четыре года!), именно она познакомила его с нашей святыней — «Кобзарем», именно она, оставшись после гибели мужа на рыбных промыслах в Астрахани, по собственным словам, «одна с тремя детьми и тремя рублями в кармане» — все-таки смогла вывести детей в люди. Александр сохранил нежность к ней на всю жизнь.

В одиннадцать лет, с утратой отца, закончилось детство, которое запомнилось как «один золотой день», как «сплошная сказка природы». Впереди ждала суровая школа жизни — Белопольская церковноприходская четырехлетка, которую потом вспоминал как «застенок», сельскохозяйственная школа на Харьковщине (хотелось учиться и дальше, но откуда взять деньги?..), Харьковский ветеринарный институт, участие в открытии памятника Котляревскому в Полтаве в 1903 году (это событие стало настоящей манифестацией украинского духа, ведь в нем приняли участие корифеи национальной культуры с Надднепрянщины, Слобожанщины, Галичины, Буковины, Волыни: Леся Украинка, Михаил Коцюбинский, Василь Стефаник, Михаил Старицкий, Гнат Хоткевич, Олена Пчилка...). Притеснения украинского слова на просторах Российской империи привели к тому, что Александр Олесь принял абсолютно сознательное решение: посвятить себя литературе.

Действительность «незабываемого» государства Романовых была такой, что даже заслужив всеукраинскую славу сборником «З журбою радість обнялась» (1907 г.), одним из шедевров своей лирики, Олесь, чтобы добывать средства к существованию, вынужден был работать... на киевской скотобойне (культура и рынок — вечная проблема!), создавать прекрасные стихотворения в «атмосфере кровавого пара и агонии умирающих животных». Например, такие:

«Ой не квітни, весно, — мій народ в кайданах,
Мій народ в задумі,
Очі його в стумі,
Серце його в ранах,
А життя в туманах.
Ой не квітни, весно, пишними квітками,
Бо народ мій встане,
Розіб’є кайдани,
Вкриє світ димами,
А поля тілами...».

Уже по этому короткому отрывку можно ощутить, в чем уникальность творческого дара Александра Олеся: он — на удивление тонкий, нежный лирик, но, в то же время, и поэт, наделенный редкостным талантом историзма, более того, талантом пророка. Приведенные строки написаны еще в 1906 году, но разве дальнейший ход страшной, трагической истории Украины не подтвердил, что перед нами — глубокое прозрение будущего, а не причудливые видения одинокого поэта?

Во время кровавой бойни Первой мировой войны, во время освободительной борьбы 1917—1920 годов Александр Олесь был с родным народом, радовался его победам, невероятно страдал, видя, как льется невинная кровь. Поэт ставит «вечный» вопрос: чего же не хватает украинцам, чтобы стать свободными? И ответ такой: не хватает веры , ибо

«Коли б ми вірити могли,
Які б ми витерпіли муки,
Яку б вагу взяли на руки,
Які б хрести ми понесли!
Коли б ми вірити могли...».

И еще не хватает гнева, ведь:

«Коли б ми гніватись могли,
Які б пожежі засвітили,
Які б кайдани ми розбили,
Якого б ката розп’яли!
Коли б ми гніватись могли...»

Архаично ли это стихотворение?

Творчество, жизненный путь Александра Ивановича Кандыбы (Олеся), бесспорно, занимают достойное место в пантеоне высших достижений украинского духа ХХ столетия. Выдающийся поэт, прожив последние 20 с лишком лет жизни в вынужденном изгнании в Праге, определял свою жизнь как «повесть радости и муки». Он умер 22 июля 1944 года, не выдержав страшного горя — в нацистском концлагере Заксенхаузен был замучен его любимый сын, также блестяще одаренный поэт Олег Кандыба (Ольжич). Но Олесь вернулся в Украину бессмертными своими стихотворениями, став высшим примером того, как нужно любить Отчизну — в эпоху холодных душ, как нужно работать с родным словом — в эпоху циничного бескультурья.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать