«Поймать фортуну за чуб»
Украинцы в имперском ПетербургеПетербург — прекрасный и удивительный город, славящийся своим космополитизмом и толерантностью. Построенный на финских землях иностранными архитекторами, он сразу стал столицей Российской империи.
Мне достаточно часто приходилось слышать миф о моем городе, стоящем на костях запорожцев. Сейчас уже доказано, что рассказы о тысячах смертей первых строителей Петербурга сильно преувеличены, хотя запорожцев, с легкой руки Ивана Мазепы, сюда действительно отправляли, а болотистый климат северной столицы явно не способствовал улучшению здоровья. Правдой, безусловно, является то, что на кладбищах Питера лежит много выдающихся украинцев, в том числе на самом престижном — Александро-Невской Лавре.
Здесь похоронены и те, кто случайно заехал по имперским делам, и навсегда остался в столице (как, например, генеральный обозный Яков Лизогуб). И наоборот, те, кто отдал Петербургу свои душу и сердце — графы Алексей Разумовский и Петр Завадовский. В Лазаревской усыпальнице нашел свой вечный приют незаконный сын Феофана Прокоповича Григорий Теплов, который не считал себя украинцем и принес много вреда Украине. В Благовещенской усыпальнице лежит канцлер империи граф Александр Безбородко, для которого помощь землякам стало главным правилом жизни.
Великие украинцы сделали очень много для формирования новой системы просвещения, создавали и реорганизовывали ведущие учебные заведения столицы. Феофан Прокопович открыл здесь свою школу «Сад Петров» («Петергартен»), программа которой, по примеру родной ему Киево-Могилянской академии, была основана на «триязычии» (русский, латынь, греческий). В школе имелся свой хор, свои музыканты из числа учеников, а в летние каникулы проходили разыгрываемые учениками сценические представления под открытым небом и дважды в год — акции, диспуты, «риторские экзерциции» (открытые соревнования учеников в ораторском искусстве).
ПОРТРЕТ АЛЕКСАНДРА БЕЗБОРОДЬКО РАБОТЫ ЙОГАНА БАБТИСТА ЛАМПЫ СТАРШЕГО
Блестящий уровень образования Киевской академии XVIIIвека давал прекрасную базу для начала самой разнообразной карьеры. Другой выпускник КМА, Петр Завадовский стал первым министром народного просвещения Российской империи. Он также руководил строительством Исаакиевского собора — одного из главных символов Петербурга. Еще один украинский выпускник КМА, Григорий Полетика, сделал карьеру в питерской Академии наук, а затем стал главным инспектором самого престижного высшего военного заведения — Морского шляхетского кадетского корпуса и способствовал превращению морских офицеров империи в европейски образованных, свободно владеющих иностранными языками людей. Выпускники Киево-Могилянской академии преподавали в Академической университетской гимназии, послужившей основой Санкт-Петербургского государственного университета.
Имперская столица притягивала, открывала невероятные возможности и здесь же происходили крушения надежд. В Петербурге был казнен за неудачный дворцовый переворот Василий Мирович (из «мазепинцев»). В Петропавловской крепости умер от воспаления легких лидер сторонников автономии Гетманщины Павло Полуботок. Здесь же, в столице, сделали головокружительные карьеры братья Разумовские, Алексей и Кирилл превратившись из детей бедного казака в мужа императрицы и гетмана Украины. Фаворитом Екатерины стал Петр Завадовский. Самыми влиятельными политиками империи становились в Петербурге новоявленные графы из бывших старшинских семей Александр Безбородко и Федор Паскевич. Именно они, между прочим, завершили гибель Речи Посполитой. Блестящую военную и политическую карьеру сделали представители других старшинских фамилий — Кочубеи и Гудовичи. Министр юстиции и финансов империи стал могилянец Дмитрий Трощинский. Вообще, судьба Разумовских и Безбородко (сына генерального писаря Войска Запорожского) манила многих. Петербург конца XVIII века был наполнен выходцами из Гетманщины, стремившимися , по меткому выражению Кирилла Разумовского , «поймать фортуну за чуб». В городе можно устраивать экскурсию по блестящим дворцам украинской элиты, которые стали украшением столицы и памятником своей эпохи.
В Петербурге, сражаясь на разных сторонах баррикад нашли свою смерть потомки казацких старшин декабрист Сергей Муравьев-Апостол и убитый на сенатской площади генерал Михаил Милорадович.
Несмотря на жестокость империи, ее столица продолжала притягивать. Именно туда в 1850 годы, после амнистии устремляются Николай Костомаров, Тарас Шевченко. Именно там основывает свою типографию Пантелеймон Кулиш, выходит журнал Основа. В 1858 г. создается питерская громада. В столице читают запрещенную Историю Русов, сюда рвется Николай Гоголь...
Начало. Окончание читайте в следующем выпуске страницы «История и Я»
Выпуск газеты №:
№108-109, (2020)Section
История и Я