Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Путь к тирании-2

Иван Грозный — украинец на московском престоле?
14 мая, 16:27

Окончание. Начало читайте «День» №85-86

Получив весть о появлении англичан, Иван IV пожелал встретиться с Ченслером, который прибыл в Москву. Вскоре после этого в Лондоне была основана «Московская компания», получившая монопольные торговые права от царя. Активизировать торговлю Иван Грозный попытался и на Балтике, чему противился целый ряд прибалтийских стран, получавших немалые доходы от перепродажи русских товаров. В 1547 году царь поручил саксонцу Шлитте привезти в Москву ремесленников, художников, лекарей, аптекарей, типографщиков и людей, искусных в языках. Однако, после протестов Ливонии сенат ганзейского города Любек арестовал Шлитте и его людей. Весной 1557 года в устье Нарвы по приказу Ивана Грозного была основана крепость Ивангород с причалами для кораблей из Европы. Но Ганзейский союз и Ливония не пропускали европейских купцов в русский порт, и те продолжали ходить в Ревель и Ригу. Сговор Ганзы и Ливонии по недопущению Москвы к самостоятельной морской торговле привел царя Ивана к решению начать войну. Так же, как Петр І полтора века спустя, Иван Грозный попробовал прорубить «окно в Европу», но Ливонская война, вначале успешная для Московии, привела к роковым последствиям. Против Москвы объединились германские государства, Польша, Литва, Швеция и Дания. В 1560 году на съезде имперских депутатов Альберт Мекленбургский доложил: «Московский тиран строит флот на Балтийском море: он превращает торговые суда в военные корабли и передаёт управление испанским, английским и немецким командирам». В ганзейских городах «московитов», начавших Ливонскую войну, представляли страшным врагом, опасность их нашествия изображалась в листовках и брошюрах.

Неудачи в войне привели к изменениям и во внутренней политике. Среди соратников Ивана Грозного произошел раскол. По их совету было заключено перемирие с Ливонией, во время которого успела сформироваться антимосковская коалиция. Часть соратников считала, что основное внимание нужно уделить безопасности на южном направлении. Литва и Польша для того, чтобы ослабить натиск Москвы на запад, стали подстрекать к нападениям Крымское ханство. Отношения с этим осколком Золотой Орды начали резко портиться и после того, как Иван Грозный захватил Казанское и Астраханское ханство. Царю пришлось укреплять южные рубежи, которые и так страдали от набегов. Кроме строительства крепостей и оборонительных линий, царь сам перешел в наступление. Он поддержал казаков, чтобы создать угрозу для татар.

Иван Грозный в определенной степени стал «крестным отцом» донского и запорожского казачества. Как известно, царь поддержал и профинансировал идею Дмитрия Вишневецкого о создании укрепления на острове Хортица — прообраза Запорожской Сечи. Им были посланы на юг воинские отряды, которые вместе с донскими и днепровскими казаками нападали на татарские кочевья и укрепления. Наверняка, Иван Грозный вспомнил о своих предках Глинских, многие из которых «казаковали» в степях Украины.

В целом затяжная и разорительная Ливонская война, длившаяся с перерывами четверть века, подорвала силы Московского государства. Северо-запад страны, где разворачивались основные действия, обезлюдел и лежал в руинах. Серия военных неудач и бегство в Литву военачальников, боявшихся расплаты за поражения, в том числе Андрея Курбского, привела Ивана к поиску врагов внутри страны. И они, действительно, были. Россия того времени представляла собой конгломерат удельных княжеств и городов, которые зависели от Москвы, но не забыли вольные времена. Как правило, эти вотчины возглавляли представители древних боярских родов, которые могли поспорить с царем по знатности. У самого Ивана Грозного имелись родственники, которые были совсем не против занять царский престол.

Заговоры и бунты в Москве преследовали царя с момента коронации и до самой смерти. У Ивана были самые веские основания подозревать бояр в отравлении не только матери, но и трех его жен. Последующие браки церковники, ссылаясь на свои законы, отказывались признавать. Получалось, что сыновья, родившиеся в «незаконном « браке, не могли быть наследниками. Эфемерность своей власти Иван Грозный почувствовал, когда сильно заболел и находился на грани смерти — он увидел, как его близкие и друзья начали делить трон при ещё живом государе. Все это усилило и без того огромную мнительность и подозрительность царя. А также привело к мысли о необходимости укрепления тыла и очищения страны.

В 1565 году царь неожиданно уехал из Москвы в Александровскую слободу и поделил страну на опричнину и земщину. Царским уделом — опричниной, стали земли, где практически не было боярских вотчин. Следом за тем, на бояр и князей обрушились репрессии, призванные искоренить сепаратизм и измену. И, следует отметить, русский царь был в этом совсем не уникален. Особенно, если вспомнить деятельность инквизиции, репрессии английского короля Генриха VIII, от которых погибли 70 тысяч человек, или борьбу с гугенотами во Франции. За одну лишь Варфоломеевскую ночь в Париже и других французских городах было убито до 30 тысяч человек, что было в несколько раз больше, чем за все годы опричнины. Эта кровавая расправа поразила видавшего виды Ивана Грозного. В своем письме к германскому императору Максимилиану II он писал о «бесчеловечестве» французского короля, который «такое над народом учинил и такую кровь без ума пролил». За убийства и казни своих подданных Иван покаялся перед церковью и замаливал грехи до самой смерти, ставил свечки и заказывал поминальные службы, жертвовал большие деньги монастырям. Никогда Иван так истово не молился, как во времена опричнины. Будучи опричным «игуменом», царь лично исполнял монашеские обязанности. В полночь все вставали на полунощную службу, в четыре утра — к заутрене, а днем начиналась обедня. Иван показывал пример благочестия: сам звонил в колокол, пел на клиросе, а во время общей трапезы читал вслух священное писание. В целом, богослужение занимало около девяти часов в день. При этом нередко приказы о казнях и пытках отдавались прямо в церкви.

Современники отмечают, что Иван был прекрасным оратором и с готовностью вступал в полемику на религиозные темы с богословами. Он является автором многочисленных посланий к европейским монархам, в которых не уставал отстаивать православие. В 1551 году царь обязал духовенство организовывать во всех городах школы для детей с целью обучения грамоте и церковной службе. По инициативе Ивана Грозного в Александровой слободе было создано нечто вроде консерватории, где работали лучшие музыкальные мастера и певчие. По распоряжению царя, имевшего большую библиотеку, был создан уникальный памятник литературы — Лицевой летописный свод, отражавший историю Руси. Своеобразным монументом Ивану Грозному и его времени стал Покровский храм на Красной площади, названный в честь юродивого Василия Блаженного, который не боялся говорить ужасную правду в глаза царю.

Внешний облик Ивана Грозного был весьма внушительным — об этом пишут его современники. И он никак не соответствует тому карикатурному образу, который создали современные кинематографисты. Германский посол Даниил Принц, дважды бывавший в Москве на приемах у Ивана Грозного, так описывал 46-летнего царя: «Он очень высокого роста. Тело имеет полное силы и довольно крепкое, большие узкие глаза, которые всё наблюдают самым тщательным образом. Челюсть, выдающаяся вперёд, мужественная. Борода у него рыжая, с небольшим оттенком черноты, довольно длинная и густая, вьющаяся, но волосы на голове, как большая часть русских, бреет бритвой. В руке посох с тяжёлым набалдашником, символизирующий крепость государственной власти на Руси».

Несмотря на все усилия Ивана Грозного прорубить «окно в Европу», эта миссия для него оказалась невыполнимой. Более того, кровавый террор и самодержавная власть, за которую он боролся, не спасла Московское государство от настоящего краха, который последовал за правлением его преемников. Династия Рюриковичей прервалась на сыновьях Ивана Грозного, и даже мудрый и образованный Борис Годунов не смог остановить экономическую и политическую катастрофу. Россия почти на целое десятилетие погрузилась в анархию и хаос «смутного времени». Как ни странно, спасла государство и саму монархию реформа местного самоуправления, проведенная Иваном Грозным. Она возымела для России судьбоносное значение. В начале ХVII века, когда в Московском государстве правили самозванцы, а деморализованное боярство присягнуло на верность польскому королю, восстановить российскую государственность удалось не сверху, а снизу — благодаря земству. Именно простой земский староста из Нижнего Новгорода Кузьма Минин бросил клич по городам и весям о сборе средств, а также стал инициатором создания «черных сотен» — народного ополчения, которое смогло выбить поляков из Москвы. «Совет всей земли», созданный сподвижниками Минина и Пожарского, и состоявший из представителей различных сословий, созвал Земский собор в Москве, на котором был избран царь Михаил Федорович и появилась новая правящая династия Романовых.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать