Станислав МОИСЕЕВ: «Я еще не решил, буду ли руководить!»
«День» в №129 уже сообщил о том, что художественный руководитель Молодого театра исполняет обязанности руководителя Театра им. И. Франко.
Приказ подписан министром культуры. Новость, что это назначение — «завещание» самого Богдана Ступки, вызвала много разговоров в творческих кругах столицы. Станислав Анатолиевич — режиссер известный и профессиональный. Напомним, что он сотрудничал с сыном Богдана Сильвестровича Остапом в «Московиаде» по Юрию Андруховичу, которую поставил на сцене Молодого театра. А у франковцев (с 2007-го) афишу украшало представление «Лев и Львица». Пьеса Ирены Коваль о непростых отношениях русского классика Льва Николаевича Толстого с его женой Софией Андреевной, в которой публику впечатлила потрясающая игра замечательного актерского дуэта Богдана Ступки и Полины Лазовой. В этом году франковец Юрий Розтальный на сцене Молодого театра появился в моисеевской постановке «Любовные письма к Сталину». По пьесе испанского драматурга Хуана Майорги. Так что Станислав Анатолиевич не чужой человек для Театра им. И. Франко. Моисеев 15 лет возглавлял Молодой театр, и бросать родной коллектив ему трудно. Он сознается, что хотел бы совмещать работу на двух должностях, пока он исполняет обязанности художественного руководителя у франковцев. По мнению режиссера, в театре в настоящее время сложная ситуация, даже в моральном аспекте. Богдан Ступка был свой, и его смерть — это шок. Театр — живой организм, а творческие люди все амбициозны. Моисеев волнуется, чтобы его дело в Молодом театре не пропало, пока он будет руководителем у франковцев.
— Я еще не решил, буду ли руководить Национальным театром имени Ивана Франко, и могу отказаться от предложенной должности, — сказал «Дню» Станислав МОИСЕЕВ. — Это будет зависеть от контракта, который мне предложат в Министерстве культуры, какие у меня будут обязанности и права. Еще полтора года тому назад Богдан Сильвестрович предложил мне возглавить коллектив франковцев. В то время я не считал, что это возможно, и отказался, а когда перед смертью (18 июля) Ступка повторил свое предложение и видя, что болезнь его не отпускает, как он тает на глазах, я согласился. Богдан Сильвестрович был не только прекрасным актером, но и очень мудрым человеком. Он переживал за своего «ребенка» — театр.
Я убежден, что личности уровня Богдана Ступки рождаются очень редко (раз в 100, 200 лет). Он был патриотом Украины, который своим мастерством прославил не только свое имя, но и нашу страну на весь мир! Богдан Сильвестрович много сил вкладывал в то, чтобы Театр им. И. Франко оставался на первых позициях среди творческих коллективов. Он немало успел сделать. Большая драма, что смерть забирает лучших рано. Для меня Богдан Сильвестрович был и другом, и старшим товарищем, и коллегой, и актером, с которым мы вместе работали.
— Будут ли пертурбации в коллективе франковцев?
— Рано об этом говорить, потому что не знаю пока, какие у меня полномочия. Я считаю, что пертурбации должны быть. Всегда, когда новый руководитель приходит в коллектив, ему нужна своя команда. Не все франковцы радостно встретили известие о моем назначении исполняющим обязанности художественного руководителя.
— По вашему мнению, что нужно изменить в первую очередь?
— Прошло еще очень мало времени, и это преждевременный вопрос. Я должен сделать полный анализ того, что в настоящее время происходит в театре, репертуаре, труппе. Только разобравшись во всех вопросах, можно говорить о своей концепции и о том, как театр будет работать дальше.
— Ветераны-франковцы переживают, не уволят ли их из труппы. Когда Ступка возглавил коллектив, то сказал, что никого увольнять не будет, чтобы франковцы получали зарплату и жили, а не просили милостыню. Вы старых актеров оставите в штате?
— Это не гуманный вопрос из этической категории, а вопрос финансовых возможностей театра: держать ли актеров, которые много лет лишь числятся в труппе и не играют на сцене. Если коллектив способен содержать актеров и финансово им помогать — это прекрасно. Но нужно думать и об афише, о новых силах, которые в настоящее время являются «лицом» труппы.
— Из Молодого театра кого-то заберете, чтобы иметь своих среди франковцев?
— Я еще не думал об этом. Возможно.
— Еще при жизни Богдана Ступки планировалось, что в новом сезоне вы поставите у франковцев спектакль «Эрик ХIV» по пьесе Стриндберга. Эту работу зрители увидят, или выберете другое произведение для постановки?
— Мы уже немало поработали. Проектная часть фактически сделана: разработана идея сценического пространства и пластическое решение спектакля, актеры учат текст, поэтому считаю, что этот проект мы реализуем. Возможно, только сроки премьеры подкорректируем.
— А что будет со знаковым спектаклем «Лев и Львица» — это уже история или сделаете новую версию, и кто из актеров сыграет образ русского классика?
— Не знаю. Пока не вижу, кто бы мог из актеров играть в этом спектакле. Может, со временем, когда присмотрюсь к франковцам и кого-то увижу, но в настоящий момент даже не представляю, кто сможет сыграть вместо Богдана Сильвестровича роль Льва Николаевича!
Выпуск газеты №:
№130, (2012)Section
История и Я