Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Страна, в которой начинаются и не заканчиваются Балканы-2

19 мая, 16:25
НАГЛЯДНОЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО ПОИСТИНЕ ДЛИТЕЛЬНОЙ, ДРЕВНЕЙ ИСТОРИИ БОЛГАРИИ: АНТИЧНЫЙ ТЕАТР ВБЛИЗИ ПЛОВДИВА (В СРЕДНИЕ ВЕКА — ФИЛИППОПОЛЬ), СЕГОДНЯ — ВТОРОГО ПО ЗНАЧЕНИЮ ГОРОДА СТРАНЫ ПОСЛЕ СОФИИ

(Окончание. Начало читайте — «День» № 81-82 за 13–14 мая 2016 г.)

УЗНАЙ ВО ВРАГЕ СЕБЯ

Следует понимать, что вокруг трагедии в селе Батак начался процесс глорификации, создание национального мифа, который базировался на искренней вере в христианского Бога и муках, которые народ пережил под турками. Подобные зверства происходили и в других болгарских селах, а во время освободительных восстаний сербов и греков также доходило до ужасной резни, но именно Батак — «разрекламированный» в национальной литературе и мировой прессе — стал символом турецкого гнета, нечеловеческих (мессийных!) страданий христианского народа и борьбы за государственную независимость.

Что вовсе не означает, что болгары сильно отличались от турок. Военные зверства были привычным делом на Балканах, а обычай отрезать врагам голову и дарить их своему хозяину был распространен от Словении до Румынии. Во время балканских войн 1912–1913 гг. уже болгарские солдаты устраивали резню (этнические чистки) в Македонии, а в 1923 году болгарская политическая оппозиция обвинила премьер-министра Александра Стамболийского в подписании бесполезных мирных договоров и осуществила государственный переворот, отстранив его от власти. И как думаете, что православные болгары уже в ХХ веке сделали другому православному болгарину? Несколько дней истязали, отсекли руку, которой он те договора подписывал, а затем отрубили голову.

Речь идет о том, что в создании национального мифа, который характеризует ментальность, везде и всегда работает выборочный принцип: например, болгары отказались признавать за Османской империей любые позитивные качества (а таких было немало), обвинили ее во всех своих бедах (что частично также правда) и постепенно начали демонизировать турок и ислам, прокладывая таким образом себе ментальную дорогу на Запад. Мол, они такие плохие, олицетворение зла, а мы совсем другие! С этим можно соглашаться или нет, но действительность выглядит так: прошлый век болгары прожили под знаком видимой вестернизации, отрицая то, что османская традиция является частично фундаментом и их сознания, идентичности, сути.

ИСТОРИЧЕСКИЙ ГЕРБ БОЛГАРСКОГО ГОСУДАРСТВА. БЫЛ ОБЪЯВЛЕН ОФИЦИАЛЬНЫМ ПОСЛЕ ОБРЕТЕНИЯ СТРАНОЙ НЕЗАВИСИМОСТИ ОТ ОСМАНСКОЙ ИМПЕРИИ 140 ЛЕТ НАЗАД, СОХРАНЯЛ СВОЙ СТАТУС И В ТЕЧЕНИЕ ХХ ВЕКА

Все «турецкое» мозолило глаза болгарской власти и после Второй мировой войны. Уже в 70-х годах коммунистическая власть страны начала так называемый процесс «возрождения», заставив национальное меньшинство помаков (исламизированные болгары) менять свои фамилии и имена с турецких на славянские. Официально это обосновывалось таким образом, что во времена Османской империи предков помаков было исламизировано, поэтому наступило удобное время восстанавливать справедливость и вернуться к своим настоящим — славянским, ортодоксальным, болгарским — корням. Этого оказалось мало, и во второй половине восьмидесятых начат процесс «возрождения» еще и местных турок, наибольшее национальное меньшинство государства (10%     от общего количества населения). Переименовывали даже умерших: детей-пионеров заставляли на субботниках ходить на кладбище и сбивать с надгробий турецкие имена, уничтожая таким образом следы турецкого присутствия. С турками, которых было действительно много и которые жили компактно, этот процесс уже не происходил так легко (митинги, столкновения с полицией, даже теракты), поэтому в 1989 коммунистический вождь Тодор Живков предложил им покинуть страну. Почти треть турецкой популяции — 360 тысяч! — стали беженцами и эмигрировали в Турцию.

ТЕПЕРЬ СЕТОВАТЬ НЕ НА КОГО

После падения коммунизма права турок были восстановлены, и часть из них даже вернулись в свои болгарские дома. Османская империя давно ушла в прошлое, коммунистическая диктатура, которую можно считать советской оккупацией, тоже рухнула, но оказалось, что построить новую жизнь не так уж и просто — даже без «ига». Болгария пошла по пути евроатлантической интеграции и десятилетие тому назад стала членом НАТО и ЕС (хотя эксперты утверждают, что в значительной степени членство было получено «авансом» благодаря стратегическому геополитическому расположению). Сегодня это открытая, современная, европейская страна, наихудшие времена которой, кажется, позади.

В течение двух последних десятилетий Болгария боролась с проблемами, общими для всего региона Центрально-Восточной Европы: нечестной приватизацией, перекрашиванием коммунистических элит в демократические, безработицей, заоблачной коррупцией, но больше всего — с демонами и противоречиями в собственной душе. Как и большинство народов, называющих себя «мостом между Востоком и Западом», болгары иногда пытаются быть «западнее», чем сам Запад; легкомысленно относятся к обещаниям популистов, требуют демократии, а затем скорбят по «сильной руке», считают коммунизм злом и в то же время испытывают мазохистскую ностальгию; мечтают о немецких стандартах жизни и в то же время открыты российской — как славянской, православной — пропаганде.

Вызовы, которые сегодня возникают перед Болгарией, — серьезные и глобальные. Прежде всего — депопуляция, которая в сумме с достаточно напряженными отношениями с наибольшими национальными меньшинствами (турки и ромы) может составлять реальную угрозу для страны. По оценкам американского аналитического агентства Stratfor, до 2050 года население этой маленькой страны может сократиться с 7,2 миллиона до 5,2 миллиона; это -28% населения — абсолютный европейский рекорд по депопуляции, дальше идут Украина и Румыния с угрожающим показателем в -22%, не очень отстают Молдова (-20%), Латвия (-19%) и Литва (-17%). Обратимся опять к карте: цифры с минусами общие для всех стран между Черным и Балтийским морями, поэтому в целом негативные демографические показатели всей Центрально-Восточной Европы и тенденция к определенной «поляризации» ЕС склоняют к мысли, что в ближайшем будущем логика эпохи сгруппирует эти государства в единый Балтийско-Черноморский союз.

А пока глобальные дела еще могут подождать, Болгария пытается найти путь к внутреннему пониманию. Да, в 2011 году Болгарская православная церковь канонизировала жертв резни в Батаке, и таким образом косвенно осудила действия турецких душегубов. А в июле 2015       года болгарский суд вынес решение, согласно которому потомки переименованных ранее и уже умерших турок могут официально изменить имя усопших, и в этом символическом жесте страна признала собственное преступление. Медленно, очень медленно, но к болгарским политическим элитам и народу таки приходит осознание, что ни мнимый Восток не является причиной их бед, ни мнимый Запад не станет наваждением с небес. Полагаться можно только на себя и своих граждан — независимо от веры и крови предков в тринадцатом колене. В конечном итоге, на болгарском гербе так и написано: «Съединението прави силата»  — «Единство образует силу».

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать