Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Строитель памятника

Человек, возродивший память о Петре Калнышевском
28 октября, 19:43
КАЗАЦКАЯ ИКОНА С ИЗОБРАЖЕНИЕМ ПОСЛЕДНЕГО КОШЕВОГО АТАМАНА ЗАПОРОЖСКОЙ СЕЧИ ПЕТРА КАЛНЫШЕВСКОГО / ФОТО ИЗ КНИГИ «ЗАПОРОЖЦІ». КИЕВ, 1993 г.

Среди массива информации о последнем кошевом Запорожской Сечи Петре Ивановиче Калнышевском никогда не упоминается человек, благодаря стараниям которого стала известна его могила, который начал исследование жизни и деятельности атамана. После разрушения Сечи в 1775 году российскими войсками царское правительство по «протекции» Г. Потемкина запрятало кошевого атамана в каменный мешок Соловецкого монастыря. Безжалостный вердикт, как смертельный удар меча: «содержать под строжайшим присмотром», не выпуская из монастыря, и с запретом переписываться и общаться с посторонними людьми.

Это был бесчеловечный приговор. Ведь одно упоминание о Соловецкой тюрьме вселяло только тоску, печаль и горькую скорбь. В земляные ямы и каменные казематы большой государственной темницы никогда не проникало солнце. О ней никто ничего не знал и не ведал, из нее никто не возвращался живым, за исключением тех, кто там хозяйничал, нестерпимо пытая врагов царизма и крупнейших «грешников» церкви. Для заключенных в этой живой могиле никогда не было амнистии. Кто попадал туда, оставался там навеки. Закованные в кандалы, в холоде, голоде и нестерпимой сырости заключенные сходили с ума, умирали в муках на глазах своих надзирателей-инквизиторов. Об условиях их существования никто не мог узнать.

Такая доля выпала и П. Калнышевскому. Закрытого в казематы Соловецкого монастыря, на целых сто лет его вычеркнули из жизни, из истории, из памяти.

Кто же первым сделал шаг к увековечению его памяти, кто проявил милосердие и уважение к его уже бренным останкам? Искать долго имя этого человека не приходится. Это архимандрит Александр, в миру Андроник Иванович Павлович. На могиле кошевого атамана он установил гранитную плиту с надписью:

«Господь наш Иисус Христос положил душу свою на кресте за всех нас, не хочет смерти грешника. Здесь погребено тело в Бозе почившего кошевого бывшей некогда Запорожской грозной Сечи казаков атамана Петра Калнишевского, сосланного в сию обитель по высочайшому повелению в 1776 году на смирение. Он в 1801 году, по высочайшему повелению, снова был освобожден, но уже сам не пожелал оставить обитель, в коей обрел душевное спокойствие смиренного христианина, искренно познавшего свои вины. Скончался 1803 года октября 23 дня, в суботу, 112 лет от роду, смертию благочестивою доброю.

Блаженни мертвии умирающии о Господе! Аминь. А.А. 1856»

Этот текст многократно «переселялся» на страницы периодических и научных изданий, но никто не комментировал содержания эпитафии и не называл ее автора. Только украинский историк и этнограф Петр Савич Ефименко, будучи в ссылке в Архангельской губернии, в статье «Калнышевский, последний кошевой Запорожской Сечи. 1691—1803» в ноябрьской книге журнала «Русская старина» дал объяснение криптониму «АА» — «архимандрит Александр» — строитель памятника». Именно он проявил инициативу, чтобы изготовить плиту с надписью и обозначить могилу славного кошевого атамана более чем через пятьдесят лет после его смерти.

Будущий архимандрит родился 16 мая 1798 в с. Кобринова Плотина, теперь Тальновского района на Черкасщине. Он был сыном униатского священника благородного происхождения Ивана Павловича и Агафьи Ивановны Синяк. Девятнадцатилетним окончил Киево-Могилянскую академию. В 1817 Павловича рукоположили в диаконы и направили в г. Бородянка, но впоследствии оставили его при митрополичьем доме, где он обучал хористов латыни. В 1820 году, будучи уже священником, женился на девушке из киевской мещанской семьи. У супругов было четверо детей: трое сыновей и дочь. Длительный период служил священником военного ведомства, где познакомился с жизнью и бытом солдат и офицеров, их готовностью не только маршировать, но и овладевать военным делом и умением владеть оружием. Это ему пригодится, когда попадет в Архангельск. А пока молодой человек проводит службу Божию в различных военных полках и небольших городках Украины, его чтут и уважают прихожане. Бывали случаи, когда перемещали на службу в другие приходы, но прихожане настойчиво требовали вернуть им уважаемого священника. И епархиальное начальство вынуждено было идти на уступки. Именно так произошло в г. Рыжановка Киевской губернии, когда после непродолжительного времени священника Александра вернули в Покровский храм. В то время, в 1831 году, в семье произошла трагедия: внезапно умерла жена Александра Максимовна, оставив на попечение отца четверых детей, а в 1853 году ушла из жизни дочь Анастасия. Это уже произошло в далеком Архангельске, где с 1847 года отец Александр служил протоиереем Соломбальського Морского Преображенского собора. Здесь он принял монашеский постриг, после чего был рукоположен в архимандриты Соловецкого Спасского монастыря, а затем стал его наместником. Холодный и малолюдный край, суровый климат очень влияли на его душевное состояние и здоровье. О своей жизни на Севере отец Александр писал знакомому: «В Архангельское скучно жить. Удовольствий нет тех, что в благодатном климате южном. Имею утешение в храме Божьем, великолепном соборе, и в переписке...»

Находясь вдали от родной земли, он не забывал своих родственников, писал им письма и поздравления с христианскими праздниками, с нетерпением ждал каждой весточки из Украины, где остались на попечении родственников его дети. А еще передал 2000 руб. серебром благотворительных взносов Киевской Всехсвятской церкви. Ректор Киево-Могилянской академии митрополит Киевский и Галицкий Филарет Амфитеатров выражал искреннюю благодарность архимандриту Александру за щедрые пожертвования «в храмы селений ему родственных».

В 1854 году Россия разорвала отношения с Англией, приближалась война. В предчувствии опасности синод обязал архимандрита Александра до начала навигации на Белом море отправить на материк в безопасное место все драгоценности, а самому оставаться безвыездно и принять все меры, в случае нападения противника, чтобы защитить монастырь и арестантов, среди которых был и член Кирилло-Мефодиевского братства Юрий Андрузский. Настоятель монастыря оперативно справился с ответственным поручением, вместе с братией упаковал ценности и отправил на материк все, что могло попасть в руки противника. К ценным предметам принадлежали парчовые и бархатные ризы, тарели, сахарницы, серебряные кубки, подсвечники, ящик серебра, 1356 рукописных и 83 старопечатные книги. Удаленный от материковой территории и закованный льдом Белого моря, Соловецкий монастырь жил своей будничной жизнью, не зная того, что в Архангельской губернии уже объявлено военное положение. Прибывший гонец доставил тревожное сообщение, и настоятель понял, какая опасность угрожает ему и всем поселянам Соловецкого острова. Брошенный на произвол судьбы, монастырь самостоятельно перестраивал свою жизнь на военный лад. И здесь главная ответственность легла на плечи архимандрита Александра, который исполнял обязанности военного коменданта Соловецкого кремля и начальника гарнизона. Личной храбростью он вдохновлял всех жителей острова стать в ряды его защитников.

Когда эскадра английских кораблей подошла к острову и начала обстреливать его из пушек, защитники монастыря не отступили, а попытки врага высадить десант отбили дружным пулеметным и ружейным огнем. Роль верховного командующего вооруженных сил острова с честью выполнял архимандрит Александр. Когда перестрелка между нападающими и защитниками утихла, он перед всем населением острова поздравил пушкарей с победой и пообещал представить к правительственным наградам. Слово свое сдержал. После бомбардировки Соловецкого монастыря 6-7 июля 1854 архимандрит в своем донесении упоминал и наиболее храбрых арестантов. «Все они с самоотвержением действовали против неприятеля в лесу в охотниках», — докладывал Александр в синод. В докладе отмечал и бывшего студента Киевского университета Юрия Андрузского и ходатайствовал смягчить наказание ему и другим храбрым, которые в награду за свои подвиги заслужили «освобождение из монастыря». После этого Ю. Андрузского перевели на жительство в Архангельск под надзор полиции.

В 1857 главный герой обороны Соловецкого монастыря хиротонован на епископа Архангельского и Холмогорского. В 1860 его перевели в Полтавскую епархию, где он по-настоящему ощутил тепло родного края и невыразимую радость от встреч с родными и близкими ему людьми. В 70-летнем возрасте епископ совершает шестимесячную поездку в Иерусалим и на Афон. Причем финансировал его путешествие по собственной инициативе его императорское величество, выделив ему 1000 руб. на пропитание. Последние годы епископ Александр жил в Киевском Софийском митрополичьем доме, получая назначенную ему пенсию. Умер в 1874 году. Похоронен в церкви Зачатия св. Анны Киево-Печерской лавры.

Таким был и остался в истории и памяти современников архимандрит Александр — первый, кто упорядочил могилу последнего кошевого Запорожской Сечи. Теперь каждый украинец, побывав на Соловках, считает святым долгом поклониться могиле славного атамана П. И. Калнышевского.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать