Судьба «забытого пророка»
«Моисей» Ивана Франко: проекции на нынешнее время
Хрестоматийные произведения не являются отжившим достоянием мертвых, покрытых пылью архивов. Это мы, погрязшие в «злобе дня», слишком часто интеллектуально ленивые и высокомерные («когда-то это читал в школе, потому что должен был читать — это все неинтересное, устаревшее»), мы близоруко думаем так, обворовывая не кого-то — самих себя. И добровольно лишая себя солидной части своего же духовного богатства. А эти, изрядно призабытые хрестоматийные произведения — в то же время и точная, образная, поразительная картина трагедий и конфликтов далеких веков (трагедий, касающихся нас!), и безошибочный прогноз нашего (именно нашего) будущего, и (как в поэме «Мойсей» Ивана Франко, о которой пойдет речь) неутомимый, страждущий, до степени высокого безумия поиск пути — куда идти народу и его духовному поводырю?
Этот год — юбилейный (160 лет со дня рождения) и одновременно скорбный (100 лет со дня смерти) для почитателей Ивана Франко. Можно не сомневаться, что все необходимые «уважительные слова» (второй после Шевченко классик нашего красного письма, гениальный поэт, выдающийся прозаик, драматург, публицист, общественный деятель, философ, историк, этнограф, экономист... — и конечно же, «Український Мойсей») — будут непременно сказаны. Но нужно четко представить себе: без чтения Франко (а особенно тех вещей, где его беспощадный, страшный дар провидца проявился с особой силой, например, «Що таке поступ?», «Поза межами можливого», «Сідоглавому», «Сойчине крило», «Перехресні стежки» и в первую очередь, поэмы «Мойсей») эта очередная «юбилейная волна» останется пустым потоком слов. И не больше. Кажется, что именно с открытия «Мойсея» лучше всего начинать путь к постижению реального Франко. Тем более что говорится в этой политико-философской поэме (если угодно, трагической драме идей и в то же время духовной исповеди самого автора) о вещах, сверхактуальных сегодня, когда Украина в борьбе и крови, как и четыре тысячи лет назад Моисей со своим народом, делает цивилизованный выбор, выполняя волю Истории, Бога, Нации и Высшей Сверхличностной Силы. У Франко это передается исключительной образно-символической системой. Вот почему это произведение нашего гения (задуманное во время знакомства в Риме с «Моисеем» Микеланджело летом 1904 года, написанное в январе-июле 1905 года, тогда же изданное во Львове отдельной книгой) является очень необходимым, неотложным для прочтения как раз сегодня. И не столько политикам (на них, откровенно говоря, надежда минимальная — зашкаливает самовлюбленность вместо самокритичности), сколько всем тем (без разделения по возрасту, образованию, социальному положению, национальности), для кого будущее Украины — не пустой звук, не предмет демагогичных фраз, а острая боль.
Нам хотя бы приблизиться к сотой части той обжигающей (сверх человеческих возможностей выдержать ее), боли Франко. Вчитаемся в незабываемые строки, с которых начинается поэма:
«Народе мій, замучений, розбитий,
Мов паралітик той на роздорожжу,
Людським презирством,
ніби струпом, вкритий!
Твоїм будущим душу я тривожу,
Від сорому яких нащадків пізних
Палитиме, заснути я не можу»
(С точки зрения нашего убого-прагматичного сознания: какое мне дело до «нащадків пізних», до их «сорому»? Ведь у меня, любимого и неповторимого, все хорошо! А то, что стыд будет жечь их за наши дела (!) — так мы ведь этого не увидим и до этого не доживем).
ИЛЛЮСТРАЦИЯ ХУДОЖНИКА ВАСИЛИЯ ЛОПАТЫ К ПОЭМЕ «МОЙСЕЙ» ИВАНА ФРАНКО
Однако давайте, читатели, «уплотним» нашу беседу, сделаем ее более сжатой. О чем, собственно, идет речь в поэме Франко и какие мысли и прозрения нужны нам сегодня, как хлеб?
1 Остерегайтесь лжепророков — «практиков», «реалистов», «непопулистов», «прагматиков» (у Франко ярким воплощением таких типов псевдовождей являются Авирон и Датан), которые убеждают народ в неизбежности, «мудрости», «привлекательности рабского смирения»:
«На пророцькі слова їх одвіт:
«Наші кози голодні!»
І на поклик його у похід:
«Наші коні не куті».
На обіцянки слави й побід:
«Там войовники люті»
(Не похожая ли риторика относительно «непобедимого» Путина и Донбасса?)
Относительно привлекательности новой земли:
«Нам і тут непогано».
А на згадку про божий наказ:
«Замовчи ти, помано!»
(Под «новой землей» имеется в виду, конечно, не географическая, а духовная и политическая категория — Обетованный Край, где бывшие рабы станут свободными. Привести народ туда — миссия Моисея).
2 Как распознать правдивого Пророка, духовного проводника нации? Есть надежный признак: он не унижается до «сладкой» лести своему народу, а говорит ему в глаза горькую, даже страшную правду, какой она есть. Потому что любит свой народ и знает, что врать ему — безответственно. Есть у Франко поразительные строки, когда Моисей объясняет, почему его любовь к соотечественникам, возможно, даже выше Божьей любви к ним же:
«І коли з міліонів тебе
Вибрав він собі в слуги,
Я без вибору став твій слуга,
Лиш з любові і туги.
І коли він для себе бере
Твою силу робочу,
Я, Ізрайлю, від тебе собі
Нічогісько не хочу (! — И. С.)
І коли він жадає кадил,
І похвали, й пошани,
Я від тебе невдячність прийму,
І наруги, і рани.
Бо люблю я тебе не лише
За твою добру вдачу,
А й за хиби та злоби твої.
Хоч над ними і плачу».
3 Часто задают вопрос: почему в Украине теперь нет признанных духовных авторитетов (а Моисей, «слабосильний дідусь», как раз моральный авторитет, что хорошо ощущают его враги!)? А может быть, стоило бы подойти к этому делу иначе: в состоянии ли сейчас народ выдвинуть, поддержать и принять этот моральный авторитет? Каким является моральное состояние самого народа? Ведь моральные авторитеты не из космоса прибывают к нам, а растут здесь же, внутри общества! Как тут быть? Критическое отношение социума к собственным недостаткам (то есть каждого из нас), без каких-либо иллюзий, как учил Франко, и работа духа и разума...
4 Пророк (настоящий!) всегда обречен на муки, страдания, злобу «ближних». Потому что он лишает людей того спокойствия (губительного), мешает им жить, как всегда жили». Мучительной является жизнь Моисея среди «темної юрби» (Франко). И не случайно миссия Вождя сравнивается автором не с высоким ливанским кедром, не с красивой аравийской пальмой, а с терновником, колючим, безжалостным, «щоб росли ви все краще, а я буду гинуть на шляху» (Франко). Кроме всего прочего, пророка еще обвиняют в предательстве, угрожая оплевать и побить камнями (см. раздел VІІ поэмы)! Еще больших мук причиняют Моисею болезненные сомнения в самом себе, борьба с собой (правильно ли понимает он Волю Божью?). Ведь только лжепророки ни в чем не сомневаются — вместо этого их окутывает испуг и скрытый большой ужас!
5 Разочарование — вот главная беда народа Моисея. «Весь Ізраїль дрімає», люди не верят ни в Землю Обетованную, ни в пророчества, лишь стремятся к сытой жизни. («Таж в Єгипті ви гнулись в ярмі, наївшись ласо... відригаться вам буде повік те єгипетське м’ясо» — так говорит Бог евреям. Но разве только им?).
6 Обетованная Земля Свободы — это для Франко прежде всего соборное независимое украинское государство. Не Евросоюз (как кто-то может растолковать), а именно свое свободное (это важно!) государство. То государство, где народ (не элита!) сможет глянуть, «як хазяїн домовитий, по своїй хаті і по своїм полі». Вера Франко в то, что так и будет, полностью сопоставима с верой его героя Моисея. Вот в этом смысле следует понимать высказывание «Український Мойсей».
***
С Моисеем сравнивал еще гетмана Богдана Хмельницкого митрополит Сильвестр Косив (как и посланцы восточных православных патриархов). Поистине миссию великого библейского Пророка выполнил для Украины Тарас Шевченко, чей духовный подвиг продолжил автор поэмы «Мойсей». Были и в ХХ веке выдающиеся государственные деятели, мастера, люди с пророческим даром (назовем здесь Хвылевого, Довженко, Стуса...) Но миссия, которую выполнял герой Франко, властно зовет новое поколение украинцев (может быть, она будет осуществлена не индивидуально, усилиями одного человека, а именно безграничным трудом целого поколения свободных людей?). Пожелаем им Франковской (и Моисеевской) веры, силы духа, трудолюбия и бескорыстной любви к Украине — без надежды на вознаграждение. Оно, вознаграждение, будет потом. За ним дело не станет.
Выпуск газеты №:
№19-20, (2016)Section
История и Я