Перейти к основному содержанию

Те, кто подал нам руку

Европейские союзники Богдана Хмельницкого в борьбе за независимость Украины
20 июня, 18:29
ДЛЯ БОГДАНА ХМЕЛЬНИЦКОГО ПЕРЕЯСЛАВСКИЙ ДОГОВОР (НА КАРТИНЕ — ПРИСЯГА ЦАРЮ, ДАЛЕКО НЕ ЕДИНОДУШНАЯ) ОЗНАЧАЛ, ЧТО УКРАИНА ОСТАЕТСЯ ОТДЕЛЬНЫМ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ОРГАНИЗМОМ

Начало. Продолжение читайте в следующем выпуске страницы «История и Я»

На шестом году чрезвычайно изнурительной борьбы украинского народа против Польши стало ясно, что окончательно освободиться от польского гнета только собственными силами Украина не в состоянии. Молодое казацкое государство, которое насчитывало немногим более 1 млн. жителей, не могло нанести решающий удар Польше с ее 6-миллионным населением и далеко не исчерпанным военным потенциалом.

Крымский союзник не был заинтересован в укреплении Украины и всякий раз фактически сводил на нет результаты ее военных побед. Выход из положения заключался в получении Украиной надежной военной помощи, которая могла бы обеспечить перелом в военных действиях и ликвидировать связь с Польшей. Такой силой, по мнению Б. Хмельницкого, могло стать Московское государство. Военный союз с Москвой на основе Переяславского соглашения (1654 г.) означал официальный и окончательный разрыв с Речью Посполитой и конец политики автономизма, которая долгое время преобладала во взаимоотношениях с Польшей. Украина принимала протекторат царя, оставаясь отдельным государственным организмом, сохраняя свой социально-политический, и, что очень важно, церковный уклад, собственную администрацию, армию, финансы, дипломатию, права и привилегии отдельных сословий.

Численность казацкой армии составляла 60 тыс. человек. Гетман как глава государства и главнокомандующий избирался свободными голосами по давней традиции, но с последующим извещением Москвы о выборах. Украина вступила в договорные отношения с Москвой как свободная и независимая сторона. Естественно, в глазах украинских политиков того времени казалось невероятным, что «брутальная и самодержавная Москва» сможет когда-нибудь занять место блестящей европейской культуры, присущей благородной демократической Польше. Хмельницкий пытался использовать прежде всего военную помощь Российского государства для окончательного разгрома Польши и реального укрепления государственной независимости Украины.

Второй важной стороной Переяславского соглашения была его открытость и официальность, в отличие от тайных отношений с Турцией в первые годы восстания. Гетман сам требовал от царя немедленной отправки в Киев царского воеводы, который имел преимущественно представительские функции, с тем, «чтобы все соседние правители знали об их подданичестве под высокую руку Царского Величества». Эта дипломатическая фраза означала практически извещение всех соседних государств о прекращении подданичества польскому королю и обретенной Украиной относительно Польши суверенности. Абсолютная и легальная эмансипация от Речи Посполитой, как в глазах самих украинцев, так и соседних государств, составляла важнейший компонент Переяславского соглашения.

Гетман Пилип Орлик, в частности, считал Переяславскую раду «самым сильным и победным аргументом и доказательством суверенности Украины». Она была торжественным признанием международного характера Войска Запорожского в Украине и гетмана как единого ее обладателя и репрезентанта государства. Это событие стало полным и окончательным признанием Украинской революции, образования казацкого государства, нового устройства и гетманской власти как главного признака суверенности украинского народа.

Установление военно-политического союза Украины с Российским государством вызвало перегруппировку сил воюющих сторон. Крымское ханство перешло на сторону Польши и из союзника превратилось в опасного врага Войска Запорожского. В феврале 1654 г. польские войска начали военные действия на Подолье, где коронный гетман Станислав Потоцкий пытался разгромить казацкие отряды, возглавляемые Иваном Богуном.

Однако главный удар союзники должны были нанести в Литве и Беларуси. На помощь российским войскам в Гомель отправился 20-тысячный казацкий корпус, возглавляемый наказным гетманом Иваном Золотаренко, под Смоленск — 12 тыс. казаков полковника Василия Золотаренко. В июне 1654 г. российские войска, возглавляемые царем Алексеем Михайловичем, обложили Смоленск, который был завоеван после трехмесячной осады.

Широкие наступательные операции развернулись на территории Литвы и Беларуси. Пали Гомель, Полоцк, Мстислав, Орша, Борисов, Минск и другие белорусские города. Осенью 1654 г. вся Беларусь, разделявшаяся в то время на Полоцкое, Витебское и Мстиславске воеводства, оказалась в руках российско-казацких войск. Южная Беларусь, где особенно активно действовали казаки Золотаренко, осталась под управлением казацкой администрации.

Весной 1655 г. войну с Польшей начала Швеция. В течение июля войска шведского короля Карла-Густава X захватили Познань и большинство великопольських земель; осенью овладели Варшавой и Краковом, король Ян-Казимир бежал в Силезию. Распыленная польская армия была вынуждена вести войну на несколько фронтов, что ускоряло ее военное поражение.

Осенью 1655 г. Хмельницкий совместно со вспомогательным российским корпусом боярина Бутурлина выбил поляков из Подолья и начал военные действия в Галичине. Все украинские земли были освобождены из-под власти польской шляхты. Польша осталась фактически беззащитной перед силами противников, что в корне изменило международную обстановку на Востоке Европы. Хмельницкий стремился максимально использовать эту ситуацию для укрепления политического положения Украины, которая оказалась в центре сложных дипломатических комбинаций. Казацкий гетман вошел в тесные отношения со Швецией — традиционным врагом Речи Посполитой, в надежде на ее поддержку в деле присоединения к Войску Запорожскому западноукраинских земель. Перед возможным разделом Речи Посполитой к тесному союзу с Украиной стремились семиградский князь Юрий ІІ Ракочи, курфюрст бранденбургский Фридрих-Вильгельм, великий гетман литовский Януш Радзивилл.

Несмотря на заключение соглашения с царем, отношения Б. Хмельницкого с российским союзником все больше усложнялись. Обе стороны по-разному трактовали роль и значение Переяславского акта. Москва рассматривала его в первую очередь как средство собирания под свою власть всех земель, некогда входивших в состав Древнеруського государства. Б. Хмельницкий стремился использовать военную помощь Российского государства для окончательного разгрома Польши и утверждения государственной независимости Украины. Вот почему на первом этапе отношений казацкий гетман, сосредоточив фактически всю полноту государственной власти в своих руках, мало принимал во внимание детальное юридическое оформление отношений между обоими государствами. Для него главным во взаимоотношениях с Россией было втягивание последней в войну с Польшей.

Тактика единомышленников Хмельницкого в Беларуси, направленная на распространение здесь непосредственной власти гетмана, вызывала недовольство российского правительства. В частности, его беспокоили контакты Хмельницкого с Радзивиллами — активными сторонниками шведов. Эти проявления самостоятельной внешней политики казацкого государства шли в разрез с намерениями усиления российской экспансии в Центрально Восточной Европе.

Отношения между Чигирином и Москвой еще больше заострились в 1656 г., когда Россия вступила в войну со Швецией и начала переговоры с Польшей. Польской дипломатии удалось ввести в заблуждение российских политиков обещаниями польской короны царю Алексею Михайловичу после смерти Яна-Казимира. На польско-российские переговоры по этому поводу в Вильнюс (август-октябрь 1656 г.) казацкие послы не были допущены, что вызвало недовольство гетмана и казацко-старшинских кругов. Польская шляхта усиливала недоверяние Хмельницкого к российскому правительству, распространяя слухи, будто царь возвращает казаков под власть Польши. В конечном итоге Россия заключила перемирие с Польшей и начала войну со Швецией, пытаясь получить территории в Ливонии. В начале сентября 1656 г. российское войско, возглавляемое царем, начало осаду Риги. Однако взять город не удалось, и царская армия отступила в Полоцк. При этом чем дальше развивался политический процесс, тем более выразительно проявлялась цивилизационная несовместимость Украины и России, которая оказалась весомым препятствием в развитии двухсторонних отношений обоих государств.

Неопределенность позиции России в отношении Польши заставила Б. Хмельницкого искать более тесный союз с традиционными политическими противниками Речи Посполитой, прежде всего со Швецией. Началась интенсивная деятельность казацкой дипломатии, направленная на военно-политическое объединение ряда стран Центрально-Восточной Европы.

Чрезвычайно весомой оказалась позиция Прусии и личность ее главы бранденбургского курфюрста Фридриха-Вильгельма I, который активно пытался использовать новую геополитическую ситуацию в регионе для усиления своего государства.

Именно «большая казацкая война», наряду с Вестфальским миром 1648 г., которым завершилась Тридцатилетняя война, относятся к тем объективным факторам европейской истории, которые более всего поспособствовали начальной фазе подъема Прусии. Не будет преувеличением сказать, что бурный расцвет Прусии во второй половине XVII в. в какой-то степени был одним из опосредованных международных последствий Освободительной войны украинского народа, вызванных ею радикальных изменений в восточной части континента.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать