Томас Джефферсон вчера, сегодня и всегда
Сторонники Партии Свободы чтят память великого американца![](/sites/default/files/main/openpublish_article/20050415/468-7-1.jpg)
Идея написать эту статью родилась из случайного обстоятельства. На днях я невзначай вспомнил, что 13 апреля американцы праздновали день рождения Томаса Джефферсона (1743 — 1826). В Монтичелло, что в штате Вирджиния, где находится музей-усадьба Джефферсона, на семейном кладбище у более чем скромного обелиска на могиле третьего президента США и философа в этот день собираются официальные и неофициальные гости, представители прессы и сотни посетителей музея. После церемониального марша роты солдат, одетых в форму XVIII века, и выступления военного оркестра всегда произносится торжественная речь, посвященная Томасу Джефферсону.
А что, если в основу этой публикации положить текст непроизнесенного спича в честь дня рождения выдающегося американского государственного деятеля и мыслителя? Ведь это может оказаться интересным. В современной американской общественной мифологии Джефферсон далеко опередил всех других президентов и другие исторические фигуры. И хотя весь мир знает таких деятелей, как Вашингтон, Линкольн, Кеннеди, но им все же чего-то недостает, чтобы полностью войти в контекст массовой мифологии. Один из наиболее известных и авторитетных в США «джефферсоноведов», Меррил Питерсон, в своей книге «Образ Джефферсона в американском сознании» указывает, что все американцы находят у Джефферсона нечто такое, что апеллирует к их сокровенным убеждениям и верованиям. Большинство славит его как создателя и глашатая американской демократической системы. Особая любовь современной Америки к Томасу Джефферсону, на мой взгляд, вызвана еще и тем, что он на самых ранних этапах американской истории воплотил в себе лучшие качества мысли и действия, соответствовавшие и соответствующие ныне тому, что можно назвать «американским идеалом», или «американской мечтой» о правильном американце.
Итак, что бы я сказал 13 апреля, чтя память одного из гениев мировой цивилизации? «Сегодня мы чтим память Томаса Джефферсона, ведущей интеллектуальной фигуры американской революции. Ее революционные признаки, как известно, не вылились во всеобщий социальный и политический переворот, они ограничились созданием государства нового типа. Конституционное правление, провозглашенное в 1776 году Декларацией независимости, вдохновителем создания которой принято считать Томаса Джефферсона, чья работа «В защиту свободы и прав человека» стала интеллектуальной азбукой революции. Революционные взгляды Джефферсона изложены в следующем абзаце:
«Мы считаем очевидными истины, что все люди созданы равными, что они наделены Создателем определенными неотьемлемыми правами, среди них право на жизнь, на свободу и на счастье… Что в случае, если какая-либо форма правления противодействует этим интересам, то народ вправе изменить или упразднить ее и образовать на основе вышеизложенных принципов новое правительство, организовав власть в такой форме, которая , по его мнению, больше всего подходит для обеспечения безопасности и счастья».
Как видим, вклад Томаса Джефферсона в нашу современность грандиозен. Как бы высоко ни оценивать силу безличного провидения, направляющего исторический процесс, все же надо признать, что мир не был бы таким, каков он есть, не родись под небом Вирджинии 13 апреля 1743 года у Питера и Джейн Джефферсонов сын, которого нарекли Томасом. Затрудняюсь предположить, каким бы мог стать наш мир без Джефферсона, но то, что он был бы намного хуже, не будь в нем великого вирджинца,— в этом у меня нет никакого сомнения.
Так что же самое главное, чем была отмечена судьба Джефферсона и его идей в его и в последующее время вплоть до наших дней?
Ответ как бы напрашивается сам собой. Это — идеи демократии, ставшие мощной силой становления государственности Соединенных Штатов и многих стран мира. Это — превращение демократии из чисто философской концепции в форму восприятия самой жизни, в жизненный стиль и стиль мышления. Об этом последнем мне и хотелось бы сказать подробнее.
Другой великий американец и последователь Джефферсона, Джон Дьюи, однажды заметил в этой связи, что демократия «не есть альтернатива другим принципам устройства общественной жизни. Она представляет собой идею совместной жизни как таковую». В самом деле, что такое демократия, проникновением в смысл которой мы столь многим обязаны Джефферсону?
Для меня это прежде всего особая структура сознания и принцип видения мира, а уж потом государственно-правовые и конституционные акты.
Джефферсоновская демократия — это концепция человека и общества, в котором принцип «жизнь, свобода и стремление к счастью» касается каждого человека вне зависимости от его социального положения, возраста, пола или цвета кожи.
Путь к такому восприятию мира непрост. Он предполагает десятилетия или даже столетия эволюции взглядов людей на мир и человека. Сделать самоочевидные истины Декларации независимости руководящими этическими принципами каждодневной жизни — это задача огромной исторической важности.
Не столь давно нам в Украине казалось, что принципы демократии могут воцариться за одну ночь, если для этого будут созданы политические предпосылки. Иными словами, многие полагали, что самоочевидная сила демократии состоит в том, что она, подобно воздуху, свободно и естественно проникает в наши легкие, и мы начинаем дышать полной грудью, как только падают сковывающие нас политические узы.
Теперь мне, украинцу начала ХХI века, это видится иначе. Демократия не приходит за одну ночь. Это длительный процесс обретения свободы, на пути которой встречается много препятствий — как внешних, так и внутренних.
Джефферсоновская демократия — это просвещение и духовный рост.
Гений Джефферсона, как известно, заявил о себе в его ренессансной одаренности во многих науках и искусствах. И в этом видится еще одно свидетельство того, что демократия — ни в своих больших, ни в своих малых проявлениях — не может опираться на посредственность и невежество, в чем бы они ни проявляли себя. Естественный свет разума и просвещенности — это воздух демократии, без которого она не может существовать. Человек, возвеличивающий свое нынешнее положение и внутренне не стремящийся к большому знанию, никогда не сможет стать демократом, что бы он ни говорил при этом. Высокая культура — это лишь иное имя для демократии.
Джефферсоновская демократия — это позиция социального действия и неравнодушия.
Понимание мира неотделимо от его преобразования. Это две стороны одной медали. Никто лучше Джефферсона не понимал этого принципа. Нельзя быть бесстрастным наблюдателем жизни, зная, какими могут быть лучшие пути ее реформирования. В этом смысле знание есть не только личное достояние и благо отдельного человека, но мера его ответственности перед обществом в целом. Знать, как надо или должно действовать в данных условиях, и молчать, скрывая свое знание, — несовместимо с нравственностью.
Выдающаяся общественная и политическая карьера Джефферсона — лучшее из всех возможных подтверждений моим словам. На каждом этапе своей жизни он стремился соединить новейшие достижения наук с практическими задачами реформирования общества. Это был просветитель, который не мог молчать, который видел свой долг в том, чтобы не быть равнодушным созерцателем, чего бы это ему ни стоило. Надеюсь, читатель теперь стал лучше понимать, почему именно Вирджиния дала п е р в у ю конституцию во всех Соединенных Штатах, почему эта конституция ( при отмечаемых Джефферсоном ее недостатках ) оказалась ярко выраженной либеральной, почему она стала моделью, по которой позднее скраивались основополагающие документы США , ставших впоследствии, как многие считают, образцово либеральным государством.
Вера в человека, просвещенность, позиция социального действия — в этом видятся основополагающие черты джефферсоновской демократии, столь актуальные для Украины наших дней.
Пути демократии трудны и неисповедимы. Многое изменилось в Украине да и во всем мире за последний год. Наполненные светом проспекты, ведущие к демократическому будущему, казавшиеся для всех нас столь прямыми в недалеком прошлом, на поверку оказались гораздо более извилистыми. Но каждый раз, когда за очередным крутым поворотом современной истории начинает угрожать очередной провал, необходимо задавать себе вопрос, поставленный в свое время Франклином Делано Рузвельтом: «Есть ли на горизонте Джефферсон?». Для тех, кто не знает, напомним: эти слова Рузвельт, который был истинным последователем Джефферсона, написал в единственной в своей жизни рецензии на книгу — восторженном отзыве на произведение Клода Боуэрса «Джефферсон и Гамильтон».
Каждая историческая эпоха в каждой стране ставит этот вопрос и, пытаясь ответить на него, строит свое будущее. Задают себе его в Украине сегодня и сторонники Партии Свободы. Джефферсон, как и другие выдающиеся мыслители-демократы, по большому счету может служить для всех нас мерилом человеческого прогресса — в политике и нравственности.
Разумеется, идейное наследие Томаса Джефферсона огромно по богатству содержащихся в нем идей. За пределами настоящего выступления остались многие важные темы. Но, думается, и рассмотренные аспекты мировоззрения Джефферсона дают представление о выдающемся вкладе этого великого американца в то, что мы можем назвать гуманистическим потенциалом человечества. Томас Джефферсон необходим нам сегодня, как и всегда».
И последнее. Этот текст я делал для себя. В нем, может быть, не все ясно и закончено. Пусть останется так, а разъяснения ищет сам читатель, если это ему понадобится.
Выпуск газеты №:
№68, (2005)Section
История и Я