Единственный признак, по которому узнаем народ, к тому же признак незаменим и окончательный - единство языка
Александр Потебня, выдающийся украинский языковед, философ, доктор филологии, профессор

«Третье сословие» Королевства Руського

Историческая судьба, повседневная жизнь, верования
10 ноября, 2017 - 10:25
РЕДКИЙ ЛЕТОПИСНЫЙ РИСУНОК КОНЦА XIII В. ВОЗМОЖНО, ВЫПОЛНЕННЫЙ НА ТЕРРИТОРИИ ВОЛЫНИ. ВЫСОКОЕ РАЗВИТИЕ РЕМЕСЕЛ КОРОЛЕВСТВА РУССКОГО, В ЧАСТНОСТИ КУЗНЕЧНОГО И ЛИТЕЙНОГО, ДАЛО ВОЗМОЖНОСТЬ В БУДУЩЕМ СОЗДАТЬ НА ЭТИХ ЗЕМЛЯХ МЕТАЛЛУРГИЧЕСКОЕ ПРОИЗВОДСТВО

Книга «Корона, або Спадщина Королівства Руського» из серии «Библиотека газеты «День», вышедшая осенью 2017 года, очень быстро нашла путь к широкой читательской общественности и снискала заслуженное признание экспертов. Действительно, так о нашей украинской государственной элите, об элите культурной еще не писали! Однако вне пределов рассмотрения оставалась еще одна очень важная и интересная проблема: повседневная жизнь и быт населения Королевства Русского: крестьян, мещан, духовенства, воинства. С просьбой дать комментарий именно об этой теме мы обратились к заведующему кафедрой средних веков и византинистики Львовского национального университета имени И. Франко, доктору исторических наук, профессору Леонтию Войтовичу.

Зиновий ПАРТИКО: — Уважаемый Леонтий Викторович, какие основные слои населения Королевства Руси вы можете назвать и каким было в то время их количественное соотношение?

Леонтий ВОЙТОВИЧ: — Население Королевства Русского, как и других тогдашних европейских христианских государств, состояло из трех сословий (в те времена их называли латинскими терминами): oratores — те, кто молится; bellatores — те, кто воюет; и laboratores — те, кто работает. Такое определение состава население, данное епископом Адальбертом Лаонским (умер в 1031 г.), справедливо для всей христианской Европы Х—ХV в.

К первому сословию в Королевстве Русском принадлежало духовенство галицкой, перемышльской, владимирской и холмской епархий (от начала XIV ст. — во главе с галицким митрополитом), причем как светское, так и монашеское. Ко второму сословию принадлежали князья (короли), бояре и министериалы (то есть служащие княжеской администрации). Третье сословие состояло из купечества (гостей, как их тогда еще называли), ремесленников, остальных горожан, а также сельского населения. Средневековое общество было очень структурированным, поэтому каждое из этих трех сословий содержало другие внутренние прослойки, отличавшиеся по своим правовым и имущественным статусам.

Каким было количественное соотношение между сословиями? Источники не дают возможности дать однозначный ответ. Однако эти данные можно «высчитать» косвенным путем. Так, по оценкам историков, войско Королевства Русского (без учета городских ополчений и смердов, из которых формировали вспомогательные подразделения и обозные команды) состояло приблизительно из 20 тысяч лиц. Таким образом, вместе с семьями сословие «воинов» (bellatores) могло насчитывать до 100 тысяч лиц. По аналогии с теми европейскими странами, где состояние источников дает возможность видеть эти соотношения, духовенство (oratores) не превышало пятую часть «воинов». Это значит, что духовенства было около 20 тысяч лиц.

Остальное население приходится на тружеников (laboratores). Высчитать их численность либо крайне трудно, либо невозможно. Если же пользоваться аналогией с другими странами, где такие приблизительные подсчеты проведены, а также оценкой известного русского историка Георгия Вернадского (работал в эмиграции в США; не путать с В. И. Вернадским!), который оценивал количество всего населения домонгольской Руси в 7,5 млн, то, учитывая низкую плотность населения на территории Королевства Русского, можно допускать, что это третье сословие в ХІІІ—ХІV ст. составляло немного более 1 млн. Необходимо учитывать также, что часть населения из Поднепровья, убегая от ордынцев, мигрировала на запад. Что касается количества городского населения, то, по тому же Г. Вернадскому, с которым я соглашаюсь, оно составляло около 13 процентов.

Таким образом, по приблизительным подсчетам, количество населения Королевства Руси в сумме составляло около 1,2 млн человек, из которых ориентировочно 20 тысяч лиц — духовенство, 100 тысяч — воинство и 1080 тысяч — простонародье: 140 тысяч горожане и 940 тысяч сельское население. Подчеркиваю, что эти цифры — результат приблизительных оценок. Никакие переписи в то время не велись, а хозяйственная документация не сохранилась.

З. П.: — Поскольку основным слоем было крестьянство, то каким был его быт? Как жили тогдашние крестьяне? Каким было их жилье? Что находилось в этих жилищах?

Л. В.: — Крестьянство было наиболее структурированным. Среди крестьян выделяли, во-первых, смердов, то есть свободных сельских хозяев, которых даже призывали в войско и которые формировали отряды лучников и обозные команды. Во-вторых, это сябры — свободные крестьяне-общинники, которые владели общими наделами или угодьями. В-третьих, рядовичи — закрепленные за землей пленники (бывшие пленные) или переселенцы, которые заключали с князьями или боярами соглашение, определявшее объемы их повинностей. В-четвертых, это закупы (ролейные закупы) — те, кто работает на земле, отрабатывая повинность с процентами в пользу хозяина. В-пятых, это половники — те, кто работает на чужой земле со своим или чужим инвентарем за половину урожая. В-шестых, это вдачи — те, кто отрабатывал преимущественно у соседа повинность (дачу) и в течение этого времени жил на его земле. В-седьмых, прощенники (пущенники) и задушные люди — вчерашние рабы-холопы, отпущенные на волю.

Каждый из этих классов имел особенности своего быта, которые определялись материальным состоянием крестьян. Так, смерды, сябры и рядовичи имели, как правило, собственный инвентарь и скот (об этом свидетельствует, в частности, «Руська правда», где содержатся отдельные записи о коне смерда, если он терял его в походе).

Кстати, скот в те времена содержали не в стойлах, а под навесами или в загонах. В холодные зимы коров и коней нередко брали домой. В результате такая практика сохранилась по галицким селам еще и в XVIII ст.

С ХІІ ст. сельские жилища изменились: вместо полуземлянок крестьяне начали строить наземные срубные здания размером от 3x3 до 4x4 м, значительно реже — до 6x5 м. Иногда такие жилища имели и сени, которые при археологических раскопках не всегда можно было обнаружить. Во дворах усадеб были хозяйственные ямы, которые исполняли роль погребов. Расстояние между домами в среднем составляло 15 м.

Так же с ХІІ ст. каменные печи сменились глинобитными. Дымоходов не было, а потому дома были курными. Правда, окна делали возле печей, чтобы при необходимости можно было быстро выпустить дым. Окна затягивали бычьими пузырями или похожим материалом из других животных или растений, а иногда — промасленными тканями. Посуда была керамической и деревянной (последней археологи почти не обнаруживают из-за недолговечности древесины).

З. П.: — Как происходили расчеты между крестьянином и владельцем земли — феодалом? Какими по размерам были средние крестьянские наделы? Сколько и какого скота имело крестьянское хозяйство?

Л. В.: — Ваш вопрос сформулирован из чисто современных представлений о средневековом обществе. В действительности в те времена все было очень по-разному.

В Королевстве Русском (в галицкой части, а с середины ХІІІ ст. — и в волынской) боярские земельные владения — бенефиции (так называемые кормления) были трансформированы в феоды (отчины). При этом и одно и второе было лишь условным владением: первое — на время несения службы, второе — пожизненное с правом наследования, которое предоставлял князь, а затем — король. Отчины давали владельцу право на сбор государственных налогов из определенной территории для содержания собственного списа. Списом называли военный отряд из 3—20 лиц, куда входили вооруженные средствами феодала оруженосцы и пажи. За право собирать государственные налоги феодал брал на себя труд защищать население своего феода, которое в случае нападения пряталось в его замко или укрепленную усадьбу.

Смерды, сябры и рядовичи, жившие в пределах феода, платили феодалу налог (до момента перехода в феод они платили налог в княжескую или королевскую казну). Кроме того, если феодал устанавливал свою мельницу, блих (сооружение для отбеливания полотна) или другие сооружения и оборудование, то за пользование ими крестьяне вносили отдельную дополнительную плату.

На свободные земли, которые временно по различным причинам не обрабатывали, феодал мог посадить закупов, половников, пущенников или даже холопов (рабов). Отношения между ними определялись статусом каждого слоя, о котором уже шла речь. В целом, земель было больше, чем можно было обработать, потому все феодалы были заинтересованы в росте количества населения.

Новые поселенцы оседали на землях на правах рядовичей. Но размеры крестьянских землевладений, как и размеры сел, нам пока еще неизвестны, поскольку археологи этого почти не исследовали. Ведь не хватает средств не только на это, а даже на исследование больших городов и дворцов.

З. П.: — Какую форму имели религиозные верования крестьян? В частности, много ли и длительное ли время наряду с христианством еще существовало язычество? Много ли церквей существовало в сельских поселениях?

Л. В.: — Во времена Королевства Русского села были христианскими, имели церковь, около которой находилось кладбище. Понятно, что подобно остальным европейским землям, сложная христианская философия не была освоена всеми слоями населения, потому особенно в крестьянской среде пережитки языческих верований и колдовства сохранялись еще до начала ХХ ст. Все это в настоящий момент тщательно собирается и исследуется этнологами.

З. П.: — Как одевались крестьяне летом и зимой? Какими были самые типичные предметы быта?

Л. В.: — Крестьянские могильщики (кладбища) никто не исследовал, поэтому изображения и описания одежды отсутствуют. По более поздней аналогии можно только допустить, что летняя одежда была преимущественно полотняной, а зимой дополнялась кожами-тулупами, преимущественно овечьими.

Современная археология дала возможность обнаружить предметы труда, инструменты (в т.ч. и овручские пряслица из розового шифера), керамическую кружальную посуду, телеги, сани и тому подобное. Конечно, крестьяне использовали деревянную мебель и другие вещи, но сел практически еще никто всплошную не раскапывал и не исследовал, а потому сведения, о которых вы спрашиваете, отсутствуют.

Для проведения таких исследований нужны не только средства, но и села, «непотревоженные» более поздней деятельностью людей: пахотами, строительством жилья и тому подобное. Но в первую очередь необходимы финансовые средства.

З. П.: — Уважаемый Леонтий Викторович, обратимся к горожанам. Какими ремеслами они занимались? Когда в Украине в первую очередь  было внедрено Магдебургское право, предоставившее горожанам больше прав и свобод относительно сельского населения?

Л. В.: — Мистичи, как они себя тогда называли, состояли тоже из многочисленных слоев: бюргеры-купцы (гости-оптовики и лавочники, то есть на современном языке это оптовые и розничные торговцы), ремесленники и разный люмпен-пролетариат (гулящие люди и тому подобное).

Городское население объединялось в корпорации, в частности уже со второй половины ХІІІ ст. начали создаваться цеха, куда входили мастера со своими мастерскими, подмастерьями и учениками-унотами. Археология и источники дают возможность выделить 16 разных групп ремесленников 103 профессий. Если будет интересно читателям, то могу эти группы и профессии перечислить. Подаю названия этих профессий так, как они тогда назывались.

І группа — мастера по обработке черных металлов: домники (мастера по плавлению     стали); ковали по железу (мастера по изготовлению «штаб»); ковали по железу широкого профиля; гвоздари (мастера по производству гвоздей); «замкари» (мастера по изготовлению замков); ковали-сковородники.

Начало. Окончание читайте в следующем выпуске страницы «История и Я»

Интервью подготовил Зиновий ПАРТИКО, Львов
Газета: 


НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ