Украина — Польша: в поисках баланса
«Тысячу лет сосуществования украинского и польского народов, которые являются соседями, можно рассматривать по-разному. Одни выдвигают на первый план культурное взаимодействие, экономическое сотрудничество, борьбу против общих врагов. Других интересуют войны между нашими народами, религиозные распри, культурный антагонизм. Исторические факты для иллюстрирования тенденциозно подобранных концепций всегда найдутся, стоит только построить соответствующий фактологический ряд и посмотреть на него, в зависимости от необходимости, сквозь увеличительное или уменьшительное стекло». Этими строками начинает свой исторический обзор украинско- польских отношений в течение последних десяти столетий Владимир Литвин — автор только что изданной Институтом истории Украины НАН Украины книги под названием «Тысяча лет соседства и взаимодействия».
Задавшись целью охарактеризовать общие закономерности истории двух соседних народов, которые обрекли их на длительное сосуществование и сотрудничество в границах единого государственного организма, автор в то же время уделяет немало внимания анализу кризисных ситуаций, игравших существенную роль в жизни украинцев и поляков — национально- освободительной борьбе украинского народа середины XVII ст., украинско- польской войне 1918 — 1919 гг., советско-польской войне 1920 г., противостоянию государства и украинских политических сил во Второй Речи Посполитой и особенно — событиям Второй мировой войны.
Как опытный политик и профессиональный историк, Владимир Литвин хорошо понимает, что каждый, кто решается сегодня — в год 55-летия печальноизвестной акции «Висла» и накануне 60-й годовщины волынской трагедии — обращаться к теме украинско-польских отношений, берет на себя большую ответственность. Тем большей должна быть степень ответственности за все публично сказанное и написанное государственным деятелем. Это одинаково касается как украинской, так и польской сторон.
С другой стороны, автор убежден, что даже при современном состоянии партнерства и дружеских отношений между Украиной и Польшей (а может, именно поэтому), уже не следует прятать голову в песок, избегая обсуждения трагических страниц нашей общей истории, так же как не следует ожидать, пока поумирают все, для кого эта тема — не только история или научная проблема.
Именно поэтому в подходе к изложению исторического материала и в его оценках (причем В. Литвин отмечает, что они ни в коем случае не окончательные) автор на протяжении всей книги пытается соблюдать тщательный баланс — в подаче исторических фактов, в очерчивании украинских и польских национальных интересов, в определении взаимных грехов.
На наш взгляд, вполне справедлив и принципиален один из главных авторских выводов — в основе как взаимодействия, так и антагонизма между украинцами и поляками в разные эпохи лежал один и тот же фактор: территория. И действительно, общность территории, на которой проживали украинцы и поляки, с одной стороны, предопределяла сотрудничество между ними. В то же время, с другой — стремление к владению землей, так называемый социальный фактор, играл в украинско-польском противостоянии во все времена огромную роль, во всяком случае, не меньшую, чем национальные и религиозные противоречия. Только если в середине XVII ст. речь шла в основном о владении конкретным участком земли-кормилицы, то в XX ст. — об определении государственной принадлежности целого региона или даже нескольких. Как указывает автор, в обоих случаях социальная и политическая напряженность создавалась соответствующей политикой правительств Первой и Второй Речи Посполитой, которые в первую очередь несут за это ответственность.
В. Литвин обращается и к вопросу о спекуляциях тем, что сегодняшняя демократическая Украина якобы обязана отдать соседям земли, неправедно захваченные по пакту Риббентропа- Молотова. Отметим, что, во-первых, такой вопрос может серьезно обсуждаться только в националистических кругах польской диаспоры. Ведь Польша первой в мире признала независимость Украины и заявила об отсутствии к ней территориальных претензий. О взаимном отказе от территориальных претензий было заявлено и в заключенном в мае 1992 г. президентами Лехом Валенсой и Леонидом Кравчуком Договоре «О добрососедстве, дружеских отношениях и сотрудничестве между Польшей и Украиной».
Во-вторых, как подчеркивает автор, фактические территориальные приобретения УССР 1939 — 1945 гг., которые унаследовала современная Украина, не имеют отношения к упоминавшемуся зловещему пакту. Присоединение западноукраинских земель к Украинскому государству окончательно произошло в феврале 1945 г. на основе решения руководителей трех союзных государств на конференции в Крыму, а не в сентябре-октябре 1939 г. И как бы те или иные политические деятели в Европе сегодня ни относились к принятым на Ялтинской конференции решениям, пересматривать существующие границы в одностороннем порядке никто не имеет права.
Следует обратить внимание на еще один очень важный аспект в рассуждениях Владимира Литвина, когда он касается наиболее болезненной сегодня в украинско-польских отношениях проблемы — волынской трагедии 1943 г. Кажется, впервые украинский политик, уполномоченный делать официальные заявления от имени руководства нашего государства, и одновременно профессиональный историк, согласен принять польскую точку зрения на обобщающее определение антипольской акции бандеровской ОУН на Волыни в 1943 г. как имевшей признаки этнической чистки. Не отрицает он также того, чтобы из общей картины войны между двумя партизанскими армиями — Украинской повстанческой армией и Армией Крайовой, — продолжавшейся в годы войны на территориях совместного проживания украинцев и поляков, во время которой обе стороны совершали военные преступления, все-таки выделить волынскую трагедию.
В заключение выразим надежду, что авторская попытка объективно осветить весь ряд приведенных в книге фактов и сделанные им обобщения будут должным образом оценены представителями тех кругов по обе стороны украинско-польской границы, которые формируют общественное мнение в своих странах или по крайней мере на него влияют. Верим и в то, что наконец научимся профессионально, грамотно отстаивать наши национальные интересы и без демонстрации неуместной отваги признавать ошибки, допущенные соотечественниками в прошлом. Тем более, что над современным поколением украинцев не довлеет непосредственная ответственность за них.
Выпуск газеты №:
№231, (2002)Section
История и Я