Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

«Украина вернула свои суверенные права»-2

Сергей Шелухин — историк, правовед, дипломат
24 мая, 15:34
СЕРГЕЙ ШЕЛУХИН РЕЗКО КРИТИКОВАЛ ФЕДЕРАЛИСТОВ ЦЕНТРАЛЬНОЙ РАДЫ (НА ФОТО — ЕЕ ЛИДЕРЫ) ЗА НЕСПОСОБНОСТЬ ОСУЩЕСТВЛЯТЬ РЕАЛЬНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ИДЕИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ УКРАИНЫ / ФОТО C САЙТА WIKIPEDIA.ORG

Окончание. Начало читайте «День» № 86-87

Последовательный в своих политических взглядах, 14 декабря 1917 года С. Шелухин возглавил фракцию самостийников в Центральной Раде — «Союз українських соціалістів-самостійників». Численность ее достигала 19 членов. Они стояли на позициях полной независимости Украины, номинировали себя внепартийной фракцией, которая не подменяла собой Украинскую партию социалистов-самостийников. На одном из заседаний Центральной Рады С. Шелухин, определяя задание фракции, отмечал, что она «существует только для того, чтобы защищать идею самостоятельности Украины». На VIII Общем собрании Центральной Рады (12—17 декабря 1917 г.) С. Шелухин резко критиковал федералистов за их нежелание считаться с ситуацией в России после большевистского переворота и осуществлять мероприятия для реализации самостоятельности Украины: «В Переяславе мы заявили, что «волимо під царя восточного». Значит под кого мы шли? Под царя, а не под народ. Царя сбросили и под кем мы? Ни под кем! Вот если бы мы сразу стали на такую почву, тогда бы с нами считались и Франция, и Англия, и другие государства. Здесь меньшинство говорит нам об интернационале, но они забывают, что для того чтобы иметь «интернационал», нужно сначала, чтобы был «национал»».

На этом же собрании С. Шелухин выступил с острой критикой леворадикального закона о социализации земли, который предусматривал отмену частной собственности, отмечая, что в будущем такой закон «внесет раздор и анархию». Он резко критиковал федералистов и отмечал, что Украина не является частью федерации, поскольку федерации не существует. И именно придерживаясь этой позиции, он в дебатах по поводу Берестейского мира подчеркивал, что «так называемые народные комиссары», придерживаются той же политики относительно Украины, что и царское правительство. «Главное горе, — отмечал С. Шелухин, — что мы привыкли ждать, что нам дадут мир. Нет! Никто не даст нам мир, а только мы сами».

Следует отметить, что, невзирая на острую критику С.Шелухиным лидеров УНР, он был утвержден Центральной Радой одним из восьми членов Генерального суда. 2 января 1918 г. члены Малого совета на своем заседании подтвердили это назначение. Накануне переговоров в Бересте теория С. Шелухина об историко-юридическом праве возобновления украинской государственности была использована в дипломатической практике УНР. Как известно, 24 декабря 1917 г. В. Винниченко и А. Шульгин обратились к представителям Четверного союза с нотой, в которой призывали признать Украину самостоятельным государством временно, пока образуется федеральное правительство России. Лишь после дополнительных объяснений В. Голубовича о историко-правовых основаниях возобновления самостоятельной украинской республики с момента абдикации царя и освобождения всех от присяги подданства, в соответствии с концепцией С. Шелухина, представители стран Четверного союза провозгласили международное признание УНР.

В первых числах марта 1918 г. руководство УНР вернулось в Киев, возобновила свою работу в столице Центральная Рада. Ожидаемые общественностью изменения начались с реформирования Кабинета Министров, в состав которого вошли представители УПСФ. 24 марта 1918 г. С. Шелухин занял должность министра юстиции УНР. Кроме С. Шелухина, в состав нового Кабинета вошли еще два члена Украинской партии социалистов-федералистов — И. Фещенко-Чоповский и В.Прокопович. Однако они не имели решающего влияния на событии, поскольку большинство в правительстве (как и в Центральной Раде) оставалось за УПСР.

Современники отмечали, что в Министерстве судебных дел УНР в то время «не было ни одной яркой фигуры... из министров отличался своим умом министр юстиции Шелухин». В свою очередь, Д. Дорошенко свидетельствует, что С. Шелухин «фактически первый организовал Министерство судебных дел». Ему пришлось возобновить судебный аппарат на местах и провести новые назначения на судебные должности. Одновременно, по словам Д. Дорошенко, С. Шелухин «подготавливал изменение старых мерок подсудности и слияния в один суд разных судов: коммерческого, военного, консисторского, что требовалось новыми обстоятельствами и жизненными потребностями».

В это время С. Шелухиним в частности были подготовлены законопроект о гражданстве УНР, поправки к Закону о национально-персональной автономии, к проекту Закона о статусе земельных комитетов, изменения к статьям Закона о Генеральном суде и др. Однако деятельность нового кабинета была непродолжительной — 27 апреля 1918 г. в канун гетманского переворота С. Шелухин, А. Лотоцкий и В. Прокопович были отозваны УПСФ из кабинета В. Голубовича, на том основании, что правительство «не в состоянии стать на путь реальной работы и неспособно к труду». Вспоминая эти дни, С. Шелухин писал, что работа в кабинете В. Голубовича, которая в целом оказалась непрофессиональной и малоэффективной, привела его к убеждению, что «работать с «элитой», которая не понимает обязанностей и не способна ни интеллектуально, ни технически вести сложную государственную работу, означает принимать участие в разрушении Украины».

После гетманского переворота 29 апреля 1918 г. в сложном процессе формирования правительства Украинского государства С. Шелухин предлагался как вероятный его председатель, что было одним из условий сотрудничества эсефов с гетманом. Несмотря на то, что УПСФ стала в оппозицию к новому режиму, С. Шелухин активно участвовал в строительстве Украинского Государства. Он возглавлял украинскую мирную делегацию на переговорах с большевистской Россией (23 мая — 07 октября 1918г.).

22 мая на заседании Совета Министров были одобрены главные задания, которые должна была решить украинская делегация в ходе переговоров с представителями РСФСР. В первую очередь, это — «заключить перемирие, причем советская армия должна быть отведена за пределы Украины», а также решить вопрос украинско-российской границы. Российскую делегацию на переговорах, согласно постановлению Совнаркома от 17 мая 1918 г., было поручено возглавлять И. Сталину, Х.Раковскому и Д. Мануильскому. И. Сталин в Киев не приехал, и место председателя занял Х. Раковский, секретарем российской делегации был назначен П. Зайцев.

Отдельное внимание правительство Украинского государства уделило языковому вопросу, вокруг которого длились дебаты в государственных учреждениях. Чтобы поднять имидж государственного языка в Украине на заседаниях Совета Министров, на которых обсуждались главные задания украинской делегации на переговорах с РСФСР, С.Шелухиним было сделано заявление о том, что делегация будет вести переговоры исключительно на украинском языке, допуская русский только в виде исключения. «Теперь Украина самостоятельное государство, и Москва должна во всем чувствовать и уважать наши права и принцип равноправия», — отмечал он. В свою очередь, большевистская делегация пыталась использовать трибуну переговоров для коммунистической пропаганды.

Украинская сторона провозгласила свои условия перемирия. Важнейшим из них было прекращение военных действий и выведение советских войск с территории Украины за демаркационную линию, а также защита прав украинцев и граждан Украинского государства, которые находились на территории России. Решение этих вопросов стало составной частью соглашения, которое наконец было подписано 12 июня 1918 года между Украинским государством и РСФСР. Это был прелиминарный договор, который состоял из шести пунктов и должен был действовать до подписания настоящего мира. По оценке Д. Дорошенко, этот шаг был «единичным успехом в украинско-русских переговорах».

С.Шелухин утверждал, что немцы неофициально и негласно постоянно вмешивались в ход переговоров. «Сие вмешательство никогда не было в интересах Украинского государства и только затягивало мировые переговоры, — отмечал С. Шелухин. — В конце оказалось, что немецкое представительство в Украине относительно Украинского государства ведет двойную политику и заботится только об интересах немцев». Они в частности умышленно затягивали решение проблемы украинско-российских границ, отказываясь от дислокации по полосе исторических границ Украины, в то время как российские советские военные части продолжали осуществлять нападения на украинскую территорию, грабя местное население, промышленные объекты и тому подобное. Такая двусмысленность политической линии немецкой военной власти была фактическому пособничеству дерзким действиям большевистского руководства и в конечном итоге привела к незавершенности окончательного урегулирования этого важного вопроса.

16 августа 1918 г. С. Шелухин в интервью представителям киевской прессы объяснял причины медленного переговорного процесса с РСФСР. По его словам, стороны, которые «ведут переговоры, находятся не в равном положении». Украина не воевала против советской России и не воюет, ничем ей не угрожала и не угрожает. Россия и до сих пор стоит на украинской территории и даже во время переговоров вывозит из Украины хлеб, скот, оборудование фабрик и заводов. В связи с этим С. Шелухин отмечал, что Украине в первую очередь необходимы границы, а для большевистской России отсутствие границ выгодно, поскольку не ограничивает распространение фактической власти России на Украину.

Гетман 8 июля 1918 г. утвердил Закон о Государственном Сенате Украинского государства. Членом Гражданского Генерального суда Государственного Сената был назначен С. Шелухина. С возобновлением УНР в 1919 г. он возглавлял Министерство юстиции в правительстве В. Чеховского, вскоре стал членом украинской делегации на мирной конференции в Париже. С 1921 г. до 1938 г. С. Шелухин занимал должность профессора уголовного права в Украинском свободном университете в Праге. В 1926 — 1928 и 1935 — 1938 гг. был проректором университета, в 1928 — 1935 гг. — деканом факультета права и общественных наук. В 1924 — 1925 гг. был профессором Украинского высокого педагогического института им. М. Драгоманова в Праге. Со времени основания Украинского исторически филологического общества в Праге (30.V.1923) С. Шелухин принадлежал к его действительным членам. В течение последних лет жизни активно участвовал в деятельности Украинского законодательного общества в ЧСР. Умер 25 декабря 1938 г. в Праге.

Его исторические монографии «Звідкіля походить Русь» (Прага, 1929 г.), «Україна — назва нашої землі з найдавніших часів» (Прага, 1936 г.) сыграли чрезвычайно важную роль в опровержении политических спекуляций и фальсификаций относительно государственных и этнически национальных терминов «Русь», «Россия», «Малая Русь», «Украина». Автор т. н. кельтской теории происхождения Руси.

Таким образом, С.Шелухин в сложных политических условиях, которые сложились во время Украинских национально-освободительных соревнований, последовательно придерживался концепции полной законности прав Украины на создание собственного государства и первоочередным заданием считал реализацию концепции полной самостоятельности Украины. Он активно способствовал утверждению четкой, согласованной с международным правом позиции относительно законного права Украины на собственную государственность.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать