Перейти к основному содержанию

В поисках Абсолюта

Власть Высшего Существа
15 февраля, 18:49
МОИСЕЙ - ЗНАМЕНИТЫЙ ЕВРЕЙСКИЙ ЗАКОНОУЧИТЕЛЬ ВЕТХОГО ЗАВЕТА. ЕГО ПРИМЕР ВДОХНОВЛЯЛ МНОГИХ ЛЮДЕЙ, В ТОМ ЧИСЛЕ - ПОТОЦКИХ, В СВОИХ ДУХОВНЫХ ПОИСКАХ

Человек редко чувствовал себя самодостаточным и всегда искал для своей жизни надежную высшую защиту - некое Существо или неких Существ, которые были бы сильнее, справедливее и выше как его самого, так и всех других людей на Земле. Вероятно, именно осознание незащищенности, постоянной опасности и ограниченности собственных возможностей более всего отличает людей от животного мира и, главное, заставляет их вечно искать могущественных потусторонних Покровителей. Иногда безрассудно меняя их в ходе поисков.

Потоцкие, как хорошо известно, - сановный и богатый польский род, корни которого уходят в ХIII столетие. Представители этого рода играли далеко не последнюю роль в истории как своей страны, так и Украины. Среди магнатов Потоцких были не только канцлеры, полководцы, воеводы, политики, крупные землевладельцы, но также поэты, революционеры и «чудаки».

В ХVIII столетии большинство Потоцких исповедовало католицизм. Были, однако, и «скандальные» исключения, которые свидетельствовали о духовном поиске, о стремлении человека спасти свою грешную душу, а также, не в последнюю очередь, о недоверии к христианской церкви. Одним из таких людей был граф Валентин Потоцкий (первая половина ХVIII столетия). Он известен тем, что переменил больше чем конфессию: он перешел в иудейство и стал человеком другой религии - религии, которая не только презиралась, но и жестоко преследовалась. В те времена, а часто - и сегодня) переход в иудейство считался чрезвычайным событием, приводил к полному разрыву со своей средой и жестокому наказанию.

Итак, у одного из графов Потоцких, примерного католика, был очень способный и любознательный сын. В свое время родители отправили его в Париж для усовершенствования в науках, как это было тогда принято. И однажды, блуждая по Парижу, молодой Потоцкий увидел где-то в лавке старика-еврея, читавшего толстую книгу. Из любопытства Валентин подошел и стал расспрашивать старца: что за книга, о чем, на каком языке написана? В ответ услышал: «Это священные тексты, отмеченные печатью Божьей!» - а затем иудей перевел юноше отрывок из Книги Моисея: «Не сотвори себе кумира, и каменного столба не поставь себе, и камня с фигурами не закладывай, чтобы поклонятся ему. Ибо Я - Господь Бог ваш!». На вопрос Потоцкого, все ли правда, что написано в этой книге, был ответ: «Все это истинно верно»... Тогда любознательный поляк-католик стал умолять своего нового знакомого, чтобы тот согласился взять его в ученики и поучить древнему языку и древней мудрости. Старик согласился и назначил Валентину Потоцкому уроки - по одному часу три раза в неделю.

Иудейство произвело на молодого человека сильное впечатление - «и вошли в его сердце слова Закона, и стал он как будто другим человеком». Потоцкий за полгода прочитал в оригинале все «Пятикнижие», а потом решил еще раз проверить истинность католической веры, и если она окажется ложной, то принять иудейство. Потоцкий поступил в духовную академию в Риме, где отличался усердием и знаниями, а также пользовался личным расположением и наставлениями Папы Римского. Это, однако, не помогло - Валентин Потоцкий разочаровался в истинности католического христианства и тайно уехал из Рима в Амстердам, где - при неизвестных миру обстоятельствах - принял иудаизм. Его назвали, как бывает в таких (очень редких) случаях, рабби Авраам бен Авраам. Его происхождение, ревностная вера и знания стали широко известны в еврейском мире, а в народе (среди иудеев) его называли Гер-Цедек - Праведный обращенный (Праведный чужак).

Процедура, установленная иудейскими мудрецами, согласно которой нееврей мог перейти в иудейскую веру, разъяснялась следующим образом: «В наши дни, когда приходит человек, чтобы обратиться в иудаизм, мы говорим ему: «В чем твоя цель? Неужели тебе неизвестно, что сегодня народ Израиля несчастен, рассеян по всей земле, гоним и терпит постоянные страдания?». Если он скажет: «Я знаю об этом, и я недостоин», - то мы примем его немедленно».

Из Амстердама Потоцкий переехал в Германию, потом в Литву, где осел в местечке Ильи под Вильной. Всюду он пользовался большим уважением иудейских общин. Но однажды один еврей, отец непослушного сына, которого Потоцкий приструнил в синагоге, донес местным панам-христианам о том, что в местечке находится поляк-католик, перешедший в иудейство. Рабби Авраам бен Авраам был немедленно арестован, закован в кандалы и отправлен в Вильну на суд.

Это была сенсация! Узнав, что арестованный - пропавший без вести Потоцкий, местная аристократия, духовенство и даже судьи умоляли его образумиться и вернуться в лоно христианства. Но ничто не поколебало «праведного обращенного» Потоцкого - он спокойно встретил смертный приговор, вынесенный судом за нежелание возвратиться в христианство. И в день иудейского праздника Шавуот (еврейская Пятидесятница) Валентина Потоцкого сожгли на костре, недалеко от Замковой горы. Смерть он принял с иудейской молитвой на устах: «Благословен Ты, Господь, освящающий имя Своё при скоплении людей».

Автор анонимной рукописи заканчивает эту историю такими словами: «А второго дня праздника Шавуот вышел приговор, чтобы сжечь его. Сильно просили его перед сожжением, чтобы возвратился он в их (христиан) веру, а он над ними смеялся. Когда же мучили его, он громко и радостно превозносил Бога, говоря: «Будь благословен Ты, Боже, что освящаешь имя Свое всенародно!». Тогда приказали они палачу вырезать ему язык и вырвать его из затылка. Один местный еврей, безбородый рабби Лейзер Зискас, пренебрег опасностью и достал за деньги, под видом христианина, немного пепла и один уцелевший палец казненного на костре. Эти останки были позже похоронены на еврейском кладбище».

Согласно «Еврейской библиотеке» 1873 года, единственным серьезным источником, содержащим сведения о Гер-Цедеке, является анонимная еврейская рукопись «Маасэ Гер-Цедек», принадлежащая перу современника рабби Авраама бен Авраама. А относительно даты смерти, то исследователи считают, что он был сожжен по приговору церковного суда Вильно 24 мая 1749 года - за отступничество от христианской веры. С того времени рабби Авраам бен Авраам (граф Валентин Потоцкий) почитался еврейскими общинами как мученик.

Некоторые современные историки выражают сомнения в подлинности приведенного выше рассказа, полагая, что в источниках XVIII века столь исключительные события должны были бы найти широкое отражение. Сторонники же подлинности истории графа Потоцкого весьма логично ссылаются на то, что обращение в еврейскую веру знатного польского юноши могло быть слишком большим потрясением для его современников и родственников, и поэтому они постарались скрыть и поскорее забыть это неординарное событие.

В подтверждение возможности и действительности этой истории обычно указывают также на то, что Потоцкий был отнюдь не единственным христианином, перешедшим в иудаизм.

Российский морской офицер в отставке Александр Возницын был публично сожжен на костре за то, что стал иудеем под влиянием и «по наветам некоего еврея Баруха бен Лейбы». Возницыны - древний русский дворянский род из Новгорода, члены которого служили дьяками в годы царствования Феодора, Иоанна и Петра Алексеевичей; а один из Вознициных - Прокофий Богданович - приобрел некоторую известность как дипломат.

Во времена правления Анны Иоанновны в Москве проживал отставной капитан-поручик морского флота Александр Возницын, человек «ищущий» и, как оказалось, «слабый в вере православной». Случай свел его с неким евреем - откупщиком Борохом, который «соблазнил» отставного капитана-поручика в свою веру. Они вместе отправились в Смоленск, а оттуда в Польшу, где Возницын принял иудейский обряд обрезания. А вскоре, в результате доноса, Возницын и Борох были преданы суду Российской империи: Возницын - за отпадение от христианской веры, а Борох - за совращение в иудейство христианина. Оба сознались в совершенных «преступлениях», но это не смягчило приговор: по решению государыни Анны Иоанновны, ради того, «чтобы сие богопротивное дело не продолжалось и чтобы другие от христианского закона отступать не могли», обоих «виновных» безотлагательно сожгли на костре. Казнь состоялась в 1738 году. На дворе стоял тогда век Просвещения.

Граф Николай Потоцкий, дальний родственник Валентина Потоцкого, католик, последнюю часть своей весьма бурной жизни посвятил строительству и украшению известного Почаевского монастыря, бывшего в то время (1721-1831) в составе униатской (в Унии с Римом) Украинской греко-католической церкви. История свидетельствует, что польские католики всегда относились весьма пренебрежительно к украинским «униатам». Николай Потоцкий был исключением из этого правила. Он часто приезжал в Почаевский монастырь, подолгу жил там монашеской жизнью и вкладывал огромные суммы денег в обустройство обители. Более того, Николай Потоцкий готовил себя к принятию монашеского чина; для этого он даже по разрешению Папы Римского Климента ХIV, развелся со своей женой.

До монашества дело, однако, не дошло, но большие пожертвования на униатский монастырь католик Николай Потоцкий делал до конца своей жизни. Деньги шли, как правило, на строительство нового величественного собора (им руководил сам Потоцкий), на Братский корпус (жилье монахов) и на украшение иконы Божьей Матери Почаевской. В 1773 году усилиями и на деньги Николая Потоцкого произошла церемония коронации Почаевской Божьей Матери. (Обряд коронации Божьей Матери и ее Сына - старинный католический обычай, который якобы известен с V века, но редко используется в православных церквях.) Богослужения в новом соборе начались в начале восьмидесятых годов ХVIII столетия.

Через два года после этого события католик Николай Потоцкий, приняв монашеский постриг, умер и был похоронен в новом соборе Почаевского греко-католического монастыря, которым он так беззаветно увлекался.

(Через много лет, в 1902 году, когда Почаевская лавра снова стала православной и перешла в руки Российской православной церкви, архиепископ Волынский Антоний Храповицкий, известный украинофоб, при всем народе кричал: «Не буду служить в католическом храме, не могу править службу лицом к Западу!». И построил в Почаеве церковь Животворящей Троицы в стиле ХV века - копию Троицкого собора Сергиевской лавры.)

В наше время отступничеством, как церковным, так и особенно - политическим, никого не удивишь. Наверное, потому, что теперь не используется старый надежный метод - сожжение на костре.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать