«Вечный двигатель» украинской идеи (Продолжение)
Петербург, Київ, Кам’янець-Подільський, Львів, Відень, Прага, Мюнхен — центри боротьби за українські університетиПродолжение. Начало читайте в «Дне» № 140-141 от 9-10 августа 2013 года.
МЮНХЕН КАК ЗОНА НАДЕЖД, ТРЕВОГ И ОЖИДАНИЙ
Казалось бы — все пропало: архивы, библиотека «УВУ» — похищены, отдельные профессора, студенты — арестованы, разгромлен и обворован Музей освободительной борьбы в Праге, который опекал Сенат «УВУ» и который был центром лелеянья национальной идентичности эмиграции в Европе, закрылись перед украинцами и приветливые, уютные аудитории Карлова университета...
Горстка деятельных функционеров «УВУ» оказалась среди руин Мюнхена, одержимая непреодолимым желанием отстроить украинский университет. И совершить настоящий благородный акт немедленно, безотлагательно, несмотря на неустроенность личной жизни и быта. Такой чин удался когорте украинских интеллектуалов, которые призваны были осмысливать, кроме научных проблем, и причины неудач освободительных движений первой половины ХХ века. Они хорошо понимали, что только с помощью науки, образования и просвещения народа не замедлят сначала маленькие, а в дальнейшем и большие национальные победы.
Как вспоминал проф. И. Мирчук, промотором восстановления «УВУ» в Баварии был профессор Вадим Щербакивский, хорошо известный в европейских академических кругах историк, выдающийся археолог. До этого он успел принять участие в 15 научных международных конгрессах, где выступал на разные темы, связанные с Украиной. Перед В. Щербакивским отворяли двери и правительственные американские учреждения, и баварское министерство образования, поддерживавшие усилия украинских интеллектуалов. Прежде всего, очевидно, потому, что в зонах американской, английской, французской оккупации были сосредоточены большие массы перемещенных лиц из Украины, значительную часть которых составляла гимназическая и студенческая молодежь. Вадим Щербакивский стал первым ректором (1946—47 гг.) «УВУ» в Германии. Это он позаботился о первом помещении для «УВУ» в немецкой школе на Версайлерштрассе, это он начал процесс утверждения «УВУ» на немецком академическом уровне, который завершился 16 сентября 1950 года распоряжением министра образования Гундгамера №ХІ.60710 об официальном признании научных степеней и дипломов.
В то время «УВУ» искал друзей как среди заокеанских ученых, так и в среде немецких правительственных чиновников и интеллектуалов. К счастью, сторонников защиты и поддержки украинской университетской идеи было достаточно. В первую очередь руку помощи подали многочисленные украинские общины США и Канады, учредив там фонды университета, поступали средства и от Баварского правительства, и от Архиепископа, члена Главного Совета по делам скитальцев в Ватикане Кир Ивана Бучко, ощутимой была поддержка мэрии и городских структур Мюнхена. Удачной в первые мюнхенские годы оказалась «операция» поиска и концентрации профессорско-преподавательского состава «УВУ». Благодаря этому удалось сразу наладить нормальный учебный процесс как в баварской столице, так и в делегатурах (филиалах) «УВУ» в Нью-Йорке (США) и Сарселе (Франция). Здесь надо отметить, что желание создать высшие школы в среде эмигрантов было и у американских оккупационных властей, которые учредили Университет в Мюнхене, и у выходцев из Прибалтики (Балтийский университет в Гамбурге), но эти попытки не увенчались успехом. Не удосужились на собственную высшую школу и поляки, и россияне, хотя эмиграционные потоки из этих стран были многочисленными. Украинцы представили цивилизованному миру пример особой концентрации сил в области образования и науки, видя в этом средство сохранения национальной идентичности ради полноценного служения родному народу в будущем.
Сегодня есть основания утверждать о постоянной заинтересованности «УВУ» со стороны кремлевской агентуры, начиная со времени его создания. В период межвоенья деятельность университета была прозрачной, она согласовывалась с учебными программами Карлова университета, а ученые «УВУ» считали и обязанностью, и непременным атрибутом сотрудничать с академическими учреждениями советской Украины, даже практиковать обмены и корректировать некоторые научные исследования. После войны, как и следовало ожидать, в профессорско-преподавательский состав были «десантированы» кремлевские шпионы-информаторы.
Здесь понятно одно — враги не могли оставить без личной опеки «Український Вільний Університет», который аккумулировал высшие национальные устремления к науке и образованию. Усилия и успехи этого небольшого университетского учреждения искренне приветствовали и немцы, и американцы, и французы, и канадцы. И только Москва и ее опричники считали «УВУ» «националистическим отродьем», где собрались вместе «враги человечества, мира, демократии». Но такие обвинения из окопов неприятелей только закаляли, объединяли эмигрантские силы, свидетельствовали о правильности выбранного пути.
Несмотря на постоянную потребность в средствах, «УВУ» ни на миг не прекращал своей подвижнической нациотворческой работы, ведь и такими эпитетами можно характеризовать его деятельность в 60—80-е годы прошлого века. Основной контингент магистрантов и докторантов — украинские эмигранты, для которых «УВУ» стал мостом вхождения в науку, образование, производство, бизнес. Ведь дипломы этого учебно-научного заведения признаются во всех цивилизованных странах мира. Докторские дипломы «УВУ» получают в будущем известные ученые, академики НАН Украины Юрий Шевелев, Леонид Рудницкий, а также Олекса Горбач, Владимир Державин, Иван Физер, Юрий Бойко-Блохин, Любомир Винар, Олекса Воропай, Аркадий Жуковский, сотни других выпускников «УВУ», которые достойно представляли наше государство в зарубежных университетах и научных учреждениях, а в среде диаспоры были проводниками общественно-политической деятельности, удерживали и развивали украинскую национальную идентичность. Выработалась и система поддержки «УВУ» со стороны эмиграции — успешно действовали фонды «УВУ» в США и Канаде, Общество друзей «УВУ» в Европе, стабильной была поддержка Министерства образования, науки и вероисповеданий Баварии, украинских церквей, Министерства внутренних дел Германии (ввиду того, что «УВУ» — учреждение украинских политических эмигрантов).
Важная роль в активизации и поддержке украинской университетской идеи принадлежит Блаженнейшему Верховному Архиепископу УГКЦ, Кардиналу Иосифу Слипому, который по возвращении из многолетнего тюремного заключения ревностно заботился не только о перестройке Церкви, но и об организации эмигрантской жизни украинцев вообще. Он нацеливал многочисленные общины в США, Канаде, Южной Америке, Австралии, Европе на сооружение собственных храмов и домов при них, которые становились пунктами постоянных встреч, прибежищем субботних школ, общественных организаций. Но по-особому заботился Кардинал Иосиф Слипый об Украинском Католическом и «Українськом Вільном» университетах, заслуженно видя в них твердые обереги духовности, незаангажированной гуманитарной науки и образования, заведениях, которые закаляли основы национальной идентичности. Он, не задумываясь, выделил из церковных средств миллион немецких марок для приобретения помещения для «УВУ» на престижной улице Пинценауерштрассе, 15 в Мюнхене, где до недавнего времени находилось учреждение. Этот поступок с его стороны выразительно подчеркивал уникальность «УВУ» и побуждал немного задремавшее к тому времени академическое сообщество к активизации научно-просветительской жизни.
Вскоре «УВУ» начал несколько важных проектов, активизировавших эмиграционную жизнь. Это, прежде всего, Высокошкольные летние курсы украиноведения и ежегодные академические рейды «Шляхами батьків по Європі» в основном для гимназической и студенческой молодежи, рожденной после войны и воспитанной уже в США, Канаде и других странах Запада. Такие акции стали возможными благодаря инициативе и энергичным усилиям доктора «УВУ», профессора Петра Гоя и его жены Леси, которые на протяжении многих лет успешно руководили Фондом «УВУ» в США. Таким образом юноши и девушки из украинских семей имели возможность глубже познать родную историю, традиции, культуру, одновременно обеспечивалась непрерывность процесса взращивания и сохранения национальной идентичности.
В среде эмиграции в конце 70-х годов прошлого века чувствовалась потребность в педагогических кадрах, особенно для субботних и воскресных школ, украинских детских садов. Поэтому «УВУ» возлагает на себя еще одну важную миссию — создает педагогический институт в структуре философского факультета, который благодаря инициативности и жертвенности профессора, директора Александры Кисилевской-Ткач, доцентов Адвентины Животенко-Пиянков и Ирэны Шумской-Мороз успешно, на основе новейших педагогических методик, готовит украинских учителей, воспитателей.
В начале 90-х годов прошлого века «УВУ» полностью выполнял свою миссийную роль в среде украинской диаспоры. После долголетнего ректорства легендарного профессора Владимира Янива, философа, историка, этнопсихолога, литератора, политического и религиозного деятеля руль «УВУ» принял профессор Богдан Теодор Цюцюра из Канады — человек весьма известный в научных кругах историков, советологов. Но не такой харизматический, как предшественник. Владимир Янив как экс-ректор постоянно жил в «УВУ» и не покидал его вплоть до самой смерти в ноябре 1991 года. Очевидно, это он нацеливал тогдашних фактических руководителей на «вхождение» «УВУ» в Украину, ведь в то время единственная высшая школа украинской эмиграции уже во второй раз организовывала за собственные средства обучение во время летних семестров академической молодежи из тогда еще советской Украины, предчувствуя грядущие благожелательные общественные трансформации. Не сомневаемся в том, что Владимир Янив помнил заключительные слова из «Відозви», подписанной создателями «УВУ» в Вене 10 февраля 1921 года: «Среди эмиграционной бедности завершается великое культурное дело, закладывается фундамент под украинский университет, который при первой возможности будет перенесен в край, забирая туда с собой все духовые и материальные достижения».
До середины 90-х годов прошлого века «УВУ» был относительно хорошо материально обеспечен. Он получал постоянные дотации от федерального и баварского правительств, что позволяло содержать и администрацию, и библиотеку, и четырех научных сотрудников — докторов Николая Шафовала, Дмитрия Злепко, кандидатов наук Михаила Присяжного и немца Петера Гилькеса, который работал в области украиноведения. Средства фондов «УВУ» в США и Канаде, а также Общества друзей «УВУ» выделялись в основном для многочисленных в первые годы стипендиатов из Украины, ими же покрывали и расходы командировок профессоров, которые прибывали во время летнего семестра из США, Канады, Англии, Франции, Бельгии, Польши, Чехословакии, Румынии, Украины.
Украинский вектор «УВУ» вскоре принес обильные плоды — первые докторские диссертации защитили незабвенный Михаил Осадчий, а также Тарас Салыга, Николай Когутяк, Петр Стецюк, Юрий Занько, Наталья Антонюк, Иосиф Лось, Мария Яцимирская, Павел Берко... Сегодня они известные ученые, руководители кафедр в украинских высших школах.
«УВУ» действительно уверенно и с пользой для гуманитарных наук входил в украинское академическое поле. Уже 13—14 февраля 1992 г. во Львовском государственном университете им. Ивана Франко состоялась международная научная конференция «Український Вільний Університет»: из прошлого в будущее. К 70-летию со времени основания», организованная первыми докторантами и магистрантами из Украины. Она имела большой общественный и научный резонанс. Немало украинских ученых, возможно впервые, открыли для себя плотные пласты достижений этого авторитетного учреждения в изгнании, имели возможность непосредственного общения с тогдашним проректором, а в дальнейшем и ректором «УВУ», профессором Петром Гоем, деканами, профессорами Григорием Васьковичем, Зиновием Соколюком, доцентом Дмитрием Злепко. Следовательно, университет смело предлагал свои услуги, он перебирал на себя функцию моста между Украиной и западной украинской научной средой, которая была на протяжении долгих лет отрезана от материзны. И, несмотря на «крошечность» «УВУ» как учебно-научного заведения, ему удалось максимально послужить родной земле в первые и последующие годы украинской независимости.
В Мюнхене «Український Вільний Університет» отдает безвозмездно часть помещения для обустройства первого в истории МИД независимой Украины Генерального консульства. А первым документом о внешнем сотрудничестве был Протокол намерений между «УВУ» и Львовским университетом имени Ивана Франко, подписанный еще в феврале 1992 г. Уже в ноябре того же года заключается Договор о сотрудничестве между Министерством образования Украины и «УВУ». Анализируя оба документа с высоты более чем 20-летней перспективы, четко прослеживаем, что со стороны «УВУ» полностью выполняются все параграфы документов. Такого, к сожалению, нельзя сказать относительно партнеров в Украине.
ИЗ ПРОШЛОГО? В БУДУЩЕЕ
За годы украинской независимости в «УВУ» побывали сотни украинских ученых, политиков, деятелей культуры, бизнесменов, значительная часть из них имела доклады в главном лекционном зале для университетского и диаспорного сообществ. Дважды, в качестве премьер-министра, а затем и президента Украины здесь побывал Леонид Кучма. «УВУ» радостно приглашает всех, делясь своими достижениями, утешаясь собственной уникальностью, не скрывая и те проблемы, которые сопровождают эту берегиню национального духа на Западе на протяжении более чем девяностолетнего странствования сквозь тернии и эпохи. Отдельные члены профессорской коллегии «УВУ» из Украины когда-то занимали высокие правительственные места: Анатолий Погрибный — заместитель министра образования и науки, Виктор Пинзенык — министр экономики, Михаил Костицкий — судья Конституционного суда, но и им не удавалось найти модель хотя бы минимальной финансовой поддержки «УВУ» со стороны Украины.
Сегодня во главе «Українського Вільного Університету» — впервые за 92 года существования — женщина, гражданка Украины. Ректор Ярослава Мельник — доктор филологических наук, профессор, исследовательница творчества Ивана Франко, экс-заведующая отделом Института украиноведения НАН Украины. Два декана — факультетов украинистики и государственных и экономических наук тоже женщины — профессора Тамара Гундорова из Киева и Мария Пришляк из США. Философский факультет до недавнего времени возглавлял австрийский профессор Михаэль Мозер. На трех факультетах «УВУ» учится свыше 150 докторантов и магистрантов. Это в основном выпускники украинских учебных заведений, имеющие возможность оплачивать учебу. Для них организуется два полных семестра — летний и зимний. Большинство соискателей совмещают учебу с временной работой, чтобы хотя бы частично «заработать на науку». В уже упоминавшемся протоколе согласования порядка признания докторских дипломов между ВАКК Украины и «УВУ» определена и проблематика диссертационных исследований, которая «должна быть посвящена главным образом отношениям Украины и европейского мира, особенно украинско-немецкой и немецко-украинской тематике в отраслях философии, социологии, истории, экономики, литературоведения, языкознания, искусствоведения». Очевидно, на такую работу сориентированы нынешние соискатели «УВУ».
«Український Вільний Університет» сегодня как никогда нуждается во внимательной, материнской опеке со стороны Украины. Это хорошо, что Сенат «УВУ» не спешит выполнять завещание творцов этого уникального учреждения относительно перенесения в Украину. В таком случае «УВУ» по меньшей мере лишился бы лицензий Баварского Министерства образования, науки относительно предоставления докторских и магистерских титулов. А в нашем украинском беспорядке потерялся бы среди сотен частных высших школ, большинство из которых появились на образовательной карте Украины в результате хорошо завуалированных коррупционных схем и отсутствия продуманной украинскоориентированной государственной политики в сфере образования и науки.
«Український Вільний Університет» сейчас должен повернуться лицом... к украинской эмиграции и стать центром исследования тех сложных процессов, которые происходили в среде более чем столетней организованной жизни на чужбине. Это не складывающееся впечатление, это на самом деле так: Украина нынешняя не заинтересована в поддержке миллионов людей, очутившихся за пределами родной земли, она только выжимает из них последние центы, чтобы хоть как-то прикрыть беспорядок, бездарность и тщедушие экономической политики. Тем более среди политикума и властителей нет понимание того громадья достижений украинской эмиграции в исторической перспективе, которые направлялись в единственное чистое, словно хрусталь, русло сохранения национальной идентичности. Изучение, упорядочение неоценимого наследия эмигрантов помогло бы ускорить благодатные изменения в нынешней украинской действительности.
Обращение лицом к эмиграции означает комплексное исследование организации и функционирования параллельных государственных структур в экзиле, партийной и общественной жизни, вклада украинцев в науку и культуру других народов, развития политической, законодательной, экономической, культурологической мысли, функционирования и проблематики многочисленной, хорошо структурированной газетной и журнальной периодики, достижений в области литературы, искусства, культуры, книгоиздательского дела, функционирования ВУАН и НТШ, организации воспитания и образования среди детей и молодежи. Отдельные группы молодых исследователей «УВУ» можно было бы сориентировать на исследование роли и миссии украинских Церквей в диаспоре, а также на анализ многолетних усилий эмигрантов в поддержке национально-освободительных, диссидентских движений в Украине. Как раз на поощрение таких исследований стоило бы использовать средства Фонда «УВУ» в США, собранные одержимыми украинской идеей людьми, большинство из которых так и не дождались дня провозглашения независимости.
Пишу эти слова с болью и надеждой, что их прочитают неравнодушные к потребностям «УВУ» правительственные чиновник и позаботятся об отдельной строке в смете, например Министерства иностранных дел на следующий год. Всего несколько миллионов гривен окупилось бы вскоре нужными научными работами, десятками дипломированных молодых докторов и безмерной благодарностью наших братьев и сестер за пределами Родины. Вместе с тем мы отдали бы дань уважения тем многим украинцам, которые не дожили до этого времени, но на протяжении всей своей жизни подпитывали вечный двигатель украинской университетской идеи.
Фото предоставлены автором
Выпуск газеты №:
№145, (2013)Section
История и Я