Перейти к основному содержанию

Великий князь литовский Витовт – поборник укрепления литовско-руського государства

18 апреля, 14:11
«ВИТОВТ ВЕЛИКИЙ НА КОНГРЕССЕ В ЛУЦКЕ». ЙОНАС МАЦКЯВИЧУС, 1934 Г.ЛУЦКИЙ ВСЕЕВРОПЕЙСКИЙ СЪЕЗД МОНАРХОВ 1429 Г. СОБРАЛ ПРАВИТЕЛЕЙ РЯДА СТРАН. ИМЕННО НА ЭТОМ СОБРАНИИ ВЕЛИКИЙ КНЯЗЬ ВИТОВТ НАДЕЯЛСЯ СДЕЛАТЬ ШАГ К ОБРЕТЕНИЮ КОРОЛЕВСКОЙ КОРОНЫ

Именно в этот период усилилась угроза как Польше, так и Литве со стороны Немецкого ордена. В союзе с Ягайлом Литвой был разработан общий план противоорденской кампании. В войсках обоих правителей чрезвычайно много было украинцев. В состав  15 полков литовского князя входило 7 с этнических украинских земель, а из 16 польских — 6 отправили Галичина и Подолье. В битве под Грюнвальдом (1410) крестоносцы испытали сокрушительное поражение. Сам великий магистр Ордена Ульрих фон Юнгинген был убит в бою. Заключенный в 1411 году в Торуне мир возвращал Витовту жмудские земли,  к Польше отошла Добржинская земля; Орден должен был заплатить контрибуцию. После Грюнвальдской битвы положение Витовта как независимого правителя Великого княжества Литовского опять укрепилось. В том же в 1411 году Витовту было возвращено Западное Подолье, которое принадлежало некоторое время Свидригайлу, а в 1402 году после побега его в Пруссию отошло  Польше. Политическую независимость Литвы закрепила Городельская уния  1413  года. Она четко признала литовское государство во главе с великим князем. Свою самостоятельность Литва должна была сохранить и после смерти Витовта, однако, под суверенитетом польского короля. Вводился институт общих польско-литовских сеймов. Городельский акт подтвердил привилегированное положение католиков в Великом княжестве Литовском и положил начало усилению позиций католицизма в нем. Хотя местное управление в Украине совершали православные феодалы, на наивысших должностях в литовском государстве — воевод и кастелянов в Вильно и Троках — должны были быть лишь литовцы-католики; только они должны были входить и в состав великокняжеского совета. Однако на практике этого пункта не придерживались. Процесс развития литовско-руськой государственности времен Витовта характеризовался тенденциями централизации, попытками устранения от власти местных князей — как Рюриковичей, так и православных Гедиминовичей. Понятно, что ограничение власти крупных феодалов в Украине вызывало их недовольство и предопределяло упорную борьбу украинской знати за возобновление своего политического влияния.

Городельская уния дала новый импульс подъема внешнеполитического могущества Великого княжества Литовского. Еще накануне, в 1409 г., Витовт ввязывается в династическую борьбу в Золотой Орде и способствует утверждению в ней Тохтамыша. Он начинает активную колонизацию побережья Черного моря: строит крепость Акерман, каменную таможню на острове Тавань (на нижнем Днепре) и ряд других замков и укреплений. В результате все побережье между Днестром и Днепром попадает под контроль Литвы. В этот период развернулась оживленная торговая деятельность генуэзских купеческих факторий в Крыму. Крымский полуостров оказывается в сфере влияний Литовско-Руського государства. В определенную зависимость от него попадают и отдельные татарские орды на юге Украины. Украинский этнический элемент стал составной частью населения Крыма и с того времени присутствует там и до наших дней.

Витовт стремился ликвидировать влияние Московского княжества на церковь подвластных ему белорусских и украинских земель, активизировать их связи с Римом с целью обеспечения в своем государстве независимости религиозной жизни. Он добился того, что митрополит Киприан (креатура Ольгерда) на какое-то время прибыл в Киев и длительный период находился в литовских православных епархиях. За это ему были подчинены новые епархии во Владимире-Волынском и Холме. Киприан много сделал для сближения Руси с Римом: проводил переговоры по этому вопросу с  Ягайло, знакомился с настроениями украинского клира и феодальной верхушки относительно возможного объединения церквей.

Витовту удалось добиться, правда, ненадолго, независимости от Москвы православной церкви в пределах своего государства. В 1414 г. собор украинских и белорусских иерархов поставил во главе отдельной Киевской митрополии Григория Цамблака. Выход из подчинения Москве был предопределен стремлением украинцев к церковно-политической и церковно-административной самостоятельности, учитывая увеличение  могущества Литовско-Руського государства.

Другим аспектом церковной политики Витовта была подготовка церковной унии. Великий князь литовский видел в ней важное средство противодействия как латинизации Польшей, так и поглощению украинской церкви Москвой. Поддерживая идею объединения церквей римского и восточного обрядов, Витовт выступал не за поглощение последней, а за унию на почве сохранения обрядов, традиций и всей самобытности украинской церкви.

Следовательно, уния могла стать фактором укрепления политической стабильности Великого княжества Литовского, средством более интенсивной европеизации всех его составных частей. Такой подход давал возможность Украине отстоять свою национальную идентичность и углубить взаимосвязи с западным миром.

В начале 1418 года Цамблак принимает участие в Констанцском соборе, где провозглашает приветственную речь папе и выражает надежду на заключение унии восточной и западной церквей. Характерно, что киевский митрополит прибыл во главе величественной литовско-руськой делегации, в состав которой входили также светские князья и магнаты (из них галичское представительство составляло несколько сот лиц). Эта депутация произвела большое впечатление в Констанце и была торжественно встречена немецким императором Сигизмундом. Однако нового папу Мартина V не мог удовлетворить предложенный Цамблаком способ проведения унии — путем созыва общего собора обоих церквей при участии выдающихся богословов и знатоков канонического права. Наличие в католической церкви в тот период разных течений, неприемлемых римскому престолу, делали дело унии практически неисполнимым. Именно на Констанцском соборе обнаружились расхождения взглядов на примат папы в католическом мире. Переговоры, которые начались между византийским императором и римским папой, на время усыпили бдительность литовского великого князя. Поэтому после смерти Цамблака Витовт согласился на признание промосковского Фотия единым митрополитом киевским. Дело отдельной украинской митрополии и  унии были отложены.

В конце своей жизни, достигнув вершины могущества, князь Витовт стремился обеспечить Великому княжеству Литовскому независимое политическое существование в европейском мире. Способом достижения этой цели он считал принятие королевского титула. В этом его поддержали немецкий император Сигизмунд и король венгерский, заинтересованные в ликвидации польско-литовской унии. В своих монархических устремлениях Витовт опирался на украинскую монархическую традицию, о которой шла речь в предыдущей публикации.

В конце XIV  века наряду с намерениями провозглашения независимости Великого княжества Литовского Витовт вынашивает замысел просить у папы Римского королевскую корону. Об этом с тревогой говорили рыцари Ордена. Однако поражение на Ворскле заставило Витовта отложить свои планы относительно коронации.

С 1423 года начинается сближение Витовта с немецким императором Сигизмундом и подготовка к задуманному литовским Великим князем получению королевского сана. Предвидя оппозицию со стороны поляков, Витовт искал поддержки этого шага от украинских шляхтичей, которые были заинтересованы в осуществлении политического плана Великого князя. Очевидно, с этой целью он прибегнул к объезду в 1429 г. украинско-белорусских земель Великого княжества Литовского и обеспечил широкое представительство украинских князей и шляхты на съездах европейских монархов в Луцке и Вильно, где предусматривалась коронация Витовта.

В январе  1429  года состоялся роскошный съезд европейской феодальной знати в Луцке, куда прибыли, в частности, император Сигизмунд, датский король, папский легат, Ягайло, Витовт и Великий князь московский. Собрание должно было обсудить прусскую и гуситскую проблемы, а также валашский конфликт, который возник между Польшей и Венгрией. В конце съезда император предложил Витовту королевскую корону. Ягайло, для которого это было неожиданностью, дал согласие на коронацию. Однако потом под давлением польской шляхты в письме к Сигизмунду он выступил против коронования, мотивируя это условиями польско-литовской унии и зависимостью Литвы от Польши. Неблагосклонная позиция Ягайла вызывала резкое ухудшение отношений между обеими сторонами. Витовт еще больше сближался с Сигизмундом и даже угрожал Ягайлу делом доказать независимость Литвы. Конфликт приковывал к себе внимание всей Европы. Папский легат доносил в августе, что Литва и Польша «ни о чем не думают, кроме обороны своих прав, и раздражения достигло такой степени, что дело готово решиться оружием и большим проливом крови».

Планы Витовта относительно коронации встретили сочувствие и поддержку со стороны литовской знати и шляхты, а также украинских феодалов. Польский представитель на Нюренбергском сейме немецких князей в 1430 году отмечал: «Раньше не только Витовт, подобно другим князьям литовским и руським, обязывался верностью и повиновением Ягайлу, но и прелаты, князья, знать, бояре, шляхта и рыцарство Литовской земли обещали полякам военную помощь против врагов; сверх этого те же литовские чины дали письменное обещание, что после смерти Витовта никого не признают Великим князем Литвы кроме Ягайла и будут в повиновении ему и королевству Польскому; теперь же, вопреки предыдущим записям, Витовт, а также прелаты, князья, знать, бояре и шляхта Литовской земли добиваются у императора Сигизмунда, чтобы с его помощью создать королевство Литовское и короновать Витовта».

Невзирая на противодействие польской стороны, коронацию было назначено на 8 сентября  1430 года в Вильно. В коронационном акте, изготовленном предварительно в императорской канцелярии, Литва провозглашалась королевством на вечные времена с тем, что литовские короли «будут самостоятельны, не подвластны или вассалами ни нашими (императора), ни Священной империи, ни чьими-то другими, служа щитом христианства на этом пограничье — помогая против языческих нападений».

Однако в определенный для коронации день корона не прибыла в литовскую столицу, поскольку была перехвачена в дороге польскими шляхтичами. Коронация была отложена, а 27 октября  1430 года Витовт неожиданно умер. События вокруг коронации Витовта свидетельствовали о чрезвычайном росте престижа Литовского государства в глазах Европы. Внешнеполитическую линию Витовта можно рассматривать как продолжение курса Галицко-Волынского государства на активное участие в политическом процессе Центральной Европы, которая всегда считала Великое княжество Литовское литовско-руським государством и никогда не игнорировала  значения и большого удельного веса в ней украинско-белорусского компонента.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать