Перейти к основному содержанию

Восстание храбрых сердец-2

Как Шотландия стала частью Великобритании
20 февраля, 15:46
СТАРИННЫЙ ЭДИНБУРГ, ИСТОРИЧЕСКАЯ СТОЛИЦА ШОТЛАНДСКОГО КОРОЛЕВСТВА В ХIV—ХVІІІ ВЕКАХ

Окончание. Начало читайте «День» №22-23

Есть очень древняя, грустная шотландская легенда. Бог после создания Шотландии пригласил к себе архангела Гавриила, чтобы показать свое творение. «Посмотри! — сказал Господь, — высокие горы, прекрасные женщины, мужественные мужчины, замечательная прохладная погода. Я даровал этому народу красивую музыку и неповторимый напиток, названий «виски». Гавриил ответил: «Господи, хвала Тебе! Но не кажется ли Тебе, что Ты слишком щедр? Не думаешь ли Ты, что все это — многовато для них?» На что Бог ответил: «Если бы ты знал, каких соседей я им подобрал...»

Ясно, что в истории славной Каледонии (Шотландии) хватило присутствия и одного — южного соседа со столицей в Лондоне. Сейчас мы сжато расскажем, как после нескольких веков борьбы за независимость древнее вольнолюбивое королевство в конечном итоге, в 1707 году, согласилось — на якобы взаимных договорных принципах, то не выглядело как капитуляция — войти в состав новосозданного государства Великобритания (заметим, что в Украине — это время последних месяцев правления Мазепы, доноса Кочубея и планов Петра I раз и навсегда ликвидировать государственность Гетманщины).

Следует иметь в виду, что судьбоносный «Акт об Унии» 1707 года, о котором было упомянуто выше, стал следствием не какого-то конкретного военного поражения шотландцев (подобного Полтаве 1709 года, что случилось почти в то же время, через 20 месяцев). Он был результатом, с одной стороны, системного военно-политического и экономического давления английского государства (десятки вторжений на шотландскую землю, торговые и морские блокады, вывоз имущества; впрочем, не раз случалось, что и шотландское войско действовало в Англии). Кроме того, дала о себе знать постепенная, длительная во времени, но неумолимая и методическая переориентация шотландской политической, церковной и имущественной элиты на Лондон. И, в-третьих (возможно, по значению — во-первых) это постоянные внутренние дрязги внутри страны в ХV—ХVII веках, «Руины», если искать параллели в нашей истории, спровоцированные во многом магнатами (Дугласы, Аргайлы, Гордоны...), которые не желали укрепления сильной централизованной власти в Эдинбурге. Однако и короли Шотландии тоже были, говоря мягко, не на высоте — претензии на абсолютную власть, тиранические наклонности, совсем не подкрепленные реальными качествами и возможностью руководить. Все это на протяжении веков и десятилетий усиливало влияние проанглийской партии при власти Шотландии.

Гениальный (без преувеличения) творец Вальтер Скотт, писатель, который открыл шотландское прошлое для Англии, Европы и мира, родоначальник жанра исторического романа в европейской литературе, показал путь своего народа к созданию, защите... и потери собственного государства на протяжении ХV—ХVIII веков. Это — классика мировой литературы. Однако настоящая, правдивая история этой страны неизмеримо превосходит даже могучую творческую фантазию (и редкую эрудицию) Вальтера Скотта. Нужно прибавить: шотландцами были и незабываемые Роберт Бернс, Роберт Луис Стивенсон, Артур Конан Дойл, Александр Флеминг — изобретатель пенициллина.

Говоря символично, «Камень Судьбы» — святыня, на которой много веков присягали шотландские короли, передавая власть, в конечном итоге очутился в Лондоне. Почему так случилось — мы только что очень коротко отметили. Но какие же драматичные сюжеты (чтобы их воспроизвести, явно маловато лишь одного Вальтера Скотта)! Вот перед нами — постепенное разделение Шотландии на две, достаточно четко очерченные, части — равнинную, «нижнюю» («лоуленд»), более европейскую, «модерн» (и часто — проанглийскую) и горную («хайленд»), исключительно вольнолюбивую, воинственную, землю древних обычаев, и, в то же время, древнейшей клановой системы, которая держалась очень долго. Именно «хайленд» длительное время — под национально религиозными лозунгами — сопротивлялся поглощению страны Лондоном (отсылка к роману «Пуритане» В.Скотта).

Вернемся к драматичным сюжетам шотландской истории. Опять подчеркнем, что государство губили не так англичане, как внутренний раскол! Войска лондонского короля, английских завоевателей, которые пересекали пограничную реку Твид, шотландцы не раз громили (в битвах под Дунсом в 1372 году, под Оттерберном в 1388 году, под Сочиберном в 1488 году, под Хаддон-Ригой 1542 года). Однако постоянные мятежи аристократии и магнатов против королевской власти, непрерывные конфликты внутри самой властной династии Стюартов (правила в Шотландии в 1371—1707 годах), когда было всего: сыновья восставали против отца — короля (бывало, и убивали его); малолетних мальчиков-монархов (4, 6, 10 лет от роду) брали в плен и держали как заложников их же близкие или далекие родственники, используя этих детей как марионеток и правя государством от их имени, как регенты; с другой стороны, были примеры, когда короли (например, Яков ІІ, 1452 год) собственноручно убивали мечом своих политических противников (в этом конкретном случае — графа Дугласа).

ХVІ век. Европа переживает «землетрясение» Реформации. Английский король Генрих VIII (1509—1547), который всегда считал Шотландию «своей», осуществляет церковную реформу на протестантских принципах и отказывается подчиняться Папе римскому Клименту VІІ (тот категорически не одобрил брак Генриха с Анной Болейн, которую, кстати, король через несколько лет казнил). Это повлекло глубокий и болезненный религиозный раскол не только в Англии, но и в Шотландии, которая уже все в большей степени втягивалась сильной «проанглийской» партией в орбиту влияния Лондона. То был конфликт и между протестантами и католиками (в Шотландии достаточно многочисленными и мощными), и, более того, и внутри самих протестантов — между умеренными «пресвитерианами» и ультрарадикалами. Следствием в конечном итоге стала разрушительная, страшная Гражданская война 1570—1573 гг.

Английская же королева Елизавета I (1558—1603), женщина рассудительная и умная, выдающийся государственный деятель (имела и мощных советников) охотно выступила в этой ситуации в роли «миротворицы», затягивая петлю вокруг шотландского государства. Именно к ее «услугам» должна была прибегнуть знаменитая шотландская королева Мария Стюарт, убежденная католичка, которая во время религиозного междоусобия и войны кланов убежала на английскую территорию (далекая родственница Елизавета называла Марию «дорогой сестрой»). Она же и подписала смертный приговор своей сестре (8 февраля 1587 года) по обвинению в государственной измене. Сын Марии, король Шотландии Яков VI «выразил глубокое сожаление», однако и в дальнейшем крепил связи с Лондоном.

В 1603 году королева Елизавета умирает бездетной. Престол (прямого завещания не было) было решено передать тому же Якову VІ, дальнему родственнику правящей в Лондоне династии Тюдоров (в третьем поколении). Отныне Яков VІ Стюарт Шотландский стал Яковом I, королем Англии (на престоле с 1603 по 1625 год). Так Англия и Шотландия были объединены под властью одной короны, одной династии Стюартов.

Читатель, очевидно, знает, что сын Якова I, Карл I Стюарт, был казнен в Лондоне по приговору парламентского суда и по настоянию Оливера Кромвеля 30 января 1649 года (у нас — это время Хмельничины). Менее известно, что Кромвель, уже лорд-протектор Англии, в 1655 году «огнем и мечом» победил непокорную Шотландию, которая поддерживала «своих» Стюартов. Любые суверенные права Шотландии Кромвель упразднил. Однако после его смерти в 1658 году, и, особенно, после реставрации Стюартов на троне в 1660 году статус-кво был возобновлен.

В 1688 году случился государственный переворот (так называемая «знаменитая революция»), король Яков ІІ Стюарт убежал из Лондона на континент. Престол занял Вильгельм Оранский, который провозгласил веротерпимость (очень важно). Однако в Шотландии, особенно в «хайленде», было еще немало сторонников Якова. Борьба длилась еще несколько десятилетий (опять — Вальтер Скотт). И именно при этих обстоятельствах, когда Стюарты были лишены престола и стали врагами лондонской власти, под давлением английского правительства был заключен исторический «Акт об Унии» 1707 года, который образовал единое англо-шотландское (уже великобританское) государство.

Согласно Акту, Шотландия сохраняла определенные самоуправляющиеся права. Да, особенная юридическая система Шотландии сохранялась; шотландские пэры-аристократы наделялись равными правами с английскими лордами (45 депутатов-шотландцев заседало в Палате Общин). Однако шотландский парламент распускался (был возобновлен только в 1999 году!), были установлены единые правила в сфере торговли, финансов, налогов, валюты. Понятно, король Англии «навсегда» становился монархом Шотландии. Шотландия превращалась в составную часть могучей Британской Империи.

***

Движение за независимость от Лондона существовал, впрочем, всегда (напомним: герои романа «Дети капитана Гранта» — шотландские патриоты). После «Брекзита» оно получило новое дыхание. Но это — уже тема отдельного многообъемлющего разговора.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать