Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Восточнославянськие племена: автохтоны или пришельцы?

27 апреля, 00:00
Говорят, что славяне — молодой этнос, и об их истории глубже VI века нашей эры говорить бессмысленно. Но что значит — молодой? Только то, что он возник в результате разделения или объединения каких-то более древних этносов. Что это за этносы? Какова их история? Автохтоны они или же пришельцы, как связаны с другими народами Европы и мира? Без ответов на эти вопросы история славянства будет не полна. Автор делает попытку ответить на них в готовящейся к печати книге: «Загадки нашей древней истории», отдельные главы из которой предлагаются читателям «Дня» на странице «История и «Я»: древляне, славяне, древние скотоводы, поляне.

I. ДРЕВЛЯНЕ

Древнейшим занятием людей, кроме охоты, было лесное собирательство. По сравнению с охотой у него есть свои преимущества и недостатки. Грибы, ягоды, орехи, коренья, мед, возможно, не столь калорийны как мясо, и сбор их дело кропотливое, но зато сохраняться могут намного дольше. В течение лета можно сделать запас этих продуктов на всю зиму.

К моменту прихода первого Кия (по моему мнению, это не имя собственное; Кий — владелец Киева перевоза — понтонного моста), близ Киева, как сообщает летописец, были «лес и бор велик». В славянских языках определенную разновидность леса (обычно сосновый лес), называют бором. Этимология этого названия не ясна. По мнению автора, в древности бором называли лес, в котором было что «брать»: различные ягоды и плоды (их сушили и квасили на зиму); грибы, в частности боровики; лесные и, возможно, кедровые орехи (Геродот сообщает, что жители скифских лесов питаются шишками пинии); различные корешки и вершки, в частности — борщевик, (из них варили борщ); мед диких пчел (это занятие называлось бортничеством).

Лес, представляющий противоположность бору, бесплодный, непроходимый, заросший кустарником, называли — дебрь (де-бор). Частичка «де» в индоевропейских языках обозначает деградацию, утрату каких-то качеств. В «Слове о Полку Игореве» упоминается дебрь Киянь, расположенная близ княжеского замка, стоящего на горе. Вероятно, эта дебрь находилась в урочище под Старокиевской горой, из которого вытекает речушка Киянка. Археологи утверждают, что в те времена урочище не было заселено. Теперешнее его название — Гончары-Кожемяки — более позднего происхождения, хотя и хотелось бы думать, что именно в этом месте стояла мастерская былинного богатыря Кирилла Кожемяки.

Корень бор содержится и в названиях некоторых лесных зверей: боров, бобер, барсук, зубр, в немецком названии медведя — бэр. А жителей лесов, занимавшихся собирательством, называли — боратами, бореями, боричами, боранами. Суффиксы «ат», «ей», «ич», «ан» обозначают принадлежность к роду, сообществу. По-видимому, этого же корня русское слово «братья», украинское — «браты», белорусское — «сябры», литовское — «сёбрас» и латышское — «себрс» (друг, товарищ), югославское — «серб». Вероятно, поначалу этими словами обозначали соплеменников — боратов. В Киеве до сих пор сохранились топонимы, связанные с боричами: «Боричев узвоз» — дорога, ведущая с Подола в верхний город, «Боричев ток» — ровное место у подножья узвоза. Смысл первого топонима не требует пояснений, смысл второго непонятен, так как искажен. По моему мнению это был Боричев торг — рынок, куда боричи привозили из Полесья на ладьях свои товары. Местности Бортничи и Борщаговка и другие с подобными названиями могли быть поселениями боричей. Одного из бояр князя Игоря называли Борич. По-видимому, он был из рода боричей.

Римские и греческие авторы упоминают племя боранов, которые в III веке вместе с готами совершали морские набеги на римские провинции в Малой Азии, в частности, на Антиохию, а однажды разгромили могучее Боспорское царство. О том, что бораны это те же боричи, говорит найденный в Киеве большой клад очень редких антиохийских монет, датированных временем их похода. (М.Ю. Брайчевский, «Когда и как возник Киев», «Наукова думка», К., 1964, с. 39).

Корень «бор» входит в распространенное имя Борис и во многие фамилии (например, — Боран, Борц), и не только в славянские (например: Бор, Борн, Борман, Борхес, Борейша и т.п.). В этом нет ничего удивительного, ведь когда-то лесными собирателями были все аборигены Северной Европы, которую от истоков Дуная до Днепра занимал в древности так называемый Геркинский лес (А.Б. Дитмар, «Рубежи ойкумены», «Мысль», М., 1973, с. 80). В одной мюнхенской рукописи конца IX века н.э. говорится: «Сербия настолько огромна, что из нее вышел и произошел, как об этом положительно утверждают, весь славянский род». (В.П. Кобычев, «В поисках прародины славян», «Наука», М., 1973, с.25-26). Возможно, род бората осетинского нартского эпоса и царский род арийских правителей Индии — бхарата, пришедший откуда-то с Севера, также были потомками древнейшего этноса Европы — боратов.

Однако возникает вопрос, почему не стало боратов (боричей и т.п.) в наших краях, в Полесье, когда и куда они исчезли? Они не исчезли. Более того, они стали одной из основных составляющих славянского этноса. Просто они утратили свое древнее название в связи с переходом к другому способу хозяйствования (от присваивающего к производящему), к садоводству и огородничеству, то есть к отбору и искусственному разведению лучших плодовых деревьев и съедобных растений, а также к пасечничеству, то есть к искусственному разведению пчел.

Мед и воск были традиционным предметом экспорта из наших краев в южные страны с незапамятных времен. И переход от бортничества к пасечничеству впервые в мире был совершен у нас. Садоводство, конечно же, не наше изобретение, но позднее Киев славился садами, что отмечали и средневековые путешественники. Известно, например, что хороший сад, в котором росли яблони груши, грецкие орехи и даже персики, был у монахов Выдубецкого монастыря. В результате лесное собирательство стало для боратов (боричей, боранов) занятием вспомогательным и называть их стали иначе: во времена Киевской Руси — древлянами, в наше время — полещуками, то есть просто жителями лесного края.

Но в память о древних лесных собирателях осталось название великой европейской реки — Борисфен, которое ошибочно считают греческим. Произошло оно, якобы, от имени «Бор». Его греки считали богом северного ветра, обитавшим во Фракии, и от греческого названия ветра — «фен». Странное название для реки: не поток, а «Северный ветер, ветер». Странно и другое. Греки пришли в Северное Причерноморье в VI веке до н.э. на издавна обитаемые земли. Борисфен был главной рекой Скифии, протекавшей по середине этого государства. Вдоль него проживали оседлые скифы, которые назывались борисфенитами. Они вели торговлю с Грецией через город, который греки называли Ольвией, а скифы — Борисфеном.

Трудно представить, чтобы столь значимая для местных жителей река до прихода греков не имела названия или чтобы греки им пренебрегли. Вероятнее, что Борисфен местное название, по-своему переосмысленное и переозвученное греками. Корень «бор» содержится в сотнях названий европейских рек, озер, гор, местностей и поселений. А «сен» у аборигенов европейских лесов, очевидно, обозначало реку, поскольку множество рек этой части света в своих названиях содержат корневые согласные «сн» (Санту, Санон, Сена, Сона, Сен, Сенна, Сан, Сейм, Снов, Десна, Сосна, Шексна). В исконном звучании Борисфен, скорее всего, был Борисен или Боричсен, что означало «лесная река» или «река лесных жителей» — боричей. А может быть, и Боричпант — путь боричей, ибо, как сообщает Геродот, сухопутных дорог в Скифии не было. Такую большую реку как Днепр, к тому же частично протекающую в степи, трудно назвать лесной. Под это название больше подходят протекавшие полностью в лесных массивах притоки Днепра: Березина и Ворскла, которые, возможно, вначале именовались Борсена и Борсна соответственно. Борисфен же был главной водной магистралью, связывавшей жителей бездорожных северных лесов с жителями степного Юга.

Археологические находки позволяют утверждать, что такие связи существовали еще в мезолите. Поэтому логичнее принять в качестве исходного названия Борисен, и более позднего (скифского времени) — Боричсен, которое в греческом языке, где нет буквы ч, преобразилось в Борисфен.

Продолжение читайте на следующей странице «История и «Я»

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать