Вторая столица Киевской Руси
Летописному Чернигову 1100 + 1 год![](/sites/default/files/main/openpublish_article/20080920/4169-1-2.jpg)
На этих днях черниговцы продолжают торжественно отмечать 1100-летие первого летописного упоминания о своем городе. Этот праздник для нас уже привычный, ведь круглая дата была год назад, поскольку впервые город упомянут в 907 году.
СТРАННЫЙ ЮБИЛЕЙ
Организаторы считать умеют, однако решили растянуть удовольствие и придумали концепцию длительного празднования — в течение целого года. При этом ссылались на интересный, хотя и сомнительный опыт столетней давности, когда черниговцы «проспали» 1000-летие первого упоминания, потом «проснулись» и все-таки отметили свой законный юбилей, но не в 1907, а в 1908 году. Поэтому ныне черниговцы могут смело отмечать сразу несколько праздников одновременно. Первый из них — «растянутое» 1100-летие, второй — первую годовщину от 1100-летия, и третье — 100-летие от празднования 1000-летия.
Ощущение запутанности юбилеев Чернигова усиливается еще и тем, что еще при свежей памяти нынешнего поколения город уже праздновал один грандиозный юбилей — свое ... 1300-летие. Тогда, во времена позднего застоя-застолья, торжества были проведены с настоящим советским размахом, о чем до сих пор напоминают надписи «Чернигову — 1300 лет». Эта дата была просто вымышленной, она не выдерживает никакой критики, а история ее появления является предметом отдельной интересной истории, даже анекдота, поэтому вернемся к современному событию.
Идея длительного празднования не означала, что черниговские дети ежедневно смотрели салюты (салютов хватает, но по другим поводам), или что их родителей еженедельно поили сваренным в Николаеве черниговским пивом, а государственные мужи из Киева дарили городу троллейбусы или еще какие-то сувениры. Ощущение праздничности подогревалось обещанием какого-то грандиозного подарка.
Подарок, как и положено, прятали — за строительным забором, но для любознательных граждан оставляли открытыми ворота, и даже нарисовали его эскиз. Есть даже предположение, что и праздник затянулся потому, что подарок не был готов вовремя. Это похоже на известную бытовую ситуацию, когда хозяйка приготовила не все блюда и гости непринужденно ждут, пока их позовут садиться за стол.
И наконец это произошло. В сквере напротив городского совета открыли цветной фонтан. Вечером он действительно украшает город. Однако днем его трудно назвать цветным, поскольку он выполнен из черного камня а la мемориал «нового украинца». Можно спорить о его художественных достоинствах и символике, но дело сделано и празднование можно наконец завершать.
ВРЕМЯ РАСЦВЕТА
Юбилейные мероприятия так или иначе преследовали благородную цель — привлечь внимание к истории города. Ведь более 1100 лет назад на берегах Десны и Стрыжня возникло городское поселение. Очевидно, оно росло как один из племенных центров Северской земли, но довольно быстро попало под власть Киева. И наступил день, когда о Чернигове узнали в крупнейшей столице тогдашнего мира — Константинополе. В 907 г. войско русичей во главе с Олегом заставило Византийскую империю капитулировать и подписать соглашение, в котором Чернигов был упомянут вторым после Киева среди городов Руси.
В течение последующих одиннадцати веков город несколько раз пережил периоды подъема и упадка — политического, экономического, демографического, культурного. Если сравнить различные исторические эпохи, надо признать, что звездное время Чернигова пришлось на древнерусские времена. Накануне монголо-татарского нашествия город входил в число пяти крупнейших городов Киевской Руси, а по территории и населению (около 20 тысяч человек) превышал тогдашний Париж.
Чернигов был центром одного из самых больших княжеств Руси, территория которого простиралась от Днепра и Остра на юго-западе до Оки и Дона на севере и востоке. Если наложить ее на современную политическую карту, это займет пространство от предместий Киева до предместий Москвы.
Уже самые древние памятники Чернигова — знаменитые курганы Х в. — свидетельствуют об особом положении города и его правящей элиты. В Чернигове и его ближайших окрестностях в свое время были зафиксированы сотни курганов. Это крупнейший курганный комплекс дохристианской Руси. Так же самыми большими на Руси являются черниговские курганы Черная Могила и Гульбище, которые датируются серединой Х в. Курганы свидетельствуют, что в Чернигове существовала мощная военно-дружинная верхушка, которая была одной из самых больших региональных элит молодой страны.
Первый известный черниговский князь, Мстислав Владимирович, привил черниговцам чувство гордости и уверенности в своих силах. Ведь он добился от своего брата Ярослава, впоследствии известного как Ярослав Мудрый, разделения Руси по Днепру и Чернигов стал столицей огромного княжества.
Династия черниговских князей Святославичей-Ольговичей постоянно находилась на политическом Олимпе Руси. Ее основным конкурентом были Мономаховичи, чей разветвленный род занимал большинство удельных престолов Руси, от Галича до Рязани. Сам Владимир Мономах прожил в Чернигове двадцать лет, наконец его вытеснили Святославичи, которые в дальнейшем больше ни разу не давали соперникам «проглотить» свои наследственные владения.
Наиболее успешные черниговские князья неоднократно занимали киевский стол, и во всяком случае двух из них, Святослава Ярославича и Святослава Всеволодовича, можно отнести к выдающимся правителям Руси. Несколько князей черниговской династии были признаны святыми — это Николай Святоша, Игорь Ольгович и Михаил Всеволодович.
Черниговских князей без преувеличения можно назвать творцами города. Они создали политические предпосылки для его подъема и заботились о нем как о своей столице.
Уже Мстислав Ярославич начал строить в Чернигове величественный храм — Спасский собор, который с середины ХІ в. украшает город. Он вырос не только как признак религиозности князя, но и как олицетворение политического соперничества двух князей-братьев и двух городов — Киева и Чернигова. В ближайшие после этого десятилетия в Чернигове зафиксировано первое чудо — появление образа Богоматери на дереве, а также вырыты первые пещеры, которые положили начало знаменитому комплексу Антониевых пещер. Чернигов стал важным религиозным центром страны.
В древнерусском Чернигове велось грандиозное для тех времен каменное строительство. Здесь было построено более десятка каменных храмов, пять из которых сохранились до наших дней. О масштабах местного производства свидетельствуют большие печи для выжигания кирпича-плинфы. Интересно, что в городе был найден и другой уникальный комплекс печей — для выпечки хлеба, что свидетельствовало о больших масштабах его производства — то ли для княжеского двора, то ли для войска, то ли для продажи черниговцам.
Черниговские мастера владели всеми тогдашними видами ремесла. Археологи нашли семь ювелирных мастерских, а в них — заготовки для изготовления разнообразных тогдашних украшений, в первую очередь колт и крестиков. Благодаря внутренней политической стабильности вокруг города сформировалась богатая сельская округа. По численности поселений — укрепленных городищ, поселков и хуторов — окрестности Чернигова были самыми заселенными на Руси.
КАЗАЦКАЯ ЭПОХА
Монголо-татарское нашествие стало первой и самой большой катастрофой, которая постигла город. Сожженный и опустошенный Чернигов на несколько сот лет окунулся во мрак темных веков, о которых мы почти ничего не знаем.
Однако благодаря древнерусскому наследию в последующие века никто не отрицал высокого административного статуса Чернигова. Многочисленные архитектурные памятники и оборонные сооружения навсегда обозначили на карте Чернигов как центр большого региона. Литва держала здесь удельных князей. Наиболее известный из них — Свидригайло — стал великим литовским князем. Москва превратила Чернигов в военный форпост, который угрожал Киеву. После перехода города под власть Польши современники обычно отмечали, что Чернигов является столицей Северской земли. Поэтому в составе Речи Посполитой было создано Черниговское воеводство.
Одной из знаковых дат истории Чернигова стал 1623 год, когда город получил привилегию на магдебургское право. Интересно, что современная городская власть проигнорировала празднование этой даты, устроенное общественной организацией «Северский институт» в 2003 г. Хотя именно с нее начинается история городского самоуправления в Чернигове, а значит, и отсчет нового этапа развития города. В следующие двадцать лет город привыкал жить по европейским нормам. Появились не только войт и бурмистры, ратуша и городская печать, но и организованные по тогдашним обычаям первые ремесленные цеха.
Во время Хмельнитчины Чернигов стал административным центром казацкого полка. Два первых черниговских полковника — Мартын Небаба и Стефан Пободайло — погибли в борьбе на северном фронте Гетманщины против Литвы. Черниговские казаки принимали участие во всех военных кампаниях, которые вело украинское казачество в течение следующих полторы сотни лет. Чигиринские и Крымские походы, штурмы турецких крепостей, в том числе известный поход на Азов, принесли черниговским казакам значительные потери, но одновременно покрыли их военной славой. Героями этих походов стали полковники Василий Дунин-Борковский и Яков Лизогуб.
Черниговские полковники входили в узкий круг влиятельных лиц Гетманщины. Некоторые из них были избраны гетманами Украины (Иван Самойлович, Демьян Многогришный, Павел Полуботок). В гетманы выбился и один из многолетних черниговских полковых писарей — Иван Скоропадский.
Трагедия страшной Руины полностью не обошла Чернигов, но, по сравнению с городами Правобережной Гетманщины, только зацепила его своим черным крылом. Энергия освобожденного народа выразилась в быстром восстановлении самых больших черниговских церквей и монастырей, которые были заброшены сотни или десятки лет. В этих сооружениях прослеживается уникальный синтез двух эпох, сочетание двух стилей — древнерусского и украинского барокко.
На гетманство Ивана Мазепы пришелся второй в истории подъем Чернигова. Он стал возможным благодаря сочетанию политических и экономических условий, а также инициативе выдающихся исторических лиц. Черниговские епископы Лазарь Баранович, Феодосий Углицкий и Иоанн Максимович имели большое влияние на церковную жизнь Украины и много сделали для развития Чернигова. Возрожденные монастыри, чудотворные иконы Елецкой и Ильинской Богоматери вернули городу славу религиозного центра Украины. Этот процесс активно поддерживали казацкие полковники, а Мазепа лично содействовал строительству Троицкого собора и колокольни с трапезной Борисоглебского монастыря, известной ныне как помещение коллегиума.
В соответствии с требованиями времени развивались новейшие формы культурной жизни. Была создана типография, которая стала одной из крупнейших в Украине. Для образования молодежи открыли первый в казацкой Украине коллегиум, который унаследовал лучшие традиции Киево-Могилянской академии. Его с гордостью называли Черниговскими Афинами. В Чернигове работали писатели и поэты, граверы и музыканты. Черниговские издания распространялись по всему православному миру, а местные студенты продолжали учиться в лучших университетах Европы. Самую большую востребованность они имели в Российской империи, которая массово привлекала образованных украинцев к созданию своих учебных заведений и бюрократическим структурам.
В СОСТАВЕ ИМПЕРСКОГО ГОСУДАРСТВА
С 1720-х годов стали давать о себе знать первые последствия российской политики уничтожения казацкой Украины. Петербургские чиновники пытались контролировать численность учеников, на что епископы заявляли им, что это не отвечает украинским обычаям. Синод установил цензуру на черниговские издания и дважды закрывал типографию. Наконец, тотальный контроль привел к упадку этих выдающихся заведений украинской культуры.
В 1750 году Чернигов сгорел. Были сожжены сотни деревянных домов и торговых лавок в центральной части города. Это — одна из нескольких самых больших трагедий Чернигова. Интересно, что в подвалах Спасского собора хранили... порох. И мы бы уже никогда не увидели этой святыни, если бы неизвестные смельчаки его не вывезли. Собор выгорел, но остался целым. После этого пожара, как писали современники, Чернигов уже не мог прийти к тому благополучию и населенности, как раньше. На возрождение города ушло несколько десятилетий.
Новый толчок развитию Чернигова дало очередное изменение административного статуса. После ликвидации Гетманщины город стал центром наместничества, а потом Малороссийской губернии. В это время Чернигов пережил пик расширения своей административной власти, поскольку в состав губернии вошла вся территория бывшей Гетманщины. Продолжалось это недолго, губернию разделили на две, а Чернигов остался центром новообразованной в 1802 г. Черниговской губернии.
Город стал расти за счет увеличения численности чиновников и создания различных бюрократических структур. Это административное преимущество дало хлеб многим черниговцам и привлекло сюда массу служащих. Однако оно не принесло Чернигову экономического и культурного роста. Город стоял на обочине торговых путей, что, вместе с отсутствием местных природных ресурсов, обрекало его на застой.
Поэтому в течение всего ХІХ в. Чернигов жил двойной жизнью. С одной стороны, этот был город чиновников, а с другой — патриархальным украинским городом. Вся жизнь чиновников сосредоточивалась вокруг губернатора, мыслей и поведения нескольких сановников. Как губернатор ведет себя, с какой ноги встал — все это прямо отражалось на настроениях чиновнической публики. Местные публицисты смело писали о недостатках предыдущей власти и хвалили каждого нового губернатора. Вертикальное мышление, характерное для чиновников, обрекало их на моральное прозябание, и большинство из них были так называемыми людьми 20-го числа — дня выдачи зарплаты. Один из гостей города писал, что нужен дар Гоголя, чтобы описать нелепость их существования.
Рядом с этим, игнорируя чиновническую суету, почти до конца ХІХ в. в центре города паслись коровы. Наиболее известный черниговец тех времен Леонид Глибов с улыбкой писал по этому поводу, что корова — существо полезное, и украшает пейзаж, но только не площадь губернского города. Однажды драчливая телка даже набросилась на даму. К счастью, недалеко проходил бравый солдат, который спас потенциальную жертву. Не случайно Глибов называл Чернигов губернским хутором.
Коровы были своеобразным символом патриархальности черниговцев, сохранения ими традиционного способа жизни, с народной ментальностью и обычаями. Все гости, которые знакомились с жителями города, вспоминали их добрым словом. Афанасий Чужбинский и Тарас Шевченко восторгались вниманием черниговцев, которые буквально носили их на руках. Николай Гоголь хвалил сушеные вишни, которые купил в городе. А преподаватели семинарии, которым потом приходилось покидать город, проникались сожалением о разлуке с добрыми черниговцами.
Крупнейшим событием конца ХІХ в. стало прославление черниговского святителя Феодосия. Его признали святым после того как зафиксировали факты нетленности мощей и чудес, связанных с его именем. В начале сентября 1896 г. в Чернигов прибыло более 100 тысяч паломников, что втрое превышало население тогдашнего города. Культ Феодосия распространился по всей империи, и Чернигов превратился в значительный центр религиозного паломничества. Бедному городу это давало стабильную прибыль и голова городской Думы удовлетворенно писал, что святитель хорошо помогает своим землякам. Слава спокойного и дешевого для жизни города также привлекла к себе внимание многочисленных отставных офицеров и служащих, число которых стало быстро расти.
На конец ХІХ — начало ХХ вв. пришелся период последнего подъема Чернигова как центра украинской культуры, провозвестником которого стал Леонид Глибов. В одном из организованных его товарищами любительских спектаклей впервые вышла на сцену черниговская гимназистка Мария Заньковецкая. В городе работала целая плеяда блестящих литераторов, в частности, Борис Гринченко, Михаил Коцюбинский, Владимир Самийленко, Николай Вороной, Михаил Могилянский, а из младшего поколения — Василий Эллан-Блакитный, Аркадий Казка, Павло Тычина. Общественным делам посвятили себя такие известные деятели, как Иван Петрункевич, Илья Шраг, Александр и София Русовы и др.
В Чернигове появился и один из лучших украинских музеев, созданный на основе коллекции Василия Тарновского, подаренной им городу. Интересно, что среди местных земцев были и противники создания музея, позицию которых метко передал памфлетист: «зачем музеи создавать, когда народу нужно жрать». Однако хорошая идея победила.
БУРИ ХХ ВЕКА
Во время войны за Украину, которая велась различными политическими режимами и странами в 1917—1920 гг., черниговцы засвидетельствовали бесконечное стремление к миру и покою. Офицеры, которые вернулись из окопов Первой мировой войны, желали мирной жизни, создали «Союз трудящихся офицеров», а при нем кафе-кондитерскую, и продавали пончики. Верующие вырыли комплекс новых пещер. Даже черниговские большевики отличались толерантностью и нежеланием проливать кровь. Дмитрий Дорошенко описал случай, когда тогдашний руководитель черниговских большевиков Софья Соколовская открыто выступила против московских красногвардейцев и спасла от расстрела десятки офицеров.
Однако остаться островком мира в море крови, как об этом наивно мечтали все города и села Украины, Чернигов не смог. Город неоднократно переходил из рук в руки. Черниговская дума неизменно поддерживала все украинские правительства, но их сменяли то большевики, то немцы, то белогвардейцы и, наконец, окончательно большевики. Война уничтожила или заставила бежать из города значительную часть его жителей. В 1920 г. начальник местного ЧК писал, что даже некем заниматься, осталась только мелюзга, потому что все, кто заслуживал внимания, бежали.
А далее началось строительство социализма. На постаменте памятника одному из царей поставили бюст Ленина, а на другом — бюст Фрунзе. Церковное имущество ограбили, однако Чернигову повезло — все церкви города сохранились. Социалистический эксперимент предусматривал развитие промышленности, повышение уровня образования и здравоохранения. В 1930-е годы строили новые школы и больницы, однако недостойных их посещать отправляли в лагеря или на тот свет... В центре города снесли старинные торговые ряды и построили Красную площадь, самую красивую в современном Чернигове.
Апофеозом трагедий ХХ века стала Вторая мировая война. В конце августа 1941 г. в течение нескольких дней немецкая авиация методически уничтожала центральную часть города. В бомбардировках участвовал знаменитый в немецком люфтваффе «Легион Кондор», который вошел в историю тем, что в 1938 г. бомбардировал испанский город Гернику. Центр Чернигова, такой, как он сформировался с середины XVIII в. до середины ХХ в., был полностью разрушен, и с центральной площади можно было видеть пригородные леса. Вся «вина» Чернигова состояла в том, что на короткое время он оказался на стратегически важном направлении борьбы за Киев.
В течение войны население города сократилось с 70 до 11 тысяч человек. Последним кровавым событием жестоких лет стала казнь на центральной площади города нескольких полицаев.
В конце войны государственная комиссия признала Чернигов одним из самых разрушенных городов Советского Союза. Его восстановление заняло полтора десятилетия. Самым большим достижением этого времени можно признать спасение исторических памятников — Пятницкой и Екатерининской церквей, Борисоглебского собора, здания коллегиума, которые были разрушены или сожжены.
Послевоенные десятилетия стали временем быстрого роста города — до 300 тысяч чел. и превращением его в промышленный центр. Однако наибольшую славу городу принесло черниговское училище летчиков, которое подготовило тысячи пилотов, и среди них — семь космонавтов, в том числе первого астронавта Украины — Леонида Каденюка.
С приближением развала СССР, в 1990 г., Чернигов прославился на всю страну так называемой колбасной революцией. Поводом к ней стали деликатесы, найденные в багажнике чиновника, которые попали на глаза людям, уже давно не видевшим колбас на прилавках магазинов. Официальным ее лозунгом стали слова: «Кто съел мое мясо?!», однако на самом деле она засвидетельствовала, что и тихий спокойный город может принести власти неожиданности. Покой современного Чернигова, как и всей Украины, так же обманчив, как и двадцать лет назад, как и в 2004 году.
Ныне Чернигов вместе со всей постколониальной и посттоталитарной Украиной переживает один из самых больших кризисов, которые были в его истории. Кризис своеобразный, поскольку численность легковых машин в Чернигове растет, как грибы после дождя. Недавно Чернигов был признан экологически самым чистым городом Украины. Но все же горожане уверены в том, что живут все хуже и хуже. И с этим можно согласиться. Ведь самым страшным является кризис духовный, расклад общественных отношений, который делает каждого человека беззащитным перед властью и большим бизнесом.
Внешним проявлением этого кризиса является изменение внешнего вида Чернигова. Снос или искажение старой застройки отнимает у черниговцев и его гостей неповторимую ауру старого города. И в этом контексте черный фонтан является сооружением символическим. Старый город хоронят, предлагая взамен архитектурный second hand.
Кстати, едва ли не единственным спасением идеи черного фонтана может быть превращение его в памятник легендарному основателю города князю Черному. Тогда бы и цвет был к месту, потому что, как ни крути, а легендарного основателя города звали Черный, самый большой черниговский курган называется Черная могила, а название Чернигов также связан с черным цветом.
Эту идею можно реализовать во время ближайшего следующего юбилея. При желании его ждать недолго. Можно, например, придумать 1325-летие Чернигова. Еще проще отметить спустя девять лет следующую дату, в которой будут только нули и единички — 1110-ю годовщину города, а для любителей единичек можно предложить еще более красивый юбилей — 1111-летие родного города. Праздник — это всегда хорошо.