Перейти к основному содержанию

Выбор пути для Украины: годы 1917—1920

18 ноября, 00:00

Этот период в истории нашей страны всегда ассоциировался с революцией и гражданской войной. Но в последнее время в Украине распространился позаимствованный у историков диаспоры принципиально другой термин: национально-освободительная борьба. Попробуем разобраться в этом непростом, болезненном вопросе.

Начало историческому периоду, название которого установим позже, было положено социальным взрывом в Петрограде. В марте 1917 года революционные солдаты и рабочие свергли царя. Конец этого периода связан с разгромом и вытеснением Красной армией за рубежи Украины регулярных антисоветских формирований. Это случилось одновременно на западе и юге: 17 ноября 1920 года советские войска заняли Ялту и сбросили белогвардейцев П.Врангеля в море, 18 ноября дивизия красных казаков В.Примакова и кавалерийская бригада Г.Котовского ворвались в пограничный Волочиск. Остатки армии УНР и белогвардейцы С.Булак-Булаховича, которые на этот раз сообща воевали против Красной армии, перешли Збруч и отправились в изгнание.

Итак, имеем «круглую дату»: 80 лет назад на многострадальной украинской земле прекратилась жестокая борьба регулярных армий, продолжавшаяся почти непрерывно с августа 1914 года.

Калейдоскоп событий 1917 — 1920 годов требует определенной классификации, в том числе терминологической. Терминология определяется позицией историка. Из Киева мы видим всю совокупность событий на украинских землях в составе двух империй. Для московского историка события в Галичине являются событиями в другой стране, а национально-освободительное движение в России по большей части воспринимается как реакционный сепаратизм, направленный на дезинтеграцию великого государства.

Нужно заметить, что Русская революция разгорелась в многонациональной империи. Поэтому она имела как социальное, так и национальное измерения. Освободительное движение в национальных окраинах приобрело все признаки революции. Следовательно, Украинскую революцию следует считать одним из воплощений Русской.

Но одновременно Украинская революция имела продолжение в соседней Австро-Венгерской империи, которая распалась почти через полтора года. Звездный час нашей революции — 22 января 1919 года, когда на Софиевской площади в Киеве было провозглашено воссоединение двух независимых украинских государств в единую соборную Украинскую Народную Республику.

Австро-Венгрия распалась на отдельные национальные государства. Ни одно из них, в том числе Австрия, не претендовало на возрождение бывшей империи. На западноукраинских землях не было гражданской войны. Украинско-польскую войну 1918 — 1919 гг. гражданской не назовешь. Это была война между двумя народами. Один из них хотел построить Украинское национальное государство, а польские правящие круги стремились воссоздать Речь Посполитую в границах ХVIII века. Они отказались признать восточной границей восстанавливаемой Польши линию, начерченную Антантой в 1919 году (позже она получила название линии Керзона) и сделали все, чтобы уничтожить Западноукраинскую Народную республику (ЗУНР). В результате появилось многонациональное нестабильное государство, для существования которого история отвела совсем небольшой срок: до сентября 1939 года, когда Польшу поглотили фашистская Германия и Советский Союз.

Распад царской империи имел принципиально иные последствия: национальные окраины стремились получить независимость, а Центральная Россия — утвердить государственное единство в дореволюционных границах. Кроме того, после революции в стране сформировались два социально противоположных лагеря — советско-большевистский и антибольшевистский. Гражданская война в России переплелась с национально-освободительными войнами. Можно даже говорить о ряде гражданских войн с переменным составом участников, которые сочетались с национально-освободительными войнами, иногда — в совсем, казалось, неожиданных комбинациях.

Большевизм влиял на ситуацию в национальных государствах, образовавшихся после распада империи, порождая в них силы, которые исповедовали крайний экстремизм. Именно поэтому гражданские войны вспыхивали и на окраинах, подрывая потенциал национальных революций. Стоит вспомнить досадную эволюцию наиболее влиятельной в украинском обществе партии социалистов-революционеров. Большая часть украинских эсеров трансформировалась в партию боротьбистов, которая восприняла коммунистическую идеологию и в конечном итоге слилась с ленинской партией. Это не спасло ни одного из бывших боротьбистов в последующие годы от страшной судьбы.

Основной причиной исторического краха белогвардейцев было примитивное желание восстановить любой ценой «единую и неделимую» Россию. Пытаясь реставрировать империю, они пошли в лобовую атаку и на большевиков, и на освободительное движение.

В.Ленин разработал для своей партии гораздо более гибкую тактику. Он не полагался только на силу, а поэтому согласился на образование полностью зависимой от компартийной диктатуры, но извне, казалось, самостоятельной национальной советской государственности, чтобы справиться с освободительным движением изнутри. Разместив после третьего вторжения в Украине шесть армий численностью в 1,2 миллиона штыков, он инициировал образование «независимой» УССР и заключил с ней 28 декабря 1920 года договор со взаимным признанием полного суверенитета обоих государств — России и Украины.

В Украине шли гражданские войны как внутри российского лагеря (между красноармейцами и белогвардейцами), так и внутри украинского лагеря (между гетманцами и петлюровцами). Однако наиболее жестокий характер приобрели войны между украинскими и российскими войсками. К ним следует отнести русско-украинские войны 1917 — 1918 и 1918 — 1919 гг., а также войну между деникинцами и петлюровцами. Эти войны назвать гражданскими нельзя.

В военные конфликты в Украине вмешивались внешние силы. Закрепляясь на украинской территории, они становились оккупационной силой и наталкивались на противодействие со стороны населения. В частности, сопротивление немецким и австро-венгерским войскам стало всенародным, хотя Центральные государства были фактическими союзниками гетмана П.Скоропадского.

Вторжение немецких и австро-венгерских войск в Украину после заключения Брестского мира интервенцией не было, поскольку осуществлялось с санкции Центральной Рады. УНР нуждалась в помощи, потому что советская Россия почти полностью оккупировала Украину. Вторжение вооруженных сил Антанты, напротив, имело все признаки интервенции, хотя правительство Директории УНР после этого прилагало усилия, чтобы получить поддержку западных государств в войне с Россией. Характер интервенции приобрело также вторжение польских войск Ю.Пилсудского весной 1920 года. Директория УНР, заключившая с Пилсудским союзный договор, в это время не контролировала территории Украины.

Уникальным эпизодом гражданской войны следует считать появление на Правобережье в июле 1919 года Украинской галицкой армии. Спасаясь от наступающих польских войск, она пересекла границу и объединилась с армией С.Петлюры, но ничем не помогла украинскому делу. Командование УГА не знало российскую действительность и не видело врагов в деникинцах. Оно отдало Киев белогвардейскому генералу М. Бредову, а в ноябре 1919 года вообще перешло на службу к А.Деникину.

Противостояние политических сил, которые формировались по национальным или социальным признакам, иногда создавало довольно причудливые комбинации союзников.

Осенью 1919 года дело чуть не дошло до союза между С.Петлюрой и В.Лениным. Член Реввоенсовета 12-й армии М. Муралов уже имел на руках приказ Л.Троцкого выдать Петлюре 20 тысяч винтовок с патронами к ним, а также пушки и пулеметы. Странный, на первый взгляд, шаг ленинского правительства имел вполне понятное объяснение: Петлюра воевал с Деникиным, а Деникин шел на Москву.

Крестьянская армия Нестора Махно воевала одновременно с красноармейцами, петлюровцами и белогвардейцами. Когда менялась конъюнктура, махновцы начинали воевать в союзе с петлюровцами или с красноармейцами против белогвардейцев. Однако в союз с белогвардейцами крестьянский «батька» не вступал никогда.

Подытоживая сказанное, нужно отметить, что потенциал гражданского противостояния внутри национально-демократического лагеря оказался слишком высоким. Это не дает нам права характеризовать период 1917 — 1920 годов только как освободительную борьбу. Освободительная борьба не исчерпывала всей совокупности событий, хотя и была их самой главной составляющей. Социальные противоречия подорвали внутреннее единство лагеря защитников УНР и обусловили их конечное поражение. Демагогия и популизм лицемерных большевистских лозунгов сработали одинаково успешно и в российской, и в украинской среде. Именно поэтому большевики победили как белогвардейцев, так и националистов.

Период 1917 — 1920 гг. — это период национально-освободительных и, одновременно, гражданских войн.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать