Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Высшая дипломатия в замке Любарта

О Луцком съезде европейских монархов в 1429 г.
23 июня, 10:52
СЪЕЗД МОНАРХОВ В ЛУЦКЕ. КАРТИНА СОВРЕМЕННОГО ХУДОЖНИКА АРТУРА ОРЛЕНОВА

Абстрактные истины истории требуют «зримых», реальных, конкретных подтверждений. Если этого нет, они неизбежно превращаются в набор схематических деклараций, неспособных ни в интеллектуальном, ни в этическом смысле обогатить человека-гражданина.

Вот убедительный и уместный пример. Мы утверждаем (с полным на то основанием), что Украина всегда была привлечена в европейское политическое и культурное пространство, что именно Европа — наш мировоззренческий «дом», что отечественная история, следовательно, на протяжении веков, со времен Руси начиная, была неотъемлемой составляющей общеевропейского исторического процесса. И это отражалось на всех сферах жизни как украинцев, так и европейцев; в частности, и на дипломатии Старого Света (по крайней мере, его Восточной и Центральной частей). Влиятельные средневековые европейские государства были привлечены к важным дипломатическим мероприятиям, которые происходили именно на наших территориях, вели переговоры с руководителями государств, в состав которых входила Украина — если не как основное, системообразующее ядро (в настоящий момент мы говорим конкретно о Великом княжестве Литовском ХІV—ХVІ вв.), то по крайней мере как одна из трех политических опор, «несущих конструкций» этой балто-славянской (балто-русской) империи. И самое убедительное доказательство этому — известный на европейских территориях, однако, кажется, и до сих пор не в полной мере оцененный у нас Съезд европейских монархов 1429 года, который состоялся в Луцке, в знаменитом замке Любарта. Тогдашние чиновники (мы их вскоре назовем) обсуждали в славном городе на Волыни (а тогда Луцк фактически был второй, южной столицей Великого княжества Литовского) далеко не «домашние», локальные дела, а действительно проблемы общеевропейского значения.

Среди таких проблем:

1 Коронование Великого князя Литовского Витовта (Витаутаса), которое могло бы коренным образом изменить политико-дипломатическую расстановку сил в Восточной Европе, ведь тогда было бы образовано (в противовес как Речи Посполитой, так и Московскому государству, которое уже поднимало голову) Литовско-русское королевство (уже не княжество), фактически — наибольшая государственная мощь этого региона. Понятно, что Польская Корона, ссылаясь на Кревскую унию 1385 г., где декларировалось будущее объединение Речи Посполитой и Литвы, выступила категорически против коронования.

2 Создание антитурецкой коалиции. Дело в том, что монархи, имевшие свои интересы на Балканах или вблизи Дуная, были обеспокоены турецкой угрозой, которая явно росла, особенно с учетом заметного ослабления позиций Византии (через 24 года после съезда Константинополь будет захвачен турками).

3 Судьба молдавских земель, на которые претендовали поляки, венгры и турки. Необходим был компромисс.

4 Религиозные вопросы. На съезде дебатировались проблемы унии (объединение) Католической и Православной церквей. Витовт стремился иметь в своем Великом княжестве самостоятельную церковную организацию; унию в большей или меньшей степени поддерживали папские послы. Однако духовенство, тем более польское, отказалось даже вступать в дискуссию относительно этого, поэтому дело закончилось ничем. Очень активно обсуждались также вопросы раскола католической церкви и деятельности гуситов в Чехии.

5 Обсуждалось состояние дел в Ганзейском Союзе — экономическом и политическом объединении северо-немецких княжеств и отношений этого Союза со скандинавскими монархиями и немецкой имперской властью.

Кто же, собственно, прибыл в Луцк, в замок Любарта на съезд монархов? Список был поразительным. Это: а) Великий князь Литовский Витовт, владелец подавляющей части тогдашних украинских земель, о котором мы уже вспоминали; б) король Польский Владислав Ягайло; в) император Германии (другие источники именуют его «королем Германии») Сигизмунд, он же король Чехии, он же король Венгрии. Именно он был наиболее активным сторонником коронования Витовта; г) король датский и шведский Эрик VІІ; д) великий князь московский Василий ІІ Темный (был ослеплен политическими врагами, отсюда прозвище; кстати, прадед Ивана Грозного!). Как видим, состав достаточно представительский — не было только ведущих монархов Западной Европы — королей английского и французского; но стоит напомнить, что как раз тогда в разгаре была Столетняя война между этими двумя королевствами, и именно в 1429 году начала свои знаменитые освободительные походы Жанна д’Арк. Следовательно, этим обоим монархам было не до Луцка, что вполне понятно. Кроме упомянутых владельцев, в замке Любарта были также представлены: папа Римский Мартин V (в лице легата Андрея Доминикана), полномочный посол византийского императора Иоанна VІІІ Лев Кантакузин, магистры Ливонского и Тевтонского орденов (соответственно Зигфрид Шпангайм и Герхард фон Балги). Поэтому на «недостаточно представительский» состав участников форума сетовать было нельзя — это было действительно общеевропейское мероприятие, и проходило оно на территории Украины.

Как проходило обсуждение, при каких именно обстоятельствах проходил съезд? О многом мы узнаем из «Истории Польши» Яна Длугоша, знаменитого тогдашнего хрониста. Сначала в Луцк прибыла польская делегация (вместе с королем Владиславом Ягайло прибыли люди из его «ближнего круга»: краковский епископ Збигнев Олесницкий, архиепископ Ян Тарнавский, сенатор Войцех Ястжембец и другие). Делегаты из многих стран начали съезжаться в город в начале января 1429 года. Для них были приготовлены дворы и дома не только в Луцке, но и в его окресностях, приготовили сотни бочек вина и пива, на стол подавали свежее мясо из «используемых согласно необходимости» стад лосей, зубров, диких кабанов, домашних быков, баранов... В целом, в Луцк прибыло 15 тысяч человек, что превышало численность населения города в несколько раз! Витовт как хозяин устраивал бесконечные пиры.

Ян Длугош пишет, что «король римский и венгерский Зигмунд (уже упомянутый Сигизмунд. — И. С.) прибыл на съезд позже. Однако он прислал заблаговременно послов, чтобы это как-то оправдало его запоздалое прибытие. Чтобы не тратить время на остановку в Луцке, король Владислав отправился из Луцка охотиться на угодья между Луцком и Житомиром и пробыл там несколько дней, пока ему не доложили о прибытии в Луцк короля Римского Зигмунда. Вышли ему на встречу на расстояние одной мили князь Витовт со своей свитой, а после его приезда король польский Владислав сел в карету, в которой ехала королева римская Барбара, и въехал в Луцк. Следом за князем Витовтом спешил на коне король римский Зигмунд, возле которого был епископ краковский Збигнев, а тем временем трубы и разные другие инструменты звучали мощно».

Непосредственные дипломатические заседания происходили в княжеском дворце (Верхний замок Луцка). Очень коротко об их результатах. Особенно весомым среди перечисленных был вопрос коронации Великого князя Витовта. Чтобы отменить претензии Витовта на Чешское королевство (что ему предлагали сами чехи), а также с целью ослабить Польшу, император и король Сигизмунд издавна поддерживал намерения Витовта стать «королем Литовским и Русским». Витовт, разумеется, видел в этом возможность усилить роль своего государства. Коронование Витовта было выгодно и древнеукраинским княжеским родом, ведь литовцы благосклонно относились к культуре древней Украины-Руси. Однако категорически против выступили поляки, которые ссылались на то, что литовцы не имеют права пренебрегать унийными обязательствами 1385 года. Чтобы не допустить коронации, Речь Посполитая использовала испытанный способ: отложить вопрос на как можно более длительный срок (было заявлено, что в принципе никто не отрицает, но окончательное решение будет принято на следующем съезде монархов в Вильно осенью 1430 года. А между тем корона, которую уже выслали Витовту папа и император, была задержана, по сути, похищена в Польше на пути к Вильно, а сам Витовт внезапно умер в октябре 1430 года. История Восточной Европы, Украины в частности, могла бы быть иной, если бы Великий князь Литовский тогда добился своего...).

Относительно большинства других вопросов, которые обсуждались на съезде европейских монархов 1429 года, не удалось прийти к согласию — не хватало единства (хроническая болезнь власть имущих того времени, и не только того времени). Однако суровые и прекрасные башни замка Любарта, кажется, выступают против пренебрежительного отношения к встрече императоров, королей и князей, состоявшейся почти 600 лет тому назад. Потому что, поистине, не устраивайте суд над историей, если не хотите, чтобы устраивали суд над вами!

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать