Выстрелы на Краковской улице
В марте 2016 года исполняется 70 лет Львовскому церковному собору 8—10 марта 1946 г., оформившему ликвидацию Брестской религиозной унии 1596 г. и воссоединение с Православием Украинской греко-католической церкви (УГКЦ). Процесс слияния церквей связан с деятельностью «Инициативной группы» во главе со священником и выдающимся богословом Гавриилом Костельником, чья личность до сих пор пребывает в центре исследований и общественных дискуссий.
МЯТЕЖНЫЙ БОГОСЛОВ
Гавриил Теодорович Костельник родился в 1886 г. на землях будущей Югославии (земля Воеводина), где проживало немало выходцев из Украины. Отец его был греко-католическим (униатским) пастырем. Сама же эта церковь пользовалась большим авторитетом у жителей Западной Украины (на уровне обыденного сознания вряд ли осознавался сложный исторический контекст внедрения Брестской церковной унии 1596 г.). По сути, это была духовная и мировоззренческая отдушина времен владычества Австро-Венгрии и правления шовинистического режима Пилсудского, часть национальной самоидентификации.
Став доктором философии в Швейцарии, Гавриил Костельник принял священнический сан. Основал Украинское научное богословское общество, заслужив репутацию церковного диссидента. Увлекся изучением симбиоза Православия и католицизма, сблизившись с группой униатского духовенства, добивавшегося создания независимой от Ватикана «Украинской народной церкви» во главе с братом предстоятеля УГКЦ — архимандритом Климентием Шептицким. Интересные воспоминания об отце Гавриила оставил его ученик, видный историк Ярослав Дашкевич. По его мнению, выступая в 1945 г. инициатором создания «инициативной группы», Г.Костельник вряд ли пошел на это под давлением НКГБ, поскольку с юности впитывал «наивное простонародное москвофильство, несмотря на безусловно искренний украинский патриотизм...Он был человеком, очарованным Востоком, реальным возрождением Святой Руси в Украине».
УМРУ, НО НА ВЕРБОВКУ НЕ ПОЙДУ
К 1939 г. власти и НКВД в УССР почти реализовали «последнюю безбожную пятилетку»: действовало 3% от дореволюционных православных храмов, не осталось ни одного открытого костела и монастыря. Лишь в августе-ноябре 1937 г. в республике арестовали почти 32 тыс. «церковников и сектантов». Пришла очередь УГКЦ. 31 декабря 1939 г. контрразведка УНКВД Львовской области открыла агентурное дело «Ходячие» на митрополита Андрея Щептицкого и духовенство греко-католической церкви. Проходил по делу и Г.Костельник. Арестованный экс-депутат Сейма Владимир Целевич подготовил доклад «О деятельности церковников на Западной Украине» (март 1940 г.), где Г.Костельник характеризовался как «человек очень способный, хороший оратор и публицист, большой враг западного направления греко-католической церкви... Думаю, что Костельник возглавил бы работу, направленную на независимость греко-католической церкви от Ватикана». Автор дал понять чекистам: «По традиции греко-католическая церковь является национальной церковью галицийских украинцев в том понятии, что только украинцы принадлежат к этой церкви и что изменение вероисповедания равносильно изменению национальности».
ОТЕЦ ГАВРИИЛ КОСТЕЛЬНИК. ТРАГИЧЕСКИЕ КОЛЛИЗИИ ЕГО ЖИЗНИ ОТРАЖАЮТ ДРАМАТИЧЕСКИЕ ПОВОРОТЫ УКРАИНСКОЙ ИСТОРИИ ХХ ВЕКА / ФОТО З САЙТА ZBRUC.EU
Поначалу спецслужба предполагала мобилизовать на создание оппозиции среди греко-католиков священников, которые еще до 1914 г. находились на т.н. «москвофильских» позициях, были узниками концлагеря «Талергоф» и выступали за воссоединение с РПЦ: ими было написано соответствующее письмо священникам-униатам Львовской области. Однако вариант с группой сельских священников преклонного возраста вряд ли имела перспективу. Иные возможности открывала личность Г.Костельника, имевшего авторитет и среди епископата.
ЯЗЫКОМ «ТАЙНЫХ РЕФЕРАТОВ»
11 января 1941 г. Берия доложил И.Сталину концептуальные положения поэтапного решения «униатского вопроса «План агентурно-оперативных мероприятий по греко-католической (униатской) церкви» предусматривал организацию управляемого течения «за отрыв от Ватикана» и создание «независимой украинской церкви», устранение прежних иерархов и замену их «надежными агентами» НКВД, нацеливал чекистов на циничные методы достижения целей. Так, любвеобильная агент «Песня» должна была инсценировать попытку ее «изнасилования» митрополитом Иосифом Слепым, дабы расчистить дорогу на место предстоятеля УГКЦ агенту «Философу». 29 января 1941 г. начальнику Львовского УНКВД поручили осуществить «План проведения вербовки священника Костельника Гавриила». Священнику выдвинули «предложение о сотрудничестве, и дали гарантию» освобождения сына Богдана — участника антисоветской молодежной организации и разведчика ОУН. Однако две попытки вербовки провалились, и Б.Костельника расстреляли в июне 1941 г. при «чистке» львовских тюрем.
В годы оккупации Г.Костельник поддержал акт провозглашения независимости Украинской державы деятелями ОУН, вошел в Совет сеньоров и президиум Украинской национальной рады. От имени митрополита Андрея мирил враждующие фракции бандеровцев и мельниковцев. Сведения об этом, и показания на Костельника начальника отдела СД и полиции безопасности, гаутштурмфюрера Кнорра, повысили зависимость священника от властей и ограничили его «маневр» в церковно-государственных отношениях.
«ХОДЯЧИЕ» ВОЗВРАЩАЮТСЯ
25 октября 1944 г. НГКБ реанимировал дело «Ходячие» и разработку Г.Костельника. 1 ноября 1944 г. митрополит А.Шептицкий скончался, его престол наследовал митрополит Иосиф Слепой, занимавший категорически отрицательную позицию в вопросе воссоединения с Православием.
Отец Гавриил играл ведущую роль в делегации греко-католиков, выехавших Москву, собираясь «ставить вопрос» об открытии крупных епархий УГКЦ в Киеве и Харькове. 26 декабря 1944 г. делегация греко-католиков во главе К.Шептицким встретилась в здании НКГБ на Лубянке руководителями профильных подразделений спецслужбы («под легендой» генералов-политработников). Г.Костельник ознакомил высокопоставленных визави с ситуацией в регионе: «Народ Западной Украины встретил вторичный приход Советской власти без энтузиазма... Галичане в течение долгих веков находились под воздействием западной культуры, по своему укладу и политическому мировоззрению значительно отличаются от украинцев восточных областей. Отсюда понятны и их предубеждения относительно Советской власти, а также сила бандеровского движения». Члены делегации пообещали, что «греко-католическая церковь будет вести борьбу с УПА путем разъяснения и проповеди».
ТОВАРИЩ СТАЛИН ОПРЕДЕЛИЛСЯ
В середине марта 1945 г. И.Сталин санкционировал кампанию по ликвидации греко-католической церкви, в которой власть усматривала опасного конкурента насаждаемой официальной идеологии и «агентуру Ватикана», стремившегося играть свою роль в Восточной Европе и послевоенном урегулировании. Активная помощь УГКЦ движению ОУН и УПА также не была для сталинских спецслужб секретом. Результатом многочисленных бесед, увещеваний и давления на Г.Костельника со стороны специализировавшихся на «церковной линии» чекистов (действовавших «под прикрытием») стало создание 28 мая 1945 г. «Центральной инициативной группы» по содействию воссоединения конфессий во главе с самим Г.Костельником, в составе деканов (благочинных) Антония Пельвецкого и Михаила Мельника, священника Сергей Хруцкого. Подводя итоги оперативных мероприятий по агентурному делу «Финиш» (роспуск УГКЦ), МГБ УССР составило докладную записку «О ликвидации греко-католической униатской церкви в западных областях УССР. Инициативная группа (ИГ) обратилась к духовенству и верующим с призывом оказаться от унии как от «исторической измены украинскому народу» и вернуться к «прадедовской вере, в лоно матери русской православной церкви». Г.Костельник провел 36 совещаний с духовенством западных областей, А.Пельвецкий — 30 совещаний в Станиславской области, в Дрогобычской области вел агитацию за воссоединение декан М.Мельник. Г.Костельник издал книгу «Догматические основы папства» с богословским обоснованием отказа от унии.
Наконец Львовский церковный собор 8—10 марта 1946 г., собравший 216 делегатов-священников и 19 мирян, оформил ликвидацию унии 1596 года и воссоединение греко-католиков с РПЦ. Во Львовском кафедральном соборе св. Юра огласили, что идею поддержали 997 священников из 1270 (78%). В основном докладе Г.Костельник изложил историю унии, насчитывающей 350 лет, и обосновал необходимость объединения церквей. Постановление собора о ликвидации унии утвердили Экзарх Украины митрополит Киевский и Галицкий Иоанн и предстоятель Русской православной церкви. Оценивая как «выдающуюся» роль Гавриила Костельника в ликвидации унии, МГБ УССР писал Н.Хрущеву: «Будучи по своим убеждениям человеком безусловно антисоветским, но в области церковной — безусловно противником Рима, Костельник искренне стал на путь реальной церковной политики..., лелея мечту войти в историю выдающейся личностью, а мы эту мечту, как один из воздействующих стимулов, всячески в нем возбуждали».
МСТИТЕЛЬ ИЗ ЛЬВОВСКОГО ПРОВОДА
После Львовского собора Г. Костельник стал благочинным Львова. Отцу Гавриилу присвоили наивысший для «белого» духовенства сан протопресвитера. Однако, сообщала агентура, он вынашивает концепцию создания «модернистской церкви», работает над рукописями трактата «Современность и христианство», намереваясь «громить коммунизм». Жаловался агенту «Футуристу», что его «не понимают ни большевики, ни националисты»: «Я дал ножом в спину Папе, сделал для отечества больше, чем патриарх Алексий, мне следует дать орден золотой звезды, а не митру».
С 1945 г. спецслужба через агентуру в окружении И.Слепого и в ОУН предотратила несколько попыток покушения на лидера ИГ. 20 сентября 1948 г., около 10 ч. 20 мин., после богослужения в Преображенской церкви, Г.Костельник возвращался домой. На улице Краковской метрах в 10—12 от подъезда дома №17 к нему приблизился молодой человек и дважды выстрелил из пистолета ТТ. Жертва скончалась на месте от ранений в голову. Террорист тяжело ранил рабочего Д.Беневьяка, когда погоня настигла его, сунул ствол себе под подбородок. Как показала судмедэкспертиза, убийца страдал хронической гонореей — Служба безопасности ОУН нередко подбирала «смертников» и из этой категории. К 19 октября 1948 г. официальная версия МГБ УССР о личности убийцы, по сути, была окончательно «утверждена»: террористом выступил 25-летний Василий Панькив («Яворенко», 1923 г. рожд., сын крестьянина, нелегал ОУН с 1944 г.). Непосредственным инициатором и организатором ликвидации Г.Костельника выступил руководитель Львовского краевого провода ОУН Зиновий Тершаковец. Документы спецслужбы свидетельствуют, что Г.Костельник наивно вынашивал собственные планы, основанные на отрыве УГКЦ от Папской курии и дальнейшим созданием на ее основе неподчиненной Москве «украинской церкви» (независимой или автономной). При этом он проявлял твердость в отстаивании своей формальной независимости от госбезопасности, до того учинившей невиданный физический погром православной и католических конфессий.
Выпуск газеты №:
№47-48, (2016)Section
История и Я