«Закерзонье»...
Лемковщина — Надсянье — Холмщина — ПодляшьеКРАСОТА
В какой земле больше всего красоты? Украинцы не скажут иначе чем — в украинской! А в исторически-культурном значении украинская земля это также Лемковщина, Надсянье, Холмщина и Подляшье, еще со времен Владимира Великого принадлежавших к древнеукраинскому государственному пространству, в которых украинцы были автохтонами. Тут строили они свои дома для мирной жизни, твердыни для защиты во времена военного лихолетья и церкви для молитвы Богу. Именно они создали красоту, которая хоть и искалечена временем, сохранилась в неповторимых очертаниях деревянных церквей, придорожных часовенок и крестов, в каменных памятниках на могилах предков, в украшениях сельских хат и в самом пейзаже, вписанном в души и отраженном в произведениях рук и умов очередных поколений.
ПЕЧАЛЬ
Но более чем полвека назад эти земли стали «Закерзоньем» — территорией, отсеченной от украинского материка во время сталинского вырезывания государственных границ. Именно сейчас, в 2004—2006 годах, приходится с грустью отмечать 60-ю годовщину чистки Лемковщины, Надсянья, Холмщины и Южного Подляшья от автохтонного украинского населения, проводившейся под обманчивым названием «репатриации» — с использованием грубого административного давления, а затем и солдатского штыка. Так с этой земли было изгнано около полумиллиона украинцев. Черное дело уничтожения в 1947 году довершила Акция «Висла», во время которой под предлогом борьбы с Украинской Повстанческой Армией были выселены те украинцы (около 150 тыс. человек), которым удалось удержаться на своих родных местах, и раскиданы на севере и западе Польши.
Единственным нерастерзанным регионом осталось Северное Подляшье — земля на северном берегу Буга, граничащая с Беловежской пущей (окраины Бельска, Симятичей, Гайнивки в нынешнем Подляшском воеводстве). Но тут, еще с межвоенного времени, применялся другой метод — непризнание украинского этнического характера местного населения и построение здесь фасада официозно-шароварной белорусскости, которую, в свою очередь, не очень поддерживали на территориях действительно этнически белорусских. Из-за того, что по историческим причинам среди местного украиноязычного крестьянства было небольшое чувство национальной связи с Украиной, а также из-за страха разделить судьбу украинцев с южных земель, украинская национально-культурная активность на этой территории начала приобретать видимый характер только в 1980 годах.
ГОЛОС ПРОШЛОГО
«Гей, старовино, де ти, озвися?
Хто нам розкаже про тебе,
Хто нашу думку збудить, зогріє
Та й дасть приклад, як треба?»
Этими словами, напечатанными в Холме в сборнике «Заповіти рідної старовини» (1907 г.), на наследие прошлого откликался народный учитель и поэт из Южного Подляшья Васько Ткач (Василий Остапчук). Ведь это понятно — история для народа то же самое, что для каждого из нас память о прожитой уже жизни, без чего мы становимся как гонимая ветром былинка в темной и страшной бездне. Этот голос прошлого говорит о подвигах Владимира Великого, который отвоевывал Червенские города на левом берегу Буга и утихомиривал племена ятвягов, которые были постоянной угрозой для территорий нынешнего Подляшья, Берестейщины и даже Волыни. Этот голос говорит о Владимировом сыне Ярославе Мудром, который продолжал дело утверждения западной границы Земли Русской и в 1031 году основал на берегу Сяна город Ярослав. С его именем историки связывают также основание таких подляшских городов, как Дорогичин и Бильск.
Голос прошлого говорит также о Даниле Романовиче, именуемом историками Галицким. Именно в позапрошлом 2003 году отмечали мы годовщину двух исторических событий — победы войска князей Данилы и Василька Романовичей над крестоносцами под Дорогичином (1238 г.) и коронации князя Данилы на короля Руси, которая состоялась в том же Дорогичине в 1253 году. Это одни из значительных событий, которые вписывают прошлое Подляшья в общую историю не только земель, объединенных в Галицко-Волынскую державу, но и всей Украины.
В течение второй половины ХХ века укреплялся стереотип о Буге как границе, отделяющей Украину от внешнего мира. Но ведь история показывает нам совсем другой образ этой реки. Ее течение столетиями было нитью, на которую нанизывались земли русинов-украинцев — Галичина с Белзчиной, Волынь с Холмщиной, Берестейщина с Подляшьем. Персональным воплощением соборности этих земель была личность князя Данилы, без упоминания о котором невозможна честно написанная история не только Владимира-Волынского, Галича и Львова, но также Ярослава, Перемышля, Холма, Берестья и Дорогичина.
Княжий Перемышль — это старейший город Галичины, вотчина Владимира Володаревича, который в первой половине ХII в. объединил юго-западные украинские земли в Галицком княжестве. С конца ХI в. здесь существовала епископская кафедра. В начале ХIХ в., даже раньше Львова, он стал центром украинского национального возрождения с многочисленными культурными и образовательными учреждениями.
Холм — город, основанный в 1230 годах Данилом Романовичем. Это сначала княжья столица (здесь в 1264 году он был похоронен в Пречистенском соборе), впоследствии культурный и религиозный центр украинцев Забужья. В холмском соборе в течение нескольких столетий славилась чудотворная Холмская икона Богородицы, недавно переданная выходцами с Холмщины Украинскому государству. Сейчас она находится в Музее Волынской иконы в Луцке и является старейшей иконой, которая хранится на территории Украины.
Именно в Холме, в 1866 году родился корифей украинской историографии, председатель Украинской Центральной Рады и Президент Украинской Народной Республики Михаил Грушевский. Здесь в 1940 — 1944 годах православную Холмско-Подляшскую епархию возглавлял митрополит Иларион, в миру профессор Иван Огиенко (1882 — 1972) — языковед, философ, писатель, министр образования и вероисповеданий Украинской Народной Республики, переводчик Библии на украинский язык. На кладбище на Холмской горе, неподалеку от Пречистенского собора покоится Филипп Пилипчук (1869 — 1940) — премьер правительства УНР в эмиграции (1921 — 1922) и профессор тайной Украинской политехники во Львове. С Холмщины во Львов переселился о. Петр Крипьякевич, отец известного историка, ученика М. Грушевского, Ивана Крипьякевича (1886 — 1967), именем которого назван сейчас львовский Институт украиноведения Национальной академии наук Украины.
К северу от Холма, над Бугом расположено южноподляшское село Кричив, из которого идет род Михаила Кричевского, кума Богдана Хмельницкого, полковника, который в 1649 г. в изнурительном бою под Лоевом остановил поход литовских войск на Киев, но сам погиб от ран. Южное Подляшье — это также родина Николая Янчука (1859 — 1921), фольклориста, литературоведа и писателя. Работая в Москве, он организовал там празднование юбилея Тараса Шевченко, а его пьесы печатали и ставили в украинских театрах, в частности в Галичине. Янчук был одарен многими талантами и использовал услышанные в родном селе народные мелодии для музыкального оформления своих пьес.
Но все-таки наиболее ценным для Украины стал музыкальный талант Михаила Вербицкого (1815 — 1870), рожденного на южном краю «Закерзонья» — в Улюче на Лемковщине, который в 1863 году написал музыку к гимну «Ще не вмерла Україна». Долгие годы был он парохом церкви в Млынах в окрестностях Ярослава, около которой и похоронен: на его могиле стоит памятник в форме лиры с надписью «Пионеру украинской песни», поставленный в 1934 году местной общиной и львовским хором «Бандурист». Стоит и церковь — деревянная, средины XVIII в., перестроенная в ХХ в. Рядом были поставлены кресты в память 950-летия и 1000-летия Крещения Украины-Руси.
Очередной великий сын Лемковщины — это Богдан-Игорь Антонич (1909 — 1937) — самый выдающийся после Франко поэт Галичины, который родился в селе Новиця к югу от Горлиц (в 1990 г. открыт памятник на месте дома его родителей). Хотя творческая жизнь Антонича прошла во Львове но, как написал Д. Павлычко, его книги... как окна в пьянящий воздух Лемковщины. Хочу привести только два коротких по форме и безграничных по содержанию стихотворения:
Рiздво
Народився Бог на санях
в лемківськім містечку Дуклі.
Прийшли лемки у крисанях
і принесли місяць круглий.
Ніч у сніговій завії
крутиться довкола стріх.
У долоні у Марії
місяць — золотий горіх.
Ярмарок
Мій брат — кравець хлоп’ячих мрій
зішив з землею небо.
Горять хустки у крамарів,
немов стобарвний гребінь.
Співають теслі, бубни б’ють.
Розкрито таємницю:
червоне сонце продають
на ярмарку в Горлицях.
В наше время самым большим певцом Лемковщины был польскоязычный поэт Ежи Гарасимович, сборник стихотворений которого «Небо лемків, або Руський ліхтар» в переводах Игоря Калинца издан в позапрошлому году во Львове. Прах поэта был, согласно его завещанию, рассыпан на одном из Бескидских перевалов, где и установлен памятный знак. Гарасимович только перед смертью четко заявил, что он — украинский поэт, пишущий на польском языке. До того времени, как польского писателя, его воспринимали также и украинцы.
По несколько иным причинам в роли творца польской культуры функционирует лемко Епифаний Дровняк (1895 — 1968), общеизвестный как Никифор Криницкий — выдающийся польский художник- примитивист, родившийся в Кринице на западной Лемковщине. В 1947 году он был вывезен во время акции «Висла», но несколько раз пешком возвращался в родной город. Здесь умер и был похоронен — на его могиле установлен памятник, автором которого является другой лемко — Григорий Пецух, проживающий в Закопане.
НАДЕЖДА
Но украинство на этой земле — это не только воспоминание о прошлом, архитектурных и музейных памятниках или произведениях литературы. Здесь и до сих пор, хотя в небольшом уже количестве, проживают украинцы, которые хранят свою культуру, пытаются выстоять против сокрушительных ветров современности. В нескольких десятках церквей и сегодня идут службы восточного обряда, в школах учат украинский язык, действуют общественно-культурные организации (Объединение украинцев в Польше, Объединения лемков, Союз украинцев Подляшья и так далее), выходит пресса, действуют самодеятельные хоры и коллективы, работают художники и писатели.
Ежегодно от Лемковщины до Подляшья проходит целый ряд импрез — «Лемковская Ватра» (Ждыня, Лемковщина), «На Ивана на Русаля» (Зиндранова, Лемковщина), «На Ивана на Купала» (Дубичи Церковные, Подляшье), Польско-украинские музыкальные встречи (Черемуха, Подляшье), Фестиваль украинской культуры «Подляшская осень» (Бильск, Подляшье) и так далее. Каждый год на эти культурные мероприятия организаторы приглашают музыкальные коллективы из Украины.
Отдельное место в культурном пейзаже занимают музеи под открытым небом с памятниками украинской народной архитектуры, организованные как государством (как в Сяноке, где представлены архитектура лемков, бойков и долинян) и возникшие по частной инициативе — в Зиндранове (Лемковщина), Голи (Южное Подляшье) или Биловеже (Северное Подляшье).
После 1989 года возникла возможность как восстановления существующих в межвоенный период, так и установления новых памятников на местах, связанных с украинским освободительным движением. Хотя, нужно это искренне сказать, не всегда местная польская администрация и польское население относятся к этому вопросу благосклонно.
Как видно уже из этой короткой и очень общей зарисовки, — Лемковщина, Надсянье, Холмщина и Подляшье являются, независимо от того, как пролегает сейчас политическая граница Украины, неотъемлемой частью украинского национального пространства — здесь родились люди и происходили события, без которых украинская история и культура были бы намного беднее. А кроме того, нельзя забывать, что сейчас среди граждан Украины можно насчитать чуть ли не несколько миллионов людей, имеющих свои корни «за Бугом». Живет же еще часть из полумиллиона украинцев, переселенных в 1944—1946 годах, а у каждого из них дети, внуки, правнуки, которые преданно работают для своего народа. Среди них и мои хорошие знакомые и приятели...
А сегодня — это ведь и польско-украинский обмен «годами». Ибо это не только натуральная мера земного времени, но и одно из средств упорядочения духовного пространства — политические и интеллектуальные элиты, провозглашая «годы» для чествования выдающихся лиц, событий или соседей, расставляют ориентиры, которые в мыслях своих, словах и делах должно учитывать все общество.
Президент Виктор Ющенко неоднократно говорил о неотложной необходимости создания музея Голодомора или «украинского Эрмитажа», что становится доказательством: упорядочение украинского духовного пространства набирают обороты. Поэтому, по-моему, не лишним было бы в календарный план «годовых» мероприятий в Украине и Польше вписать хотя бы один «месяц Закерзонья». Его инаугурацией могло бы быть открытие часовни-пантеона над могилой Михаила Вербицкого в Млынах, построенной по инициативе Львовской облгосадминистрации, научно-культурных, творческих объединений и обществ Галичины и при содействии органов государственной власти и местного самоуправления Подкарпатского воеводства.
В польских СМИ Подкарпатского региона часто упоминается также факт ремонта млыновской церкви, которая после выселения украинцев и ликвидации здешней греко-католической парафии перешла в собственность римо-католиков, которые поселились в Млынах. Церковь, построенная в XVIII веке, была уже в очень плохом состоянии, но млыновские прихожане решили, что не будут строить новый костел, а отремонтируют церковь, чтобы сохранить непрерывность традиции. Кроме ремонта самого дома, проводятся работы по консервации, ведь в церкви сохранились настенные росписи и старинный иконостас. Именно он, когда попал в руки перемышльской специалистки по консервации икон Маргариты Давыдюк, стал своего рода сенсацией. Оказалось, что половина икон, написанных в XVIII веке, имеет еще более старые слои иконописи — XVII, а некоторые даже XVI века. Работы по консервации, которые будут стоить около 300 тыс. долларов США, финансируются из фондов правительства Подкарпатского консерватора памятников старины, а деньги на ремонт церковных стен и крыши собрали сами млыновчане, которых поддержала гминная управа в Радимне и финансируемый государством Церковный фонд (Fundusz Koscielny). Цитируемый журналистом ряшевской газеты «Новости» подкарпатский специалист по консервации Мариюш Чуба подчеркивает: «Ремонт церкви в Млынах и работы по консервации при иконостасе — это хороший пример почитания общего польско-украинского наследия, и одновременно символ единения.
Украинские инициаторы строительства пантеона в Млынах хотели бы его открытие соединить с официальным открытием «Кладбища Орлят» во Львове, следовательно, это было бы мероприятие с участием Президентов обоих государств. Для Президента Украины это не было бы первым туром по украинским местам Подкарпатского региона, доказательством чего является напечатанный в свежем номере издаваемого в Варшаве украинского еженедельника «Наше слово» сентябрьский фоторепортаж 2003 года, где видим народного депутата Виктора Ющенко, который возлагает цветы на могилу Никифора Криницкого и встречается в Кринице с представителями Объединения украинцев в Польше и Объединения лемков.
Думаю, что благодаря таким мероприятиям, польскому обществу — очень привязанному к польским следам на «Кресах» — легче будет понять, что в прошлом столетии Польша и Украина перешли процесс, очень схожий с операцией разделения сиамских сестер, и что в результате его украинцам также пришлось многое потерять. Что утверждения о том, что по другую сторону государственной границы остались места и памятки, вписанные в национальную историю и культуру, это имеет отношение и к украинскому народу. И что сейчас этот, уцелевший от пожаров прошлого, исторически-культурный багаж должен стать взаимным вечным депозитом, о котором обе нации и государства должны заботиться, как о своем собственном духовном богатстве. Во имя будущего, ведь только оно в силе обезвредить отравляющие нас черные негативные флюиды и прогнать призраков, протягивающих свои лапы из прошлого!