Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Закон возмездия

«Преисподняя» Льва Троцкого
01 июля, 20:08
Л.ТРОЦКИЙ. ФОТО 1920 ГОДА / ФОТО ИЗ КНИГИ «Л.ТРОЦКИЙ. МОЯ ЖИЗНЬ». МОСКВА. 1991 год

В середине июня британская газета «Гардиан» и ряд других средств массовой информации выступили с сенсационным сообщением: в Мексике найден ледоруб, которым (предположительно) в августе 1940 года был убит агентом НКВД один из вождей русской революции Лев Троцкий. Этот теракт был осуществлен испанским коммунистом Рамоном Меркадером (он же Жак Морнар, якобы сын бельгийского дипломата, он же Фрэнк Джексон, по фальшивому паспорту — канадский предприниматель) по прямому приказу из Москвы.

«Орудие убийства Троцкого в столице Мексики (точнее, в пригороде Мехико Койоакане, — И.С. ) в свое время было похищено у мексиканских полицейских» — утверждает «Гардиан» и продолжает: «Теперь, через 65 лет после преступления, как утверждает дочь бывшего офицера полиции Анна Алисия Салас, этот инструмент альпинистов со следами крови Троцкого находится у нее, поскольку ее отец решил сохранить его у себя на память».

Все эти любопытные подробности, с одной стороны, дают возможность напомнить читателю интереснейший, с детективной интригой на уровне «Графа Монте-Кристо» сюжет «Охота на Троцкого». В этом сюжете нашлось бы место рассказу о том, как за три месяца до убийства, 23 мая 1940 года, в укрепленный особняк Троцкого (сам хозяин именовал его «маленькая крепость»), с тяжелыми дверями, системой сигнализации и пулеметами, расположенный на Авенида Вьена в Койоакане, проник, невзирая на десять мексиканских полицейских, охранявших вход, отряд убийц, исполнявших волю «кремлевского горца». Жена Троцкого, Наталья Седова, услышав звуки выстрелов (дело происходило в 4 часа ночи), выскочила из постели и прикрыла его своим телом. За считанные секунды она под градом пуль столкнула его на пол в угол между кроватью и стеной, затем он стащил ее на пол, где она опять прикрыла его собой. Незримые нападающие обстреливали комнату через окна и дверь (впоследствии выяснилось, что это были люди Давидо Альфаро Сикеройса, мексиканского коммуниста, в ту пору — ревностного приверженца Сталина, и всемирно знаменитого художника), а супруги без звука и движений лежали в темноте. По приблизительным подсчетам, было сделано 200(!) выстрелов. Троцкий и Наталья Седова остались живы.

А далее этот сюжет поведал бы нам о том, что Лев Давыдович, сохранявший, как и супруга, полнейшее внешнее спокойствие, судя по всему, отдавал себе полный отчет в том, что Сталин руками убийц из своих спецслужб настигнет его. Три месяца, вплоть до трагедии 20 августа, «маленькая крепость» близ Мехико жила в атмосфере обреченности. И на то были веские причины: кто-кто, а человек № 2 в большевистском руководстве при Ленине отлично знал, как Сталин умеет мстить. События, вкратце говоря, развивались так. Мнимый Жак Морнар (в действительности — Рамон Меркадер, сын испанской коммунистки жестко сталинистского толка Каридад Меркадер, кстати, тесно связанной с НКВД) познакомился с видной американской троцкисткой Сильвией Агелоф, использовав отработанные приемы опытного ловеласа, а затем — с ее родной сестрой, работавшей секретарем Льва Давидовича. Меркадер стал мужем Сильвии. В мае 1940 года Рамон Меркадер, имевший уже паспорт на имя Фрэнка Джексона, был представлен самому Троцкому. Подчеркнуто аполитичный «канадский бизнесмен» согласился, однако, технически помогать знаменитому изгнаннику: перепечатывать его статьи, подбирать материалы, работать с корреспонденцией и т. д. 20 августа 1940 года, когда Троцкий читал гранки очередной своей статьи, стоявший у него за спиной Меркадер, незаметно достав ледоруб, обрушил на голову своей жертвы страшной силы удар, пробивший череп (почти так же, только в 1949 году, и не ледорубом, а топором, был убит Ярослав Галан! Случайное совпадение?). Троцкий умер на следующий день, 21 августа.

А вот теперь, читатель, зададимся простым и резонным вопросом: а зачем Сталину так необходимо было убрать Троцкого (то, что заказчиком убийства был именно он, было очевидно для любого объективного наблюдателя, хотя «Правда» в те дни писала, что Троцкий был убит «своими же»: «фашистские подонки уничтожают друг друга»)? Лучший, вероятно, биограф убитого, английский историк Исаак Дойчер, отвечает на поставленный вопрос так: «Это кажется странным. Позволительно спросить, чего Сталин мог еще бояться? Разве не уничтожил он всех сторонников Троцкого и даже их семьи, для того, чтобы не сумел подняться какой-нибудь мститель? И что мог сделать ему Троцкий с другого конца мира? Но Сталин не чувствовал себя спокойно. Он не мог заставить себя поверить, что насилиями и террором достиг всего, чего хотел, что старая большевистская Атлантида (Дойчер употреблял это красивое и романтическое выражение, подразумевая именно Троцкого, — И.С. ) действительно исчезла. Сталин всматривался в лица тысячных толп, приветствовавших его, и подозревал, что в их восхвалениях таится ужасающая ненависть. Не всплывет ли снова Атлантида с новыми обитателями, но бросая старый вызов? Троцкий, живой Троцкий, был высшим и неутомимым носителем этих перспектив. При каждом важном повороте событий, когда пришла к концу бесславная финская кампания, когда Гитлер оккупировал Норвегию и Данию, когда рухнула Франция, его голос гремел из-за океана, чтобы все знали о последствиях этих катастроф, о преступлениях и промахах Сталина, которые способствовали им, и о смертельной угрозе Советскому Союзу».

Конечно же, Дойчер, который, в общем-то, и не скрывал своей симпатии к Троцкому, мягко говоря, несколько преувеличивал, когда писал о «гремевшем из-за океана» голосе Льва Давидовича. И тем не менее любопытно прочесть статьи Троцкого 1939— 1940 гг., периода начала Второй мировой войны. Как ни относиться к личности этого знаменитого революционера, но многие его прогнозы той поры удивляют своей точностью. Еще с 1933 года Троцкий неоднократно заявлял (как в «бюллетенях оппозиции», издававшихся и «ходивших» в основном среди узкого круга троцкистов, так и в известных европейских и американских газетах), что ничто не удовлетворит Сталина больше, чем договоренность с Гитлером. Очень характерно, что еще в 1929 году, когда гитлеровская партия, официально носившая название «национал-социалистской», была еще не очень известна и весьма далека от власти, Троцкий употребил в книге «Моя жизнь» выражение «сталинский национал-социализм». А в первые дни мировой войны, в сентябре 1939 года, он прокомментировал происходящие события так: «Пока Гитлер ведет военные операции, Сталин действует в качестве его интенданта». Но цель Сталина, заявил тогда Троцкий, заключается не в том, чтобы помочь фашистскому рейху победить в войне, а в том, чтобы держать Советский Союз вне войны по возможности дольше и тем временем получить свободу рук в отношении Прибалтийских стран и на Балканах. Еще пример. Когда руководство Коминтерна угодливо поддержало раздел Польши между двумя диктаторами, Гитлером и Сталиным, Троцкий заявил: «Польша еще возродится, а Коминтерн — никогда».

Вообще идеология (равно как и практика) Троцкого и троцкизма еще ждут своих объективных исследователей. Лев Давидович, фигура, по сути, не менее жестокая в своих поступках, чем Сталин, любил говорить о морали, о пролетарском «кодексе чести» в политике. Но ведь именно он был организатором массовых репрессий против крестьянства в 1918—1920 гг. (и в особенности, пожалуй, против крестьянства украинского, да и против нашего народа в целом. Напомним его слова о том, что «большевикам нужна Украина, ее хлеб, ее уголь, ее металл»!). И список бесчинств Троцкого можно продолжать. Не случайно лидеры белого движения ненавидели этого человека, может быть, еще больше, чем Ленина. Но ведь существует «закон возмездия» в политике: жестокость возвращается к творящему ее бумерангом, «преисподняя» для врага поглощает вначале ее творца. Троцкому пришлось подтвердить истинность этого закона своей страшной гибелью.

И еще один урок из политической практики 20—30-х годов, возможно, непосредственно касающийся и Украины. Борьба Сталина и Троцкого, борьба не на жизнь, а на смерть (внешне — «идейная», а в действительности — борьба за власть) завершилась победой сталинской группы. Но фактически утвердившийся у власти тиран (так бывает в политике!), бывший «центрист», стал ревностно выполнять программу своего врага: геноцидная коллективизация, построение общества, основанного на насилии. Нам полезно бы помнить: история таит и подобного рода «ловушки»...

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать