Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Он жил многими жизнями, судьбами и характерами

27 июля, 11:47

Вынесли со сцены элегантный гроб с земным костюмом Богдана Ступки. Пошла за ним толпа плачущих мужчин и женщин. Осталось пустое пространство партера без кресел, открыта черная сцена и огромный портрет Актера — хитро прищуренного и глубоко задумчивого. Кто-то вышел прибираться. И вот тогда показался наглядно громадный масштаб того, кто ушел со сцены не в гримерную, а в дальний путь, из которого нет возврата. Веяло холодом Вечности.

Он был человеком не без слабостей — как и мы, грешные! Не нам его обсуждать, понижая до собственного несовершенного уровня — ему судья Бог. У человека по имени Богдан, сына Сильвестра со смешной, такой украинской фамилией Ступка был Дар, которого нам не дано, — жить многими жизнями, судьбами, характерами, Гений Актера. Что нас и поражало, и потрясало, и восторгало. А мы отдавали ему за это свою любовь и благодарность. И кто вспомнит через сто лет, каким человеком он был? Хоть бы идеальным. Будут помнить вечно Актера, выдающегося украинского художника второй половины Двадцатого века, что достойно вошел в век Двадцать первый.

Меня лично связывает со Ступкой «Украденное счастье» Ивана Франко. Знаменитый спектакль франковцев с актерской триадой: Ужвий — Добровольский — Бучма (мой дед) долго держался в репертуаре театра. Менялись его исполнители и времена, менялись в мире средства театральной выразительности, а представление, рожденное в 1940 году, катастрофически устаревало. На этот классический канон никто не осмеливался поднять руку, перечитать по-другому, свежим глазом. Осмелился неофит, мой муж, Заболотный Александр Самсонович, в провинциальном Волынском театре. Львовяне Сергей Данченко и Богдан Ступка приехали в Луцк, посмотрели спектакль с рядовыми актерами и прекрасным оформлением ученицы Лидера Ларисы Черновой (это был ее дебют), проговорили всю ночь и тоже осмелились.

Львовский спектакль стал легендарным. Но вот С. Данченко вместе с Б. Ступкой и В. Розстальным переводят в Киев. Летом, в канун переезда, заньковчане работают на гастролях в Житомире. И я еду туда смотреть их «Украденное счастье», потому что иначе не увижу его вообще. Днем перед представлением мы с Богданом сидим в гостиничном буфете и разговариваем о Миколе Задорожном в исполнении Бучмы. Мальчишкой Богдан видел его во Львове из оркестровой ямы театра. Из разговора я убеждаюсь, что Ступка наизусть знает весь рисунок роли Бучмы до мелочей, деталей и интонаций! Вечером на спектакле вижу, что Богдан не повторил своего кумира ни в чем. Нашел свои собственные приспособления, модуляции голоса, пластику! И это было до умопомрачения талантливо, точно, выразительно!

Первым спектаклем, который Сергей Данченко поставил в Киеве, было «Украденное счастье». Оно было несколько иное, чем во Львове, с тремя исполнительницами роли Анны и двумя Михаила, но совершенно новым относительно шедевра Г. Юры. Мой А. Заболотный работал над этим спектаклем в качестве режиссера-стажера. На премьере я вышла на сцену с розами для трех главных героев. Как меня потом ругали консервативные коллеги! Якобы предала память деда, что этот спектакль не достоин франковцев... Знаю, что доставалось и Богдану. Я даже писала ему утешительное письмо по этому поводу.

А не так давно франковцы возобновляли «Украденное счастье» для телевидения. Я не знаю, сколько сотен раз Богдан Ступка выходил на сцену в образе Миколы Задорожного. Но на том спектакле он был живее и естественнее своих младших партнеров. Потому что он был Гениальным Актером, а они просто талантливыми. Хорошо, что сохранилась на кафедре театроведения дипломная работа Б. Ступки «Мій Микола Задорожний».

Опустела без тебя земля, Богдан. Осиротела Украина. Но тебя сохранит История и наша память.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать