«Коридор возможностей» Лукашенко
Эксперт о том, что стоит за помилованием белорусским лидером шести политзаключенных, в том числе экс-кандидата в президенты
В минувшую субботу президент Беларуси Александр Лукашенко принял решение о помиловании и освобождении из мест лишения свободы шести политзаключенных, включая экс-кандидата в президенты. «Исходя из принципа гуманизма, президент Беларуси сегодня, 22 августа, принял решение о помиловании и освобождении из мест лишения свободы Николая Дедка, Игоря Олиневича, Николая Статкевича, Евгения Васьковича, Артема Прокопенко, Юрия Рубцова», - сообщило белорусское государственное агентство БелТА со ссылкой на администрацию президента Беларуси.
Напомним, Николая Статкевича – экс-кандидата в президенты, избили и арестовали после протестной акции в день прошлых президентских выборов, 19 декабря 2010 года. Статкевич был обвинен в организации массовых беспорядков и приговорен к шести с половиной годам лишения свободы. По сообщениям СМИ, Статкевич уже вышел на свободу и находится на пути в Минск, куда должен прибыть вечером в субботу.
Дедок и Олиневич были приговорены в 2011 году за участие в нападении на здание посольства России в Беларуси в августе 2010 года. Юрий Рубцов – пожилой шофер из Гомеля известен тем, что выбил у себя на груди татуировку «Лукашенко, уходи».
В Европейском Союзе, который с самого начала осуждения оппозиционеров потребовал от Лукашенко освобождения заключенных по политическим мотивам, моментально отреагировали на эту новость. Международные правозащитные организации, Евросоюз и США называли это необходимым условием потепления отношений и признания белорусских тогдашних президентских выборов. И поэтому возможно не случайно президент Беларуси пошел на такой шаг. Ведь у него на носу очередные президентские выборы, которые запланированы на 11 октября.
Глава евродипломатии Федерика Могерини и член Еврокомиссии по политике соседства Йоханнес Хан в совместном заявлении назвали освобождение президентом Беларуси Александром Лукашенко шести заключенных «долгожданным шагом вперед». «Особенно выделяется бывший кандидат в президенты Николай Статкевич в качестве примера большой приверженности и неустанной работы во имя демократической Беларуси», - говорится в коммюнике, распространенном Брюсселем.
Могерини и Хан заявили о своем ожидании того, что власти Беларуси снимут все ограничения на полное осуществление гражданских и политических прав освобожденных. «Сегодняшние освобождения представляют собой значительный прогресс в усилиях, направленных на улучшение отношений между ЕС и Беларусью», - отмечается в заявлении.
Генеральный секретарь Совета Европы Турбьерн Ягланд назвал «важным решением, которое, наконец, идет в правильном направлении», освобождение президентом Белоруссии Александром Лукашенко шести "политических заключенных". По его словам, политические заключенные и узники совести должны исчезнуть из истории Европы. «Сегодняшняя Европа должна перевернуть эту позорную страницу в Белоруссии и в других странах», - считает Т.Ягланд.
Генсек Совета Европы также призвал белорусское руководство объявить мораторий на смертную казнь, что, по его словам, «приблизит Белоруссию к европейской демократической семье и нашим стандартам».
«День» обратился к белорусскому политологу Валерию КАРБАЛЕВИЧУ с просьбой прокомментировать освобождение Лукашенко шести политзаключенных накануне очередных президентских выборов.
«ЛУКАШЕНКО ХОТЕЛ БЫ ТАКИМ ОБРАЗОМ ЛЕГИТИМИЗИРОВАТЬ СВОЕ ОЧЕРЕДНОЕ ПЕРЕИЗБРАНИЕ В ГЛАЗАХ ЗАПАДА»
- Освобождение шести политзаключенных, в том числе бывшего кандидата в президенты Николая Статкевича, вписывается в рамки отношений Минска с Западом. Потому что именно освобождение политзаключенных было главным условием нормализации отношений. Именно эта проблема стала причиной введения санкций в отношении высших должностных лиц Беларуси, в том числе Александра Лукашенко. И теперь возможно, что эти санкции будут отменены, хотя при введении санкций там речь шла не только об освобождении, но и реабилитации. Кстати, в первом заявлении комиссаров Евросоюза говорилось, мы надеемся, что этим людям будут возвращены гражданские права. Тут мне кажется, что на это власти Беларуси никогда не пойдут. И теперь – это уже проблема для Евросоюза, что делать в этой ситуации.
А почему Лукашенко пошел сейчас на это освобождение? Во-первых, в разгаре президентские выборы и Лукашенко хотел бы таким образом легитимизировать свое очередное переизбрание в глазах Запада. И поэтому освобождение политзаключенных – это определенный прогресс, что уже фиксируют наблюдатели. И на этом прогрессе будут делать акцент западные политики по геополитическим соображениям.
Во-вторых, сейчас идут переговоры о кредите МВФ. И понятное дело, что вопрос политзаключенных когда-нибудь станет, когда будет решать вопрос о выдаче этого кредита. Я думаю, что это тоже определенный шаг в торге относительно получения этого кредита.
Также ходят разные слухи, правда, непроверенные, что в сентябре Лукашенко планировал осуществить визит в Ватикан к Папе Рымскому. Поскольку он под санкциями, то трудно представить, как такой визит возможен. Ну, сейчас, может быть он рассчитывает, что эти санкции Евросоюза будут сняты в отношении его. Еще раз подчеркиваю, что это шаг в плане развития отношений с Западом: США и ЕС.
«ЭТОТ ШАГ ЛУКАШЕНКО МОЖНО РАССМАТРИВАТЬ, КАК ПОПЫТКУ СБАЛАНСИРОВАТЬ ВЛИЯНИЕ РОССИИ»
И, кроме того, этот шаг Лукашенко можно рассматривать, как попытку сбалансировать влияние России. Потому что до сих пор Беларусь была в конфликте дипломатическом и политическом с Западом и очень сильно зависела от России. А сейчас Лукашенко хотел бы получить коридор возможностей, для того чтобы как-то балансировать, маневрировать в геополитическом смысле этого слова. Поэтому что, действительно, действия России в Украине напугали Лукашенко, как и всех других постсоветских лидеров. И как-то на это надо реагировать.
И второй момент состоит в том, что сейчас российская экономика в кризисе и это очень сильно бьет по белорусской экономике. Россия, которая была главным экономическим спонсором Беларуси, сегодня становиться источником проблем для белорусской экономики. И поэтому надо искать какие-то другие варианты. Отсюда размораживание и нормализация отношений с Западом. Это и попытка расширить коридор возможностей и для получения кредита, инвестиций, и поэтому нужен маневр в сторону Запада. Безусловно, здесь Россия присутствует как фактор, который влияет на все это.
А если говорить о самих выборах, то освобожденные политзаключенные, с которых судимости не сняты, могут у них участвовать только как избиратели. А сама президентская кампания в разгаре, уже все кандидаты должны были сдать подписи. От оппозиции будет только одна кандидатка Татьяна Короткевич, которая сдала 107 тыс. подписей при минимуме – сто тысяч, и есть шанс, что она будет зарегистрирована кандидатом в президенты. Это значит, что она будет иметь возможность два раза по 30 минут выступать по государственным телеканалам и высказывать свою позицию. Она относится к мягкой оппозиции. Ее главный тезис мирные перемены. Надо сказать, что сегодня из оппозиции никто не призывает народ выходить на улицы в день голосования, как это было на предыдущих выборах.
«НАД НИМ ДОВЛЕЕТ СИНДРОМ МИХАИЛА ГОРБАЧЕВА, КОТОРЫЙ НАЧАЛ ПЕРЕСТРОЙКУ ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ УКРЕПИТЬ СИСТЕМУ, А В РЕЗУЛЬТАТЕ – СИСТЕМА РАЗВАЛИЛАСЬ»
- Что следует ожидать от Лукашенка после очередного его переизбрания на должность президента?
- Если говорить о внешней политике, то, думаю, произойдет нормализация отношений с Западом. И Лукашенко сможет чуть-чуть балансировать, маневрировать в отношениях с Россией и Западом, другими словами он получит большее пространство для маневра.
Что касается внутренней ситуации, то я не думаю, что здесь будут какие-то перемены. Я уже не говорю про политическую систему. Даже экономическая система - модель, которая доминирует в государственной экономике, вряд ли будет меняться. Лукашенко боится что-то менять. Он думает, что любые перемены могут привести к тому, что он потеряет власть. Над ним довлеет синдром Михаила Горбачева, который начал перестройку для того, чтобы укрепить систему, а в результате – система развалилась. Лукашенко очень боится повторения этой ситуации, поэтому вряд ли пойдет на какие-то даже экономические реформы, не говоря о политических.