Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

«Корона» «Дня» за яркое художественное высказывание

Молодой режиссер Ахтем Сеитаблаев фильмом «Хайтарма» пополнил величие своего народа одной из самих мощных художественных энергий — кинематографической
27 декабря, 13:20
КАДР ІЗ ФІЛЬМУ «ХАЙТАРМА» / ФОТО З САЙТА YTIMG.COM

О депортации крымских татар осталось немало поразительных воспоминаний и документов. Впрочем, эта критическая масса боли пока еще не находила убедительного воплощения в формах большого кинематографа. Но в этом году наконец такой фильм появился.

«Хайтарма» режиссера Ахтема Сеитаблаева (выпускник Киевского национального университета театра, кино и телевидения им. И. КарпенкоКарого по специальности «театральная режиссура») рассказывает о легендарном летчике-ассе времен Второй мировой войны, дважды Герое Советского Союза Ахмет-хане Султане, который по стечению обстоятельств оказался прямо в эпицентре ужасных событий — депортации его единоплеменников 18 мая 1944 года. Хайтарма — парный крымскотатарский танец, который происходит из знаменитого суфийского ритуала вращающихся юбок; следовательно, дословно «хайтарма» означает возвращение.

Собственно, сюжет охватывает несколько дней из жизни Султана. Видим его в деле, как он спасает Севастополь, сбивая тараном немецкий бомбардировщик (за мастерство выполнения этого маневра он даже получил неофициальное звание «король тарана»), его полковые будни, его приезд в Алупку к семье и его последующие попытки спасти родных от депортации.

«Хайтарме» присущи распространенные недостатки постсоветского исторического фильма: излишний пафос, прямолинейность некоторых диалогов, характеров, ситуаций. Однако так же есть и яркий, глубокий герой — особист Кротов в исполнении Алексея Горбунова: человек, который делает достойный выбор в практически невозможных обстоятельствах. Сначала он кажется антагонистом Ахмет-хана — тем мощнее драматический эффект, когда их судьбы пересекаются в опасной ситуации. Кроме того, «Хайтарма» выгодно отличается от многих наших исторических фильмов хорошо прописанным сюжетом и визуальным качеством. Воздушные бои, массовые сцены, не говоря уже об операторской работе, выполнены на достойном уровне. И самое важное: послание фильма максимально эмоционально обострено, четкое и разящее.

Можно только поздравить крымских татар — теперь они имеют необходимое для любой национальной культуры кинематографическое заявление, которое концентрирует в себе все, что народ хотел бы сказать о своей трагедии; но в то же время выход «Хайтармы» — событие для всех украинцев независимо от их этнического происхождения, потому что именно такие произведения дают возможность по-настоящему рассчитаться со своим прошлым.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать