120 лет кино. И все еще трудно...
Детям Люмьера посвящается
Кино рождалось усилиями многих людей, которые в той или иной степени приближались к решению проблемы экспонирования движущегося изображения на экран. Приближались и останавливались. А в двух французов, братьев Люмьер, получилось.
В 1883 г. Луи и Огюст Люмьер, вместе со своим отцом Антуаном наладили в Лионе производство желатиновых фотопластин. Через семь лет на фабрике Люмьер работали 200 работников, которые выпускали 4 миллиона пластин. Капитал семейной компании составлял где-то около 3 миллионов франков, немалое состояние, как видим. Как бы там ни было, кино придумали миллионеры, иногда они что-то делают и своими руками.
Патентная заявка на изобретение того, что названо «синематографом», была подана Люмьерами еще в феврале 1895-го. Уже существовал, скажем, кинетоскоп знаменитого американца Эдисона, однако это изобретение предусматривало только индивидуальный просмотр движущегося изображения. В этом, собственно, и заключался изобретение французов - изображение проецировалось на экран, а в зале наблюдать за ним могли десятки и сотни зрителей, которые объединялись в некое единство. Уже в годы Первой мировой войны стало ясно: кино является исключительно сильным инструментом пропаганды, позже это - с большой пользой для себя - использовали российские большевики, накрыв экраном все огромное пространство бывшей российской империи.
С февраля по декабрь 1895-го Люмьер готовились к коммерческой эксплуатации своего аппарата. Миллионеры, что с них взять, о прибыли думали. А о том, что их изобретение станет великим, мощным и чрезвычайно популярным искусством, кажется, нет. И некогда им было об этом думать - фильмы снимали, где-то около сотни сделали. Строго говоря, конечно, никакие не фильмы, а определенные жизненные ситуации, снятые с одной точки (аппарат не двигался, был закреплен намертво). Каждый такой «фильм» представлял собой пленку длиной 17 метров, демонстрация продолжалась примерно 50 секунд, благодаря замедленному темпу проекции.
Первый киносеанс братьев Люмьер состоялся в маленьком подвале «Гран кафе» на бульваре Капуцинок, 14, возле Оперы. Подвал назывался «Индийский салон», там должны были играть в бильярд, однако игру с киями почему тогда запрещали в кафе (боялись, очевидно, что будут бить друг друга). Поэтому обошлось без киев, однако Люмьеры в свой бильярд сыграли, загнав все шары в одну лузу...
Это была Рождественская неделя. 28 декабря состоялось что-то вроде генеральной репетиции, на которую позвали заинтересованных и довольно компетентных людей. Среди них был и Жорж Мельес, директор театра Робер-Уден, где на глазах у публики творили всевозможные чудеса. Именно Мельес и оставил воспоминания о том уникальном событии. Экран показался ему маленьким, на нем возникла статическая фотография, и он решил, что будут показывать проекционные фото, то, что потом назовут слайдами. Жорж даже решил посмеяться над этим, как вдруг «тянувший воз конь пошел на нас, вслед за ним - другие экипажи, затем прохожие - словом, вся уличная толпа. Увидев это зрелище, мы сидели с открытыми ртами и застыли от удивления, пораженные до предела. Затем показали «Стену» с облаком пыли, «Прибытие поезда», «Завтрак с ребенком» на фоне качающихся на ветру деревьев, затем «Выход с фабрики Люмьер» и наконец знаменитого «Политого поливальщика». К концу сеанса все были в восторге, и каждый спрашивал себя, каким образом удалось достичь таких результатов».
Впрочем, фокусник оправился довольно быстро и стал просить Люмьер, чтобы те продали свое изобретение. Цену подняли до 50 000 франков, большие деньги по тем временам, однако братья были нерушимы, как скала. На то они и миллионеры – потому что умные, потому что землю на три метра вглубь видят. Хотя и они не знали, во что превратится кино - в искусство, объединяющее (не всегда для добрых дел, правда) миллионы. А сейчас кино в каждом доме согревает душу. Особенно когда в ней начинаются заморозки.
Итак, сегодня праздник всех, кто делает кино, кто любит кино - а таких в Украине абсолютное большинство. Трудно сейчас с кинематографом у нас, но все же вера в рождественские чудеса не исчезает. Вот зарядим пленку в аппарат, вот начнем крутить ручку (тогда так работали «киношники»), и поедут на нас лошади и люди, только вместо того чтобы раздавить, они развлекут нас и вдохновят - на все великое и доброе.
С праздником, будьте все здоровы!
Section
Культура